Методика определения прибыли предприятия




В соответствии с 25 главой НКРФ, прибылью признается доход, полученный организацией, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Доходы Расходы
  1. Доходы от обычных видов деятельности: ü Выручка от продажи продукции, товаров, услуг; ü Доход от сдачи в аренду активов; ü Доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий. 1. Расходы от обычных видов деятельности ü Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (себестоимость реализованной продукции).
  2. Внереализационные доходы: ü Штрафы, пени, неустойки; ü Курсовые разницы; ü Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков; ü Прочие внереализационные доходы. 2. Внереализационные расходы: ü Штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий договоров; ü Отрицательные курсовые разницы; ü Сумма уценки активов; ü Отчисления на оплату труда спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и т.д.
  3. Операционные доходы: ü Прибыль, полученная в результате совместной деятельности; ü Поступления от продажи основных средств и других активов; ü Доходы от продажи прав на изобретения, промышленные образцы и др. интеллектуальную собственность; ü Прочие операционные доходы. 3.Операционные расходы: ü Расходы, связанные со снижением, продажей и выбытием основных средств; ü Проценты за пользование кредитами; ü Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; ü Отчислением в резерв по сомнительным долгам; ü Резервы, создаваемые в связи с признанием особых условий хозяйственной деятельности.  
  4. Чрезвычайные доходы: ü Доходы, полученные в форме страхового возмещения или стоимости материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию. (ЧД) 4.Чрезвычайные расходы: ü Расходы, связанные с возникновением чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийные бедствия, пожары, аварии). (ЧР)
     

Определение конечных финансовых результатов связано с определением выручки от продаж. Этот показатель может быть определен либо методом прямого счета, либо расчетным методом.

1. Метод прямого счета. Выручка от продажи – определяется исходя из объема реализации продукции,товаров, работ, услуг в натуральном выражении (РП)и цен (тарифов) без НДС, акцизов и аналогических платежей.

2. Расчетный метод. Учитывается выпуск товарной продукции, остатки готовой продукции на складе и отгруженной продукции на начало и конец года. Расчет осуществляется в ценах продаж, причем остатки на начало планируемого года оцениваются по ценам предыдущего года, товарная продукция и остатки на конец года – по ценам планового периода.

Далее определяется полная себестоимость реализованной продукции (СРП) и прибыль от продаж (реализации продукции) по формуле:

Валовая прибыль – разница между совокупным доходов, и совокупными расходами в процессе хозяйственной деятельности (основной, операционной и внереализационной деятельности).

Далее рассчитывается чистая прибыль (убыток) или прибыль остающаяся в распоряжении предприятия – конечный финансовый результат, выявленный за операционный период, за вычетом налогов и иных обязательных платежей и санкций.

Планирование прибыли возможно 3 методами:

ü Метод прямого счета;

ü Аналитический метод;

ü Смешанный метод.

Метод прямого счета - наиболее распространен на предприятиях, выпускающих небольшой ассортимент продукции.

Расчету прибыли предшествует определение товарной продукции в плановом году по полной стоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец предстоящего года.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. Характеризуется высокой трудоемкостью при большой номенклатуре продукции.

Аналитический метод – применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к методу прямого счета.

Прибыль рассчитывается не по каждому виду продукции, а по всей профильной (сравнимой) продукции в целом. Этот метод реализуется в 3 этапа:

1. Определение базовой рентабельности;

2. Определение ТП в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на ТП, исходя из базовой рентабельности;

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышения её качества, изменения ассортимента, цен и т.д.

Пример 1 - Расчет базовой рентабельности, табл. 2:

Показатели Отчет за 9 мес. План IV квартала Ожидаемая в
1. Сравнимая ТП отчетного года: · По действующим ценам (без НДС, А) · По полной себестоимости 874 138 610 037 291 382 211 375 1 165 530 (=874138+291382) 821 412
2. Прибыль на объем сравнимой ТП 264 111(874138-610037) 80 007 344 118
3. Поправка к прибыли за счет изменения цен за время с начала года до даты изменения +3 312 - +3 312
4. Прибыль, принимаемая за базу 267 423 80 007 347 430
5. Базовая рентабельность, в % 43,8 (267423/610037) 37,9 42,3 (347430/821412)

ЭТАП 2:

В плановом периоде предусматривается рост ТП на 10%. Выпуск этой продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года составляет:

821 412 * 1,1 = 903 553 руб.

 

Прибыль по ТПплан исходя из базового уровня рентабельности:

.

Прибыль по прочей ТП (несравнимой продукции) исчисляется прямым счетом. Пусть ТП прочая по плановой полной себестоимости в сумме 272000руб, а в действующих (без НДС, акцизов) – 320015,7руб.

Прибыль от прочей ТП = 820045,7 – 272000=548045,7руб.

ЭТАП 3:

Учет влияния отдельных факторов на сумму плановой прибыли:

1. Если ТПсрав продукции по полной себестоимости планового года составит 1406340руб, то повышение себестоимости ТПсрав=1406340-903553=502787рублей, что повлечет снижение плановой прибыли.

 


2. Расчет влияния на плановую прибыль ассортимента продукции в плановом периоде.

Табл. 3

Наименование продукции Рентабельность отчетного года по структуре ассортимента продукции в отчетном году Рентабельность отчетного года по структуре ассортимента продукции в плановом году
Уд. вес в общем объеме ТПсрав (по полной с/с)   Рентабельность Коэф-т уд.вес в общем объеме ТПсравн (по полной с/с рентабельность Коэф-т
А 16,0   4,16 (=160*26/100) 17,0   4,42 (=17*26/100)
Б 40,0 37,9 15,16 42,0 37,9 15,92
В 32,0 40,5 12,96 33,0 40,5 13,37
Г 12,0 24,6 2,95 8,0 24,6 1,97
Итого   - 35,23   - 35,68

Средняя рентабельность в плановом году увеличивается на 0,45%(35,68-35,23%).

Изменение ассортимента продукции приведет к росту плановой прибыли на 4066 руб ()

3. Изменение цен также влияет на плановую прибыль. Пусть цены на всю ТП предполагается увеличить на 21,891539, тогда дополнительно будет получена прибыль =3661512,4руб.

Табл. 4 - Сводный расчет прибыли от реализации продукции, исчисленной аналитическим методом

Показатели Сумма, руб.
1. Товарная продукция планового года:  
· ТПсравн по полной себестоимости отчетного года;  
· ТПсравн по полной себестоимости планового года  
· Снижение прибыли за счет роста себестоимости ТП  
2. Прибыль по сравнительной продукции (обычной деятельности) исходя из базовой рентабельности 382202,9
3. Прибыль по прочей (несравн.) продукции 48045,7
4. Увеличение прибыли за счет ассортиментных сдвигов  
5. Увеличение прибыли за счет повышения цен 361512,4
6. Прибыль на весь объем ТП планового года  
7. Прибыль в остатках ТП на складах и товарах, отгруженных на начало года  
8. Прибыль в остатках ТП на складах и товарах, отгруженных на конец года 21001,3
9. Итого плановая прибыль на РП 392038,7 (Совпадает с суммой полученной прямым счетом)

 

Смешанный метод - используются элементы 1 и 2 способа. Стоимость ТП в ценах планового года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета. Воздействие на плановую прибыль изменения себестоимости за счет повышения качества продукции, изменения ассортимента, цен и других факторов, выявляется с помощью аналитического метода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: