Центр гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста»
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
" ЗАЛИВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.ВАСИЛЬЕВА "
ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано. Педагог - организатор Н.Г. Васильева __ ___29_.08.2019г | Согласовано. Руководитель Центра «Точка роста» БОУ «Заливинская СОШ» Е.М. Зубкова 29.08.2019 г. | Утверждено. Директор БОУ «Заливинская СОШ» А.П.Лосев Приказ № 75 от 29.08.2019г |
ПРОГРАММА
Развития компетенций школьников
на 2019-2020 учебный год
Васильевой Нины Георгиевны,
(ФИО)
Педагога -организатора Центра «Точка роста»
2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Изменения в характере образования заключаются в его направленности, целях, содержании все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность учащихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В связи с этим все более актуальным становится компетентностный подход в образовании, формирование ключевых компетенций человека является перспективным направлением в науке и практике образования.
Вопрос о ключевых компетенциях является сегодня предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией российского образования.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
|
В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, над предметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.др.
Компетенции - качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Именно на развитие компетенций и будет направлена работа Центра цифрового и гуманитарного развития «Точка роста»
Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":
• Знание - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
• Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
• Способность - врожденная склонность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
|
• Стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя унаследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
• Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные
усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они-над предметные.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, то есть от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать любую компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.
|
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести такой пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Ключевые компетенции, которые будут развиваться в Центре:
изучать:
• уметь получать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Найти:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Браться за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете вне предметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения. На это и будет направлена деятельность Центра «Точка роста»
Приложение
к приказу от 29.08.2019г. № 75
ПЛАН
Учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» бюджетного общеобразовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Васильева»
Тарского МР Омской области
№ п\п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные | Формирующиеся компетенции | |
Организационно-воспитательные мероприятия | |||||
Форум –открытие Центра гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» | 23.09 | Педагогический коллектив центра | |||
Медиапрезентация в зоне коворкинга для всей аудитории учебного заведения «Проект как инструмент роста в образовательном процессе» | сентябрь | Педагогический коллектив центра | |||
Презентация кружков, объединений, клубов Центра | октябрь | Педагогический коллектив центра | |||
Организация реализации проекта «Успех каждого ребенка» «ПроеКТОриЯ» | В течение года | Педагогический коллектив центра | |||
Творческий отчет кружков, объединений, клубов Центра | Май-июнь | Педагогический коллектив центра | |||
Учебно-воспитательные мероприятия | |||||
Реализация проекта «Декада наук. Технология. Филология. Точные науки.» | Сентябрь -март | Педагогический коллектив центра. Учителя предметники | |||
Освоение новых цифровых технологий | В течение года | Педагог дополнительного образования по информатике | |||
Конкурс презентаций «Что такое беспилотные летательные аппараты?» | ноябрь | Педагог дополнительного образования по технологии | |||
День ученического самоуправления | Октябрь | Педагог – организатор, заместитель директора по ВР, классный руководитель 11 класса, Совет Старшеклассников | |||
Профориентационный квест «Образование. Занятость. Карьера» | Декабрь | Педагог –организатор. Заместитель директора по ВР, педагог дополнительного образования по профориентации | |||
Научно-практическая конференция | январь | Педагогический коллектив центра.Зам. директора по УВР | |||
Всемирный день здоровья. Анти-коференция «Говорим жизни ДА!? ТКП. Конкурс социальной рекламы. | апрель | Педагогический коллектив центра | |||
Квест –игра «Школа безопасности» | май | Педагог доп. образования ОБЖ. Педагогический коллектив центра | |||
Внеурочные мероприятия | |||||
Уроки, посвящённые Международному дню борьбы с терроризмом и насилием | 03.09 | Педагог-организатор Центра | |||
В рамках сетевого взаимодействия: Квест -игра «Здоровым быть модно» | октябрь | Педагогический коллектив центра | |||
Вечеринка идей «В единстве наша сила!» | ноябрь | Педагог-организатор Центра | |||
«Нет никого милее мамы» | ноябрь | Педагогический коллектив центра | |||
Мастерская «День героев России» | декабрь | Педагогический коллектив центра | |||
Проект «Путешествие в шахматное королевство» | Сентябрь -май | Педагог Доп.образования Центра | |||
Проект «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» | июнь | Педагоги доп.образования центра | |||
Социокультурные мероприятия | |||||
КОС Флешмоб «100% жизни» | октябрь | Педагогический коллектив центра и ОО | |||
Социально-значимый проект «Снежный городок» | декабрь | Педагогический коллектив центра и ОО | |||
Акция «Доброты много не бывает» | январь | Педагогический коллектив центра и волонтеры | |||
КОС «Наука, творчество и мы» | февраль | Педагог д\о по информатике и коллектив Центра | |||
В рамках сетевого взаимодействия: Хобби-центр «Чудеса своими руками» Акция «Подари радость» | март | Педагогический коллектив центра | |||
КОС «От Лего-конструирования к новым открытиям» | Март-апрель | Педагогический коллектив центра | |||
КОС Шахматный турнир «Белая ладья» | апрель | Педагогический коллектив центра | |||
Акция «Спасибо деду за победу!» | май | Педагогический коллектив центра и органы ученического самоуправления | |||
КОС «Счастливое детство | июнь | Педагогический коллектив центра и СДК | |||
Социально-значимые проекты «Школьный двор» и «Тебе, село родное» | Май-июль | Педагогический коллектив центра и ОО, УПБ «Бригантина» | |||
КОС «Игра-инструмент лидера» | июнь | Педагогический коллектив центра и ОО, волонтерский отряд | |||
Обучающие краткосрочные курсы для детей и взрослых: 1) «Оказание первой медицинской помощи», 2) «Основы компьютерной грамотности», 3) «Освоение медийных технологий», 4) «Выстраивание эффективной коммуникации»; - Педагогические лаборатории для сотрудников и педагогов Центра; - Декада, посвященная Дню народного единства; - Акции, единые дни, выставочные мероприятия и др. | В течение года | Педагогический коллектив центра | |||
Реализация интенсивного модульного курса по развитию социальных компетенций у подростков «Мой социальный успех» | В течение года | Педагог-организатор Центра «Точка роста» | |||