Группы методов профессиональной ориентации




Профессиональная ориентация как научная дисциплина

И область практических знаний

Культурно-исторический смысл возникновения профориентации. История становления и развития профориентации. Характеристика и структура профориентационных служб в образовательных (педагогических) системах.

Нормативные документы, регулирующие профориентационную работу. Положение о профцентрах, профессиональных консультационных пунктах (ПКП) в УПК, кабинетах (уголках) профориентации в школах. Функциональные обязанности психолога-профконсультанта. Методическое обеспечение профцентров, профессиональных консультационных пунктов, кабинетов профориентации

 

Лекция 4. Профессиональная ориентация как научная дисциплина и область практических знаний

1. История возникновения и становления профориентации.

2. Основные теоретические модели и подходы к построению профориентационной работы в зарубежной психологии.

3. Профессиональная ориентация советского периода.

4.

5. Нормативно-правовое обеспечение процесса профессиональной ориентации.

 

Профессиональная ориентация:

История, цели, задачи, структура, формы, средства

Профориентация – комплекс социально-экономических,

психолого-педагогических и

медико-физиологических

задач, цель которых – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах (Л.А.Головей).

Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям (Л.Д.Столяренко).

 

В профориетации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор), профконсультация.

 

Основные группы задач профессиональной ориентации:

1) информационно-справочные, просветительские;

2) диагностические (в идеале – помощь в самопознании);

3) морально-эмоциональная поддержка клиента;

4) помощь в выборе, в принятии решения.

 

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:

1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора);

2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом – диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения);

3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).

 

Функции в системе профориентации:

социальная – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;

экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;

медико-физиологическая – учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

Формы: групповая и индивидуальная профориентационная работа.

Средства профориентации – методы ее осуществления.

Группы методов профессиональной ориентации

(в соответствии с целями профориентационной помощи)

 

I. Информационно-справочные, просветительские

 

Профессиограммы Встречи со специалистами
Справочная литература Познавательные и просветительские лекции
Информационно-поисковые системы Профориентационные уроки как система занятий
Профреклама и агитация Учебные фильмы
Экскурсии на предприятия Ярмарки профессий
  СМИ

 

II. Методы профессиональной психодиагностики

 

Беседы-интервью Сбор косвенной информации
Опросники проф. мотивации, проф. способностей «Профессиональные пробы» F-тест Фукуямы
Личностные опросники Игровые и тренинговые ситуации
Проективные личностные тесты Наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности
Метод наблюдения Использование различных тренажеров

 

III. Методы морально-эмоциональной поддержки клиента

 

Группы и тренинги общения Профриентационные и профконсультационные игры
Индивидуальная и групповая психотерапия Личное обаяние профконсультанта
Публичные выступления Положительные примеры проф. самоопределения
  «Праздники труда»

 

IV. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения

– построение цепочки основных ходов;

– построение системы различных вариантов действий клиента;

– использование различных схем альтернативного выбора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: