Цели и задачи литературного образования




Рабочую программу составили учителя русского языка и литературы

Минниахметова Зульфия Занифовна, учитель первой категории

Хайдаршина Гульназ Рафисовна, учитель первой категории

С. Байгузино - 2015 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
  2. Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)
  3. Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МБОУ СОШ имени Героя Советского Союза Хайдаршина Г.Х. с. Байгузино, утвержденной 21.08.2020 г., № 160
  4. Примерной программы по литературе на основе авторской программы «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы» А в т о р ы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. – М.:// Издательство «Просвещение», 2020

Данная программа предназначена для учащихся, изучающих литературу по следующим учебникам:

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Коровина В. Я. Литература. 7 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

Программно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. УК (авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский) рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в Федеральный перечень учебников. УМК, в целом, позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УК строится на концентрической (5-8 классы) основе и на историко-литературной в 9 классе: от древнерусской литературы до литературы второй половины XX века.

 

Учебный план МБОУ ООШ имени Героя Советского Союза Хайдаршина Г.Х. с. Байгузино предусматривает изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме:

5 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа,

6 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часов

7 класс - всего 68 часов в год; в неделю 2 часа

8 класс - всего 68 часов в год; в неделю 2 часа

9 класс - всего 99 часов в год; в неделю 3 часа

 

Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

· на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

· на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

· на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

· на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

· на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

· осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

· формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

· воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

· воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

· формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

· обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

· формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Программа по литературе строится с учетом:

· лучших традиций отечественной методики преподавания литературы, заложенных трудами В.И.Водовозова, А.Д. Алферова, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, Л.И.Поливанова, В.В.Голубкова, Н.М.Соколова, М.А.Рыбниковой, И.С.Збарского, В.Г.Маранцмана, З.Н.Новлянской и др.;

· традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике;

· традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон ( то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений);

· необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;

· соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

· требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;

· минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: