Социальная психология – наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
В психологическом словаре социальная психология определяется как отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Американский психолог Д. Майерс полагает, что социальная психология - это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг другу.
Современные представления о предмете социальной психологии неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
- Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.
- Феномен взаимодействия между людьми (общения), например супружеского, детско-родительского, психотерапевтического; взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.
3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных гpyпп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состоянии), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сработанности и конфликтности (групповые свойства) и др.
|
4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д.
Таким образом, социальная психология изучает психические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений.
К ним относятся следующие: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа-группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.)
Структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, тесно связанных между собой процессов:
а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы;
|
б) интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки, причем интеграции как социальной психологии в целом, так и отдельных составляющих ее частей.
Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений:
1. Ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпирический, экспериментальный и практический) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия.
- В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: труда, общения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т. д.
3. В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни социальная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В настоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др.
|
4. В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на следующие разделы:
- социальная психология личности;
- психология межличностного взаимодействия (общения и отношений);
- психология малых групп;
- психология межгруппового взаимодействия;
- психология больших социальных групп и массовых явлений.
Кроме того, постепенно формируется раздел, который можно было бы назвать «психология общества». В настоящее время социальная психология не имеет, в отличие от социологии, своих специфических методов изучения общества, что затрудняет формирование такого раздела.
вопрос.Социально-психологические феномены.
Социальная психология изучает, во-первых, феномен взаимодействия и общения людей. Социальных психологов интересуют прежде всего следующие вопросы:
1. Что есть взаимодействие и общение?
2. По каким законам развиваются взаимодействие и общение?
3. Чем обусловлены их различные виды?
4. Какова их структура?
5. Какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений?
6. Каковы механизмы и условия взаимопонимания в процессе общения?
Во-вторых, отечественные психологи изучают феномен межличностных отношений, пытаются найти ответы на следующие вопросы:
1. Какова природа межличностных отношений?
2. Каково их место относительно системы общественных отношений?
3. Какие методы и методики являются адекватными для исследования межличностных отношений?
4. Каковы механизмы и условия формирования межличностных отношений между людьми?
В-третьих, к социально-психологическим феноменам относится феномен социальной группы. Основной круг вопросов, рассматриваемых отечественными учеными в связи с данным феноменом:
1. Какова специфика социально-психологического анализа группы?
2. По каким психологическим характеристикам группы отличаются друг от друга?
3. Какие процессы разворачиваются в больших и малых группах?
4. Какова специфика взаимодействия людей в различных социальных группах?
5. Каковы механизмы влияния субъекта на группу и группы на субъекта?
6. На каких принципах должно строиться исследование психологии больших и малых групп?
7. Какие методы наиболее “пригодны” для исследования психологии разных видов социальных групп?
В-четвертых, социальная психология рассматривает феномен межгрупповых отношений, и в связи с этим ученые пытаются понять:
1. В чем должна заключаться специфика анализа межгрупповых отношений в социальной психологии?
2. Какие процессы составляют область межгрупповых отношений?
3. Чем детерминирован характер отношений между группами?
4. В чем заключается специфика межгруппового восприятия?
5. Каковы причины и особенности протекания межгрупповых конфликтов?
6. Каким образом характер межгрупповых отношений влияет на внутригрупповые процессы?
В-пятых, социальную психологию интересует феномен личности. Изучая под особым углом проблему личности, социальные психологи рассматривают следующие вопросы:
- Какое место должна занять проблема личности в социальной психологии?
- Чем должен отличаться подход к изучению личности в социальной психологии от тех подходов, которые сложились в других науках о человеке (социологии, общей психологии и т. д.)?
- Каковы закономерности деятельности и поведения личности, включенной в определенную социальную группу?
- Через посредство каких групп осуществляется влияние общества на личность (социализация личности)?
- Каково содержание процесса социализации личности?
- Как усвоенный социальный опыт преломляется личностью и проявляет себя в её действиях и поступках в условиях активного общения с другими в тех реальных группах, где протекает её жизнедеятельность?
- Каково содержание и каковы психологические механизмы процесса идентификации личности с группой?
- Какова зависимость формирования определенных качеств (свойств) личности от особенностей тех групп, в которых осуществляется процесс социализации и в которых разворачивается её деятельность?
- Какова зависимость психологических характеристик группы от психологических характеристик тех личностей, которые образуют группу?
3 вопрос.
Становление и развитие социальной психологии.
План:
1.Этапы становления социальной психологии:
а) донаучный;
б) философский;
в) феноменологический;
г) научный
2.Основные направления социальной психологии
1.Этапы становления социальной психологии:
а) Донаучный. На заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. В различных системах древних воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу как регуляторы общественных отношений. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях.
б) Философский. В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских взглядов. В античности эти вопросы рассматривал Аристотель, Платон; в новое время Руссо, Гегель, Гоббс, Локк, происходит постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и практическое (прикладное).
в) Феноменологический. Это период, который предшествует становлению социальной психологии как науки (середина XIX века). Он связан:
- с развитием языкознания,
- с накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии,
- с успехами и потребностями криминологии,
- становлением массового производства и развитием городов.
В это время собирается материал для науки. Ученые не проводили экспериментов, не обрабатывали материал количественно. Они собирали, сравнивали и анализировали этнографические, исторические, языковые материалы. На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психологических явлений (поведение толпы, подражание, коллективный народный дух и т.д.). Для их изучения разрабатываются специфические способы и приемы исследования.
1859г. – зарождение эмпирической описательной социальной психологии. Х. Штейнталь и М. Лацаурус начали издавать журнал (на немецком языке) «Психология народов и языкознание» по этнической психологии и языкознанию. В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.
1) Психология народов – сер. XIX в., Германия. Коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества, т.е. признано существование сверхиндивидуальной души, подчиненной сверхиндивидуальной целостности - народу, нации. Теоретический источник - учение Гегеля о народном духе, идеализм Гербарта.
Создатели этой теории Лацаурус, Штейнталь. В статье «Вводное рассуждение о психологии народов» они писали, что «главная сила истории – это народ, или дух целого», который выражает себя в искусстве, языке, религии, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание является продуктом коллективного сознания, звеном психической связи. Задача социальной психологии – познать психически сущность духа народа и открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».
2) Психология масс – II половина XIX в. Франция. Вопросы о взаимоотношении личности и общества решаются с индивидуальных позиций - примат личности. Источник – теория подражания Тарда (человек подражает обществу). Создатели С. Сигеле, Г.Лебон. Противопоставлялась масса и элита общества, где масса – любое скопление людей. Человек в массе обезличивается, господствуют импульсные реакции, чувства преобладают над интеллектом, он подвержен разным влияниям, утрачивает личную ответственность и не контролирует свои страсти, отсюда – масса всегда по своей природе хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита. Рассматривается единичное поведение массы в ситуации паники и распространяется на все массовидные явления.
3) Теория инстинктов социального поведения – середина XIX в. Шотландия. Создатель Макдугалл. Причиной социального поведения являются врожденные инстинкты, они обуславливают стремление к цели, свойственное животному и человеку. Примат личности. Репертуар инстинктов возникает как наследственно закрепленные каналы для разрядки нервной энергии. Всё, что происходит в сознании находится в прямой зависимости от бессознательного. Внутреннее выражение инстинктов – эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями систематична и определенна. Выделяется 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:
1. инстинкт борьбы – гнев, страх
2. бегство – самосохранение
3. воспроизведение рода – ревность, женская робость
4. приобретение – собственности
5. строительства – созидания
6. стадный – принадлежности
Из инстинктов выводятся все социальные учреждения, семья, торговля, общественные процессы, война.
г) Научный. Начинается в 20-е гг. XX в. Характеризуется применением экспериментального метода для изучения личности и группы, а также техникой получения и количественной обработки данных. Начало этого этапа связано с работами В. Мёде, Р. Олпорта, В.М. Бехтерева, которые перешли к системе экспериментального изучения социально-психологических явлений в группе (в основном 7-10 человек).
В. Мёде выявил разницу в способности выносить боль в одиночку и в группе, в устойчивости и силе внимания, в счете, в звукоразличениях. Установил:
- есть различные типы людей относительно влияния на них группы («+», «- », нейтральное);
- в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере моторики, эмоций, воли;
- в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психологической сфере.
Р. Олпорт – испытуемые выполняли задания в изолированной комнате и в общей. Они умножали числа, зачеркивали определенные буквы, различали вес, запах и т.д.
Результаты исследований:
- суждения о философских текстах выше по качеству в изолированныхусловиях, чем в группе;
- увеличение личных моментов в ассоциациях в изолированных условиях; - в оценке запаха и цвета группа сглаживает крайности суждений.
Таким образом были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления) в условиях изоляции и в присутствии группы.
В.М. Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым) экспериментально установили:
группа способствует:
а) увеличению объема знаний,
б) исправлению ошибок,
в) смягчению отношения к проступку;
группа позволяет выдержать более сильные раздражители;
группа дает общие сдвиги в показателях.
Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.
2.Основные направления социальной психологии:
Направления | Ведущие представители | Ключевые идеи |
1. Психоанализ | З. Фрейд, К. Юнг, Р. Адлер, Г. Салливен, Э. Фромм | Основу психологической жизни человека составляют бессознательные влечения, потребности и образы, формирующиеся в раннем детстве, которые определяют социальное поведение и предпочтения. |
2. Бихевиоризм | Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, К. Халл | Человек – это совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы). Социальными стимулами являются другие люди) Стимул → Реакция |
3. Гештальтпсихология | М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин, Ф.Хайдер | Внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей. |
4. Символический интеракционизм | Дж. Мид, Г. Блумер | Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Этими значениями, представленными символически, люди обмениваются в процессе коммуникации и проигрывания ролей. |
5. Когнитивизм | Д. Бродбент, Р. Аткинсон, У. Найссер, Ж. Пиаже, Дж. Келли, Ч. Осгуд, Л. Фестингер | Знания, представления, образы, ситуации и характер протекания познавательных процессов определяют поведение индивидов |
6. Гуманистическая психология | Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс | Человек – уникальная открытая, устремленная в будущее система. Он стремится свободно реализовать свой потенциал к творчеству, вере в себя, к личностному росту в направлении своего идеала. |
4 вопрос.современный этап развития социальной психологии(научный)
Социальная психология – наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия..
Основные этапы развития социальной психологии как науки:
Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.
Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.
Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.
Научный этап начинается в 20-е гг. XX в.
Характеризуется применением экспериментального метода для изучения личности и группы, а также техникой получения и количественной обработки данных.
Мёде Установил:
- есть различные типы людей относительно влияния на них группы («+», «- », нейтральное);
- в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере моторики, эмоций, воли;
- в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психологической сфере.
Р. Олпорт Результаты исследований:
- суждения о философских текстах выше по качеству в изолированных условиях, чем в группе;
- увеличение личных моментов в ассоциациях в изолированных условиях;
- в оценке запаха и цвета группа сглаживает крайности суждений.
Таким образом, были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления) в условиях изоляции и в присутствии группы.
В.М. Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым) экспериментально установили, что группа способствует:
- увеличению объема знаний,
- исправлению ошибок,
- смягчению отношения к проступку;
- группа позволяет выдержать более сильные раздражители;
- группа дает общие сдвиги в показателях.
Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.