вопрос.Социально-психологические феномены.
Социальная психология – наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. В психологическом словаре социальная психология определяется как отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Американский психолог Д. Майерс полагает, что социальная психология - это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг другу. Современные представления о предмете социальной психологии неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных гpyпп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состоянии), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сработанности и конфликтности (групповые свойства) и др. 4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д. Таким образом, социальная психология изучает психические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений. К ним относятся следующие: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа-группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.) Структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, тесно связанных между собой процессов: а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы; б) интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки, причем интеграции как социальной психологии в целом, так и отдельных составляющих ее частей. Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений: 1. Ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпирический, экспериментальный и практический) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия.
3. В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни социальная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В настоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др. 4. В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на следующие разделы:
Кроме того, постепенно формируется раздел, который можно было бы назвать «психология общества». В настоящее время социальная психология не имеет, в отличие от социологии, своих специфических методов изучения общества, что затрудняет формирование такого раздела. вопрос.Социально-психологические феномены. Социальная психология изучает, во-первых, феномен взаимодействия и общения людей. Социальных психологов интересуют прежде всего следующие вопросы: 1. Что есть взаимодействие и общение? 2. По каким законам развиваются взаимодействие и общение? 3. Чем обусловлены их различные виды? 4. Какова их структура? 5. Какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений? 6. Каковы механизмы и условия взаимопонимания в процессе общения? Во-вторых, отечественные психологи изучают феномен межличностных отношений, пытаются найти ответы на следующие вопросы: 1. Какова природа межличностных отношений? 2. Каково их место относительно системы общественных отношений? 3. Какие методы и методики являются адекватными для исследования межличностных отношений? 4. Каковы механизмы и условия формирования межличностных отношений между людьми? В-третьих, к социально-психологическим феноменам относится феномен социальной группы. Основной круг вопросов, рассматриваемых отечественными учеными в связи с данным феноменом: 1. Какова специфика социально-психологического анализа группы? 2. По каким психологическим характеристикам группы отличаются друг от друга? 3. Какие процессы разворачиваются в больших и малых группах? 4. Какова специфика взаимодействия людей в различных социальных группах? 5. Каковы механизмы влияния субъекта на группу и группы на субъекта? 6. На каких принципах должно строиться исследование психологии больших и малых групп? 7. Какие методы наиболее “пригодны” для исследования психологии разных видов социальных групп? В-четвертых, социальная психология рассматривает феномен межгрупповых отношений, и в связи с этим ученые пытаются понять: 1. В чем должна заключаться специфика анализа межгрупповых отношений в социальной психологии? 2. Какие процессы составляют область межгрупповых отношений? 3. Чем детерминирован характер отношений между группами? 4. В чем заключается специфика межгруппового восприятия? 5. Каковы причины и особенности протекания межгрупповых конфликтов? 6. Каким образом характер межгрупповых отношений влияет на внутригрупповые процессы? В-пятых, социальную психологию интересует феномен личности. Изучая под особым углом проблему личности, социальные психологи рассматривают следующие вопросы:
3 вопрос. План: 1.Этапы становления социальной психологии: а) донаучный; б) философский; в) феноменологический; г) научный 2.Основные направления социальной психологии
1.Этапы становления социальной психологии: а) Донаучный.На заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. В различных системах древних воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу как регуляторы общественных отношений. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях. б) Философский. В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских взглядов. В античности эти вопросы рассматривал Аристотель, Платон; в новое время Руссо, Гегель, Гоббс, Локк, происходит постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и практическое (прикладное). в) Феноменологический. Это период, который предшествует становлению социальной психологии как науки (середина XIX века). Он связан: - с развитием языкознания, - с накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии, - с успехами и потребностями криминологии, - становлением массового производства и развитием городов. В это время собирается материал для науки. Ученые не проводили экспериментов, не обрабатывали материал количественно. Они собирали, сравнивали и анализировали этнографические, исторические, языковые материалы. На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психологических явлений (поведение толпы, подражание, коллективный народный дух и т.д.). Для их изучения разрабатываются специфические способы и приемы исследования. 1859г. – зарождение эмпирической описательной социальной психологии.Х. Штейнталь и М. Лацаурус начали издавать журнал (на немецком языке) «Психология народов и языкознание» по этнической психологии и языкознанию. В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции. 1) Психология народов – сер. XIX в., Германия. Коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества, т.е. признано существование сверхиндивидуальной души, подчиненной сверхиндивидуальной целостности - народу, нации. Теоретический источник - учение Гегеля о народном духе, идеализм Гербарта. Создатели этой теории Лацаурус, Штейнталь. В статье «Вводное рассуждение о психологии народов» они писали, что «главная сила истории – это народ, или дух целого», который выражает себя в искусстве, языке, религии, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание является продуктом коллективного сознания, звеном психической связи. Задача социальной психологии – познать психически сущность духа народа и открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». 2) Психология масс – II половина XIX в. Франция. Вопросы о взаимоотношении личности и общества решаются с индивидуальных позиций - примат личности. Источник – теория подражания Тарда (человек подражает обществу). Создатели С. Сигеле, Г.Лебон. Противопоставлялась масса и элита общества, где масса – любое скопление людей. Человек в массе обезличивается, господствуют импульсные реакции, чувства преобладают над интеллектом, он подвержен разным влияниям, утрачивает личную ответственность и не контролирует свои страсти, отсюда – масса всегда по своей природе хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита. Рассматривается единичное поведение массы в ситуации паники и распространяется на все массовидные явления. 3) Теория инстинктов социального поведения – середина XIX в. Шотландия. Создатель Макдугалл. Причиной социального поведения являются врожденные инстинкты, они обуславливают стремление к цели, свойственное животному и человеку. Примат личности. Репертуар инстинктов возникает как наследственно закрепленные каналы для разрядки нервной энергии. Всё, что происходит в сознании находится в прямой зависимости от бессознательного. Внутреннее выражение инстинктов – эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями систематична и определенна. Выделяется 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций: 1. инстинкт борьбы – гнев, страх 2. бегство – самосохранение 3. воспроизведение рода – ревность, женская робость 4. приобретение – собственности 5. строительства – созидания 6. стадный – принадлежности Из инстинктов выводятся все социальные учреждения, семья, торговля, общественные процессы, война. г) Научный.Начинается в 20-е гг. XX в. Характеризуется применением экспериментального метода для изучения личности и группы, а также техникой получения и количественной обработки данных. Начало этого этапа связано с работами В. Мёде, Р. Олпорта, В.М. Бехтерева, которые перешли к системе экспериментального изучения социально-психологических явлений в группе (в основном 7-10 человек). В. Мёде выявил разницу в способности выносить боль в одиночку и в группе, в устойчивости и силе внимания, в счете, в звукоразличениях. Установил: - есть различные типы людей относительно влияния на них группы («+», « - » , нейтральное); - в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере моторики, эмоций, воли; - в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психологической сфере. Р. Олпорт – испытуемые выполняли задания в изолированной комнате и в общей. Они умножали числа, зачеркивали определенные буквы, различали вес, запах и т.д. Результаты исследований: - суждения о философских текстах выше по качеству в изолированныхусловиях, чем в группе; - увеличение личных моментов в ассоциациях в изолированных условиях; - в оценке запаха и цвета группа сглаживает крайности суждений. Таким образом были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления) в условиях изоляции и в присутствии группы. В.М. Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым) экспериментально установили: группа способствует: а) увеличению объема знаний, б) исправлению ошибок, в) смягчению отношения к проступку; группа позволяет выдержать более сильные раздражители; группа дает общие сдвиги в показателях. Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.
2.Основные направления социальной психологии:
4 вопрос .современный этап развития социальной психологии(научный) Основные этапы развития социальной психологии как науки: Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки. Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др. Научный этап начинается в 20-е гг. XX в. Характеризуется применением экспериментального метода для изучения личности и группы, а также техникой получения и количественной обработки данных. Мёде Установил: - есть различные типы людей относительно влияния на них группы («+», « - » , нейтральное); - в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере моторики, эмоций, воли; - в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психологической сфере. Р. Олпорт Результаты исследований: - суждения о философских текстах выше по качеству в изолированных условиях, чем в группе; - увеличение личных моментов в ассоциациях в изолированных условиях; - в оценке запаха и цвета группа сглаживает крайности суждений. Таким образом, были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления) в условиях изоляции и в присутствии группы. В.М. Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым) экспериментально установили, что группа способствует: - увеличению объема знаний, - исправлению ошибок, - смягчению отношения к проступку; - группа позволяет выдержать более сильные раздражители; - группа дает общие сдвиги в показателях. Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.
Читайте также: Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ДКР ФСБ России: Структура ФСБ включает восемь служб...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |