Профессиональная ориентация как научная дисциплина
И область практических знаний
Культурно-исторический смысл возникновения профориентации. История становления и развития профориентации. Характеристика и структура профориентационных служб в образовательных (педагогических) системах.
Нормативные документы, регулирующие профориентационную работу. Положение о профцентрах, профессиональных консультационных пунктах (ПКП) в УПК, кабинетах (уголках) профориентации в школах. Функциональные обязанности психолога-профконсультанта. Методическое обеспечение профцентров, профессиональных консультационных пунктов, кабинетов профориентации
Лекция 4. Профессиональная ориентация как научная дисциплина и область практических знаний
1. История возникновения и становления профориентации.
2. Основные теоретические модели и подходы к построению профориентационной работы в зарубежной психологии.
3. Профессиональная ориентация советского периода.
4.
5. Нормативно-правовое обеспечение процесса профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация:
История, цели, задачи, структура, формы, средства
Профориентация – комплекс социально-экономических,
психолого-педагогических и
медико-физиологических
задач, цель которых – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах (Л.А.Головей).
Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям (Л.Д.Столяренко).
|
В профориетации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор), профконсультация.
Основные группы задач профессиональной ориентации:
1) информационно-справочные, просветительские;
2) диагностические (в идеале – помощь в самопознании);
3) морально-эмоциональная поддержка клиента;
4) помощь в выборе, в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:
1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора);
2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом – диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения);
3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).
Функции в системе профориентации:
– социальная – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;
– экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
– психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;
– медико-физиологическая – учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.
|
Формы: групповая и индивидуальная профориентационная работа.
Средства профориентации – методы ее осуществления.
Группы методов профессиональной ориентации
(в соответствии с целями профориентационной помощи)
I. Информационно-справочные, просветительские
Профессиограммы | Встречи со специалистами |
Справочная литература | Познавательные и просветительские лекции |
Информационно-поисковые системы | Профориентационные уроки как система занятий |
Профреклама и агитация | Учебные фильмы |
Экскурсии на предприятия | Ярмарки профессий |
СМИ |
II. Методы профессиональной психодиагностики
Беседы-интервью | Сбор косвенной информации |
Опросники проф. мотивации, проф. способностей | «Профессиональные пробы» F-тест Фукуямы |
Личностные опросники | Игровые и тренинговые ситуации |
Проективные личностные тесты | Наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности |
Метод наблюдения | Использование различных тренажеров |
III. Методы морально-эмоциональной поддержки клиента
Группы и тренинги общения | Профриентационные и профконсультационные игры |
Индивидуальная и групповая психотерапия | Личное обаяние профконсультанта |
Публичные выступления | Положительные примеры проф. самоопределения |
«Праздники труда» |
IV. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения
– построение цепочки основных ходов;
– построение системы различных вариантов действий клиента;
– использование различных схем альтернативного выбора.