вопрос.Социально-психологические феномены.




Социальная психология – наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

В психологическом словаре социальная психология определяется как отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Американский психолог Д. Майерс полагает, что социальная психология - это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг другу.

Современные представления о предмете социальной психологии неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:

  1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.
  1. Феномен взаимодействия между людьми (общения), например супружеского, детско-родительского, психотерапевтического; взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных гpyпп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных пси­хологов вызывают исследования социально-психологичес­кого климата группы и конфликтных отношений (группо­вых состоянии), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сработанности и конфликтности (групповые свойства) и др.

4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

Таким образом, социальная психология изучает психические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социаль­ного взаимодействия.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологи­ческих явлений.

К ним относятся следующие: личность в группе (системе отношений), взаимодей­ствие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполни­тель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа-группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная груп­па и т. п.)

Структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, тесно связанных между со­бой процессов:

а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы;

б) интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки, при­чем интеграции как социальной психологии в целом, так и отдельных составляющих ее частей.

Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений:

1. Ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпирический, экспериментальный и практический) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реа­лизуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяс­нительную, прогностическую и функцию воздействия.

  1. В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: труда, общения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной пси­хологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятель­ности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т. д.

3. В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни социальная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торгов­ли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В на­стоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекла­мы, культуры, досуга и др.

4. В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на следующие разделы:

  • социальная психология личности;
  • психология межличностного взаимодействия (общения и отношений);
  • психология малых групп;
  • психология межгруппового взаимодействия;
  • психология больших социальных групп и массовых явлений.

Кроме того, постепенно формируется раздел, который можно было бы назвать «психология общества». В настоящее время социальная психология не имеет, в отли­чие от социологии, своих специфических методов изучения общества, что затрудняет формирование такого раздела.

вопрос.Социально-психологические феномены.

Социальная психология изучает, во-первых, феномен взаимодействия и общения людей. Социальных психологов интересуют прежде всего следующие вопросы:

1. Что есть взаимодействие и общение?

2. По каким законам развиваются взаимодействие и общение?

3. Чем обусловлены их различные виды?

4. Какова их структура?

5. Какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений?

6. Каковы механизмы и условия взаимопонимания в процессе общения?

Во-вторых, отечественные психологи изучают феномен межличностных отношений, пытаются найти ответы на следующие вопросы:

1. Какова природа межличностных отношений?

2. Каково их место относительно системы общественных отношений?

3. Какие методы и методики являются адекватными для исследования межличностных отношений?

4. Каковы механизмы и условия формирования межличностных отношений между людьми?

В-третьих, к социально-психологическим феноменам относится феномен социальной группы. Основной круг вопросов, рассматриваемых отечественными учеными в связи с данным феноменом:

1. Какова специфика социально-психологического анализа группы?

2. По каким психологическим характеристикам группы отличаются друг от друга?

3. Какие процессы разворачиваются в больших и малых группах?

4. Какова специфика взаимодействия людей в различных социальных группах?

5. Каковы механизмы влияния субъекта на группу и группы на субъекта?

6. На каких принципах должно строиться исследование психологии больших и малых групп?

7. Какие методы наиболее “пригодны” для исследования психологии разных видов социальных групп?

В-четвертых, социальная психология рассматривает феномен межгрупповых отношений, и в связи с этим ученые пытаются понять:

1. В чем должна заключаться специфика анализа межгрупповых отношений в социальной психологии?

2. Какие процессы составляют область межгрупповых отношений?

3. Чем детерминирован характер отношений между группами?

4. В чем заключается специфика межгруппового восприятия?

5. Каковы причины и особенности протекания межгрупповых конфликтов?

6. Каким образом характер межгрупповых отношений влияет на внутригрупповые процессы?

В-пятых, социальную психологию интересует феномен личности. Изучая под особым углом проблему личности, социальные психологи рассматривают следующие вопросы:

  1. Какое место должна занять проблема личности в социальной психологии?
  2. Чем должен отличаться подход к изучению личности в социальной психологии от тех подходов, которые сложились в других науках о человеке (социологии, общей психологии и т. д.)?
  3. Каковы закономерности деятельности и поведения личности, включенной в определенную социальную группу?
  4. Через посредство каких групп осуществляется влияние общества на личность (социализация личности)?
  5. Каково содержание процесса социализации личности?
  6. Как усвоенный социальный опыт преломляется личностью и проявляет себя в её действиях и поступках в условиях активного общения с другими в тех реальных группах, где протекает её жизнедеятельность?
  7. Каково содержание и каковы психологические механизмы процесса идентификации личности с группой?
  8. Какова зависимость формирования определенных качеств (свойств) личности от особенностей тех групп, в которых осуществляется процесс социализации и в которых разворачивается её деятельность?
  9. Какова зависимость психологических характеристик группы от психологических характеристик тех личностей, которые образуют группу?

 

3 вопрос.
Становление и развитие социальной психологии.

План:

1.Этапы становления социальной психологии:

а) донаучный;

б) философский;

в) феноменологический;

г) научный

2.Основные направления социальной психологии

 

1.Этапы становления социальной психологии:

а) Донаучный. На заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. В различных системах древних воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу как регуляторы общественных отношений. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях.

б) Философский. В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских взглядов. В античности эти вопросы рассматривал Аристотель, Платон; в новое время Руссо, Гегель, Гоббс, Локк, происходит постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и практическое (прикладное).

в) Феноменологический. Это период, который предшествует становлению социальной психологии как науки (середина XIX века). Он связан:

- с развитием языкознания,

- с накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии,

- с успехами и потребностями криминологии,

- становлением массового производства и развитием городов.

В это время собирается материал для науки. Ученые не проводили экспериментов, не обрабатывали материал количественно. Они собирали, сравнивали и анализировали этнографические, исторические, языковые материалы. На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психологических явлений (поведение толпы, подражание, коллективный народный дух и т.д.). Для их изучения разрабатываются специфические способы и приемы исследования.

1859г. – зарождение эмпирической описательной социальной психологии. Х. Штейнталь и М. Лацаурус начали издавать журнал (на немецком языке) «Психология народов и языкознание» по этнической психологии и языкознанию. В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.

1) Психология народов – сер. XIX в., Германия. Коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества, т.е. признано существование сверхиндивидуальной души, подчиненной сверхиндивидуальной целостности - народу, нации. Теоретический источник - учение Гегеля о народном духе, идеализм Гербарта.

Создатели этой теории Лацаурус, Штейнталь. В статье «Вводное рассуждение о психологии народов» они писали, что «главная сила истории – это народ, или дух целого», который выражает себя в искусстве, языке, религии, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание является продуктом коллективного сознания, звеном психической связи. Задача социальной психологии – познать психически сущность духа народа и открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

2) Психология масс – II половина XIX в. Франция. Вопросы о взаимоотношении личности и общества решаются с индивидуальных позиций - примат личности. Источник – теория подражания Тарда (человек подражает обществу). Создатели С. Сигеле, Г.Лебон. Противопоставлялась масса и элита общества, где масса – любое скопление людей. Человек в массе обезличивается, господствуют импульсные реакции, чувства преобладают над интеллектом, он подвержен разным влияниям, утрачивает личную ответственность и не контролирует свои страсти, отсюда – масса всегда по своей природе хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита. Рассматривается единичное поведение массы в ситуации паники и распространяется на все массовидные явления.

3) Теория инстинктов социального поведения – середина XIX в. Шотландия. Создатель Макдугалл. Причиной социального поведения являются врожденные инстинкты, они обуславливают стремление к цели, свойственное животному и человеку. Примат личности. Репертуар инстинктов возникает как наследственно закрепленные каналы для разрядки нервной энергии. Всё, что происходит в сознании находится в прямой зависимости от бессознательного. Внутреннее выражение инстинктов – эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями систематична и определенна. Выделяется 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

1. инстинкт борьбы – гнев, страх

2. бегство – самосохранение

3. воспроизведение рода – ревность, женская робость

4. приобретение – собственности

5. строительства – созидания

6. стадный – принадлежности

Из инстинктов выводятся все социальные учреждения, семья, торговля, общественные процессы, война.

г) Научный. Начинается в 20-е гг. XX в. Характеризуется применением экспериментального метода для изучения личности и группы, а также техникой получения и количественной обработки данных. Начало этого этапа связано с работами В. Мёде, Р. Олпорта, В.М. Бехтерева, которые перешли к системе экспериментального изучения социально-психологических явлений в группе (в основном 7-10 человек).

В. Мёде выявил разницу в способности выносить боль в одиночку и в группе, в устойчивости и силе внимания, в счете, в звукоразличениях. Установил:

- есть различные типы людей относительно влияния на них группы («+», «- », нейтральное);

- в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере моторики, эмоций, воли;

- в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психологической сфере.

Р. Олпорт – испытуемые выполняли задания в изолированной комнате и в общей. Они умножали числа, зачеркивали определенные буквы, различали вес, запах и т.д.

Результаты исследований:

- суждения о философских текстах выше по качеству в изолированныхусловиях, чем в группе;

- увеличение личных моментов в ассоциациях в изолированных условиях; - в оценке запаха и цвета группа сглаживает крайности суждений.

Таким образом были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления) в условиях изоляции и в присутствии группы.

В.М. Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым) экспериментально установили:

группа способствует:

а) увеличению объема знаний,

б) исправлению ошибок,

в) смягчению отношения к проступку;

группа позволяет выдержать более сильные раздражители;

группа дает общие сдвиги в показателях.

Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

 

2.Основные направления социальной психологии:

 

Направления Ведущие представители Ключевые идеи
1. Психоанализ З. Фрейд, К. Юнг, Р. Адлер, Г. Салливен, Э. Фромм Основу психологической жизни человека составляют бессознательные влечения, потребности и образы, формирующиеся в раннем детстве, которые определяют социальное поведение и предпочтения.
2. Бихевиоризм Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, К. Халл Человек – это совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы). Социальными стимулами являются другие люди) Стимул → Реакция
3. Гештальтпсихология М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин, Ф.Хайдер Внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей.
4. Символический интеракционизм Дж. Мид, Г. Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Этими значениями, представленными символически, люди обмениваются в процессе коммуникации и проигрывания ролей.
5. Когнитивизм Д. Бродбент, Р. Аткинсон, У. Найссер, Ж. Пиаже, Дж. Келли, Ч. Осгуд, Л. Фестингер Знания, представления, образы, ситуации и характер протекания познавательных процессов определяют поведение индивидов
6. Гуманистическая психология Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс Человек – уникальная открытая, устремленная в будущее система. Он стремится свободно реализовать свой потенциал к творчеству, вере в себя, к личностному росту в направлении своего идеала.

 

4 вопрос.современный этап развития социальной психологии(научный)
Социальная психология
– наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия..

Основные этапы развития социальной психологии как науки:

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Научный этап начинается в 20-е гг. XX в.

Характеризуется применением экспериментального метода для изучения личности и группы, а также техникой получения и количественной обработки данных.

Мёде Установил:

- есть различные типы людей относительно влияния на них группы («+», «- », нейтральное);

- в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере моторики, эмоций, воли;

- в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психологической сфере.

Р. Олпорт Результаты исследований:

- суждения о философских текстах выше по качеству в изолированных условиях, чем в группе;

- увеличение личных моментов в ассоциациях в изолированных условиях;

- в оценке запаха и цвета группа сглаживает крайности суждений.

Таким образом, были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления) в условиях изоляции и в присутствии группы.

В.М. Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым) экспериментально установили, что группа способствует:

- увеличению объема знаний,

- исправлению ошибок,

- смягчению отношения к проступку;

- группа позволяет выдержать более сильные раздражители;

- группа дает общие сдвиги в показателях.

Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: