Для оценки экономической эффективности рыночной структуры используется понятие оптимума, предложенное итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848-1923). Оптимум Парето – это такое состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества, то есть эффективным будет состояние, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества.
Экономическая эффективность, базирующаяся на оптимуме Парето, включает производственную эффективность и эффективность распределения ресурсов.
Производственная эффективность – это такое состояние, при котором невозможно увеличить производство какого-либо одного продукта, не уменьшая выпуска другого. Таким образом, должны быть использованы все имеющиеся ресурсы, и каждый продукт должен производиться наиболее дешевым способом.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде цена равна долгосрочным средним издержкам. При этом линия спроса на продукцию отдельного предприятия горизонтальна. Поэтому она касается кривой долгосрочных средних общих издержек в точке ее минимума. В результате, издержки предприятия равны минимальным долгосрочным издержкам, что говорит о том, что предприятие использует наиболее эффективную (из доступных) технологию, то есть привлекает минимум ресурсов для производства единицы продукции.
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции достигается производственная эффективность.
Эффективность распределения ресурсов – это такое состояние, при котором невозможно изменить структуру общественного продукта так, чтобы получить чистую выгоду для общества, то есть эффективность распределения ресурсов достигается тогда, когда в экономической системе производится такой набор продуктов, который в наибольшей степени удовлетворяет потребности экономических субъектов.
|
Эффективность распределения ресурсов наступает при равенстве цены и предельных издержек. Цена продукта есть показатель его относительной ценности. Предельные издержки производства продукта – показатель относительной ценности других товаров, которые могли быть изготовлены с помощью использованных в производстве данного продукта ресурсов.
Докажем условие эффективности распределения ресурсов методом «от обратного». Если цена продукта А больше предельных издержек его производства, то это значит, что для экономических субъектов ценность продукта А выше ценности других продуктов, которые могли быть изготовлены с помощью использованных в производстве продукта А ресурсов. Поэтому, если увеличить производство продукта А за счет уменьшения производства других товаров, то степень удовлетворения потребностей экономических субъектов повысится. Следовательно, ситуация, когда цена продукта выше предельных издержек его производства, не является ситуацией эффективности распределения ресурсов.
Если цена продукта А меньше предельных издержек его производства, то это значит, что для экономических субъектов ценность продукта А ниже ценности других продуктов, которые могли быть изготовлены с помощью использованных в производстве продукта А ресурсов. Поэтому, если уменьшить производство продукта А и увеличить производство других товаров, то степень удовлетворения потребностей экономических субъектов повысится. Следовательно, ситуация, когда цена продукта меньше предельных издержек его производства, не является ситуацией эффективности распределения ресурсов.
|
В условиях совершенной конкуренции предельные издержки равны цене товара. Поэтому в этой рыночной структуре достигается эффективность распределения ресурсов.
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции достигается производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов, то есть экономическая эффективность. Это отражено на рисунке 11.
В точке К наблюдается достижение экономической эффективности, так как в этой точке соблюдаются два необходимых условия:
1) Р = min ATC (производственная эффективность);
2) Р = МС (эффективность распределения ресурсов).
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Назовите виды рыночных структур.
2. Назовите признаки рынка совершенной конкуренции и раскройте их содержание.
3. Чем объясняется совершенно эластичный характер спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции?
4. Почему кривая спроса отрасли в условиях совершенной конкуренции имеет отрицательный наклон?
5. Объясните взаимосвязь спроса и дохода в условиях совершенной конкуренции.
6. Используя подход «общие издержки – совокупный доход», объясните стратегию поведения предприятия «максимизация прибыли».
7. Используя подход «общие издержки – совокупный доход», объясните стратегию поведения предприятия «минимизация убытков».
|
8. Объясните стратегию поведения «закрытие предприятия» на основе подхода «общие издержки - совокупный доход».
9. Используя подход «предельный доход – предельные издержки», объясните стратегию поведения предприятия «максимизация прибыли».
10. Используя подход «предельный доход – предельные издержки», объясните стратегию поведения предприятия «минимизация убытков».
11. Объясните стратегию поведения «закрытие предприятия» на основе подхода «предельный доход – предельные издержки».
12. Объясните, чем отличается долгосрочный период для предприятия, действующего в условиях совершенной конкуренции, от краткосрочного?
13. В чем сущность долгосрочного равновесия для предприятия?
14. Объясните с помощью графика рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции.
15. Чем отличается предложение отдельного предприятия от рыночного предложения в долгосрочном периоде (используйте графический метод)?
16. В чем сущность оптимума В. Парето?
17. Раскройте содержание понятий «производственная эффективность» и «эффективность распределения ресурсов».
18. Дайте оценку производственной эффективности предприятия в условиях рынка совершенной конкуренции.
19. Дайте оценку эффективности распределения ресурсов предприятия в условиях рынка совершенной конкуренции.
20. Дайте графическую интерпретацию экономической эффективности на рынке совершенной конкуренции.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Тесты
Выберите правильный ответ:
1. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:
а) предприятие находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;
б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению АТС;
в) кривая спроса на продукт предприятия имеет отрицательный наклон;
г) кривая спроса на продукт предприятия – горизонтальная линия.
2. В краткосрочном периоде конкурентное предприятие, максимизирующее прибыль или минимизирующее убытки, не будет продолжать производство, если:
а) цена продукта ниже минимальных средних издержек;
б) средние постоянные издержки выше цены продукта;
в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек;
г) цена продукта ниже предельных издержек;
д) общий доход не покрывает общих издержек предприятия.
3. Кривая спроса на продукцию конкурентного предприятия:
а) имеет отрицательный наклон;
б) горизонтальная линия при данном уровне цены;
в) вертикальная линия при данном объеме предложения;
г) имеет наклон 1/n, где n – количество предприятий в отрасли;
д) имеет положительный наклон.
4. Если цена продукта недостаточна, чтобы покрыть средние затраты на его производство, то предприятие должно в краткосрочном периоде:
а) остановить производство как можно скорее;
б) продолжать производство товаров на уровне, где Р=МС, если Р>AVC;
в) выбрать новую технологию;
г) сократить накладные расходы;
д) продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает все постоянные издержки.
5. Если предельные издержки превышают средние издержки при объеме производства, максимизирующем прибыль, то предприятие:
а) получает положительную прибыль;
б) выбирает объем производства, соответствующий точке, расположенной правее минимума кривой средних издержек;
в) не прекратит производство;
г) все предыдущие ответы верны;
д) все предыдущие ответы неверны.
6. Кривая предложения конкурентной фирмы на краткосрочных временных интервалах – это:
а) кривая предельных издержек;
б) линия цены товара;
в) снижающаяся часть кривой средних издержек;
г) возрастающая часть кривой средних издержек;
д) часть кривой предельных издержек, расположенная выше кривой средних переменных издержек.
7. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а) значительное число предприятий, функционирующих на рынке, выпускает идентичную продукцию;
б) имеется много покупателей, приобретающих эту продукцию по текущей цене;
в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;
г) имеет место свободный вход и выход на этот рынок;
д) все предыдущие ответы верны.
8. При каком из нижеперечисленных условий предприятию –совершенному конкуренту следует прекратить производство и уйти с рынка с целью минимизации убытков в краткосрочном периоде:
а) Р>AC;
б) P=MC;
в) P<AC;
г) P>AFC;
д) P>AVC;
е) P<AVC.
Верно/неверно
Определите, верны или неверны следующие утверждения:
1. Если рыночная цена постоянна, то увеличение объема производства не повлияет на размер прибыли предприятия.
2. Если кривая общего дохода предприятия лежит ниже кривой общих издержек, то при любых объемах производства предприятие несет убытки.
3. В реальной экономике не было и нет рынков, удовлетворяющих всем условиям совершенной конкуренции.
4. Кривая спроса для предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции, имеет отрицательный наклон.
5. Предприятие в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде получает нормальную прибыль.
6. Кривая предложения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде, определяется возрастающей частью кривой средних переменных издержек.
7. Для предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции, цена продукта равна предельному доходу.
8. На рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде нормальная прибыль равна нулю.
9. Предприятия, функционирующие в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, выбирают объем производства, при котором цена равна минимальным долгосрочным средним издержкам.
10. «Золотое правило» для предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции: необходимо выбирать такой объем производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене продукта.
Задачи
1. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция общих издержек имеет вид ТС=0,2Q2+15Q+20.
Какой объем производства выберет фирма, если цена товара 20 ден.ед.?
2. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция средних издержек имеет вид АТС=2Q+10.
Какой объем производства выберет фирма, если цена товара 30 ден.ед.?
3. В отрасли с совершенной конкуренцией функционирует 100 одинаковых фирм. Функция общих издержек каждой из них имеет вид ТС=5Q2.
Определить функцию предложения одной фирмы и всей отрасли.
Определить равновесные значения цены и объема производства продукции, если функция спроса на продукцию отрасли имеет вид Qd=400-90P.
4. В отрасли с совершенной конкуренцией функционирует 50 одинаковых фирм. Функция предельных издержек каждой из них имеет вид МС=4Q.
Определить функцию предложения одной фирмы и всей отрасли.
Определить равновесные значения цены и объема производства продукции, если функция спроса на продукцию отрасли имеет вид Qd=46-10,5P.
5. Средние издержки предприятия в условиях совершенной конкуренции описываются формулой АС=60+2Q. Как изменится объем выпуска предприятия, если цена на продукцию с 300рублей за штуку упадет до 200 рублей за штуку?
6. Общие издержки предприятия в условиях совершенной конкуренции описываются формулой ТС=80Q +3Q2. Как изменится объем выпуска предприятия, если цена на продукцию с 500рублей за штуку увеличится до 680 рублей за штуку?
7. Спрос на продукцию конкурентной отрасли Qd=55-P, а предложение Qs=2P-5. Если у одного из предприятий отрасли восходящий участок кривой предельных издержек МС=5Q+5, то при каких цене и объеме производства предприятие максимизирует прибыль?
8. Спрос на продукцию конкурентной отрасли Qd=40-2P, а предложение Qs=3P-10. Если у одного из предприятий отрасли функция общих издержек ТС=2Q2+2Q, то при каких цене и объеме производства предприятие максимизирует прибыль?
9. Функция общих издержек предприятия имеет вид ТС=6Q+2Q2.
Какую прибыль получит предприятие, производящее 20 единиц товара, реализуя их на рынке совершенной конкуренции по цене 40 денежных единиц за единицу продукции?
10. Функция средних издержек предприятия имеет вид АТС=4+Q.
Какую прибыль получит предприятие, производящее 30 единиц товара, реализуя их на рынке совершенной конкуренции по цене 60 денежных единиц за единицу продукции?
11. Предприятие функционирует в условиях совершенной конкуренции и имеет следующую функцию общих издержек: ТС=120+10Q+30Q2.
При каком объеме производства предприятие будет максимизировать прибыль, если цена установилась на уровне 250 денежных единиц? Определить размер прибыли предприятия.
Будут ли в долгосрочном периоде в эту отрасль стремиться войти новые предприятия?
12. Предприятие функционирует в условиях совершенной конкуренции и имеет следующую функцию общих издержек: ТС=10+20Q+10Q2.
При каком объеме производства предприятие будет максимизировать прибыль, если цена установилась на уровне 200 денежных единиц? Определить размер прибыли предприятия.
13. В таблице 1 содержатся данные об издержках и доходах предприятия, функционирующего на рынке совершенной конкуренции. Используя эту информацию, выполните следующие задания:
а) рассчитайте соответствующие показатели и заполните таблицу 1;
б) При каком объеме производства предприятие максимизирует прибыль или минимизирует убытки?
Таблица 1
Qr | Qp | Pr | Pp | TR | AR | MR | TC | TFC | TVC | ATC | AVC | AFC | MC |
единиц | денежных единиц | ||||||||||||
Q r – количество переменного ресурса;
Qp – объем продукции;
Pr – цена переменного ресурса;
Pp – цена единицы продукции;
TR – общий доход;
AR – средний доход;
MR – предельный доход;
TC – общие издержки;
TFC – общие постоянные издержки;
TVC –общие переменные издержки;
ATC – средние общие издержки;
AVC – средние переменные издержки;
AFC – средние постоянные издержки;
MC – предельные издержки.
ОТВЕТЫНА КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Тесты
1 – в, 2 – в, 3 – б, 4 – б, 5 – г, 6 – д, 7 – д, 8 – е.
Верно/неверно
1 – неверно
2 – верно
3 – верно
4 – неверно
5 – верно
6 – неверно
7 – верно
8 – неверно
9 – верно
10 – верно
Задачи
1. Условие для оптимального объема производства МС=Р;
МС = (ТС)/ = 0,4*Q+15
0,4*Q+15 = 20
Q = 12,5
2. Q = 5.
3. Учитывая, что кривая предложения фирмы является частью кривой предельных издержек, функция предложения одной фирмы имеет вид:
Qs = (TC)/ = MC = 10*Q. Q = 0,1*MC или Qs = 0,1*P
Функция предложения отрасли: Qos = 100*0,1*P = 10*P.
Равновесные цена и объем производства – цена и объем производства, при которых величина спроса равна величине предложения.
Тогда, 400 – 90*P = 10*P.
100*P = 400
P = 4
Q = 10*4 = 40 или Q = 400 – 90*4 = 40
4. Qs = 0,25*P
Qos = 12,5*Р
Р0= 2
Q0 = 25
5. Условие для оптимального объема выпуска продукции МС=Р;
МС = (ТС)/ = (АС*Q)/ = (60*Q+2*Q2)/ = 50+4*Q
Объем выпуска предприятия при цене 300 рублей:
60+4*Q = 300
Q = 60
Объем выпуска предприятия при цене 200 рублей:
60+4*Q = 200
Q = 35
Таким образом, если цена на продукцию с 300рублей за штуку упадет до 200 рублей за штуку, объем выпуска предприятия сократится на 25 единиц (60-35).
6. Увеличится на 30 ед.
7. Предприятие максимизирует прибыль, если МС = Р.
Цена (Р) формируется в результате взаимодействия отраслевого спроса и предложения и соответствует равновесной рыночной цене.
Тогда, приравниваем Qd и Qs.
55–Ps = 2*P–5
Р = 20
Далее приравниваем Р и МС. Получаем 5*Q+5 = 20. Отсюда Q=3.
Таким образом, при цене 20 ден.ед. и объеме производства 3 ед. предприятие максимизирует прибыль.
8. При Р = 10 и Q=2.
9. Прибыль (убытки) – общий доход (TR) минус общие издержки (TC).
TR = Q*P = 20*40 = 800
TC = 6*20+2*202 = 920
Таким образом, предприятие несет убытки в размере 120 ден.ед (800–920).
10. Прибыль -780 ден.ед.
11. Предприятие максимизирует прибыль, если МС = Р.
МС = (ТС)/ = (120+10*Q+30*Q2)/ = 10+60*Q
Тогда, 10+60*Q = 250
Q = 4
Прибыль (убытки) = общий доход (TR) минус общие издержки (TC).
TR = Q*P = 4*250 = 1000
TC = 120+10*Q+30*Q2 = 120+10*4+30*42 = 640
Тогда, прибыль предприятия равна 360 ден.ед. (100–640).
Так как предприятие получает экономическую прибыль, то это создает стимул для входа новых предприятий в отрасль в долгосрочном периоде.
12. Q = 9; Прибыль – 800 ден.ед.
13. а)
Таблица 1
Qr | Qp | Pr | Pp | TR | AR | MR | TC | TFC | TVC | ATC | AVC | AFC | MC | |||
единиц | денежных единиц | |||||||||||||||
- | - | - | - | - | ||||||||||||
4,0 | ||||||||||||||||
12,7 | 2,7 | 10,0 | 2,0 | |||||||||||||
7,0 | 2,0 | 5,0 | 1,3 | |||||||||||||
4,6 | 1,6 | 3,0 | 1,0 | |||||||||||||
3,3 | 1,3 | 2,0 | 0,8 | |||||||||||||
2,8 | 1,3 | 1,6 | 1,0 | |||||||||||||
2,6 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | |||||||||||||
2,6 | 1,3 | 1,3 | 2,0 | |||||||||||||
2,6 | 1,4 | 1,2 | 4,0 | |||||||||||||
2,8 | 1,6 | 1,2 | - | |||||||||||||
б) Предприятие максимизирует прибыль при таком объеме производства, когда MR равно MC на восходящем участке МС, то есть при объеме производства 120 ед.