Банковский мультипликатор




Банковский (депозитный) мультипликатор - коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет общий объем депозитов в банковской системе при увеличении избыточных резервов коммерческих банков.

Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного банка к другому:

= 1 / R,

 

где М - банковский мультипликатор;- норма обязательных резервов.

Максимальное количество новых денег (Д), которое может быть создано банковской системой, составляет:

 

Д = Е * М,

 

где Е - избыточные резервы.

Зная норму обязательных резервов, можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.

Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Для определения максимального объема прироста депозитов (AD),

 

АD = Е * М,

 

где Е - сумма избыточных резервов, дополнительно полученных банковской системой;

М - банковского мультипликатора.

В действительности величина банковского мультипликатора обычно меньше той, которую можно рассчитать по приведенной формуле. На практике каждый банк сохраняет некоторый объем избыточных резервов, а его клиенты снимают наличные деньги со счетов. Это означает, что коэффициент мультипликации зависит не только от нормы обязательных резервов, устанавливаемой центральным банком, но и от других факторов, которые центральный банк не может прямо контролировать.

Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков.

Поскольку процесс мультипликации непрерывен, коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени (год) и характеризует, насколько увеличилась денежная масса в обороте.

Банковский мультипликатор действует независимо от того, предоставлены ли кредиты коммерческим банкам или они предоставлены правительству. Деньги в этом случае поступят на бюджетные счета в коммерческих банках, а они тоже относятся к привлеченным ресурсам, поэтому свободный резерв коммерческих банков, где находятся эти счета, увеличится и включится механизм банковского мультипликатора.

Механизм банковского мультипликатора заработает не только от предоставления централизованных кредитов. Он может быть задействован и в том случае, когда центральный банк покупает у коммерческих банков ценные бумаги или валюту. В результате этого уменьшаются ресурсы банков, вложенные в активные операции, и увеличиваются свободные резервы этих банков, используемые для кредитных операций, т.е. включается механизм банковской мультипликации. Включить этот механизм центральный банк может и тогда, когда он уменьшит норму отчислений в централизованный резерв. В этом случае также увеличится свободный резерв системы коммерческих банков, что при прочих равных условиях приведет к росту кредитования и включению банковского мультипликатора.

Управление механизмом банковского мультипликатора, а, следовательно, эмиссией безналичных денег осуществляется исключительно центральным банком, в то время как эмиссия производится системой коммерческих банков. Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций - функцию денежно-кредитного регулирования.

Сущностью кредитного мультипликатора является то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства, то есть кредитный мультипликатор представляет собой двигатель мультипликации. Банки, выдавая кредиты, получают прибыль. Процесс получения прибыли за счет вложенных клиентами средств называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Если клиент снимает деньги со своего счета и величина депозитов уменьшается, то произойдет противоположный процесс - кредитное сжатие.

 


Сеньораж

Сеньораж - (seigniorage) - прибыль, получаемая властями от выпуска денег. Первоначально данный термин относился к прибыли от выпуска в обращение монеты, нарицательная стоимость которой была выше, чем затраты на ее производство. В наши дни сеньораж относится к способности правительства получать товары и услуги в обмен на вновь напечатанные деньги. Экономика, развивающаяся быстрыми темпами, нуждается в значительном количестве денег, но если правительство выпустит их слишком много, то это приведет к инфляции, которая сократит реальную покупательную силу денег, выпущенных правительством ранее. Доход государства от эмиссии денег.

Понимая, что увеличение денежной массы приводи к инфляции правительство намерено идет на это. Причиной зачастую является дефицит государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета или превышение государственных расходов над доходами достаточно часто встречается в современной экономике. Для того чтобы добиться сбалансированности бюджета, правительству необходимо либо сократить государственные расходы, либо увеличить доходы. Зачастую сократить расходы бюджета в силу причин социально-политического характера не удается и приходится искать пути увеличения доходов. Однако в условиях хронического бюджетного дефицита обычные источники пополнения доходов часто оказываются недостижимы. В качестве этих источников выступают налоги, внутренний долг и приватизация.

Государственные расходы могут финансироваться из налоговых поступлений. Однако этот источник пополнения бюджета носит ограниченный характер. Причина состоит в следующем. Доходы от налогообложения представляют собой произведение средней ставки налога / и налоговой базы. Можно увеличить налоговые поступления, подняв, например, ставки налогов. Однако они не будут расти бесконечно с увеличением налоговых ставок. Происходит это потому, что величина налоговой базы зависит от налоговой ставки. Если государство увеличивает ставки налогов, то налоговая база сокращается. Действительно, увеличение, например, ставок налога на прибыль приведет к снижению деловой активности, банкротству некоторых фирм, переходу других фирм в теневой сектор - одним словом, к уменьшению объема налогооблагаемой прибыли в экономике. Увеличение налоговой ставки выше определенного значения будет приводить к настолько значительному сокращению налоговой базы, что поступления от налогов начнут снижаться.

В итоге, до тех пор пока налоговая ставка не достигла определенного уровня, рост налоговой ставки вызывает увеличение поступлений от налогов в казну государства, однако дальнейший рост налоговой ставки выше уже не сможет компенсировать уменьшение налогооблагаемой базы, что приведет к снижению налоговых доходов государства. Такой вид зависимости налоговых поступлений от ставки налога носит название кривой Лаффера по имени американского экономиста А. Лаффера, впервые предложившего эту модель в 1982 г.

Соответственно, увеличение налогов не всегда помогает в борьбе с бюджетным дефицитом.

Для того чтобы покрыть дефицит бюджета, государство может взять в долг у населения или на мировом рынке. Использование этого способа также ограничено, поскольку повышение доли долга в ВВП может привести к потере платежеспособности государства и дефолту.

Государство может продать, часть своих активов. Естественно, что и возможности финансирования государственных расходов с помощью доходов от приватизации не безграничны, к тому же приватизация означает уменьшение активов государства.

Если все перечисленные способы финансирования дефицита государственного бюджета исчерпаны, государство может напечатать деньги.

Для покрытия бюджетного дефицита с помощью доходов, получаемых государством от денежной эмиссии необходим реальный доход. Доход, получаемый государством от денежной эмиссии, носит название сеньоража. Реальный сеньораж представляет собой объем эмиссии (т.е. изменение номинальной денежной массы), скорректированный с учетом уровня цен.

Проводя эмиссию, государство увеличивает предложение денег, что ведет к инфляции. Рост цен снижает покупательную способность денег. В результате обесценения денег потребители несут потери, называемые инфляционным налогом.

Реальный инфляционный налог - это изменение реальной денежной массы, вызванное исключительно изменением уровня цен.

Реальные денежные запасы представляют собой налоговую базу инфляционного налога, а темп инфляции аналогичен налоговой ставке.

Заметим, что согласно количественной теории денег в состоянии долгосрочного равновесия, при отсутствии экономического роста, темп инфляции равен темпу роста денежной массы, а это значит, что величина инфляционного налога совпадает с величиной сеньоража.

Логично предположить, что идеи, в соответствии с которыми была предложена кривая Лаффера, верны и для реальных доходов государства от эмиссии. Величина сеньоража, как и налоговые доходы, не увеличивается бесконечно с ростом объемов денежной эмиссии. Существует такой темп инфляции, при котором доходы бюджета от эмиссии достигают максимума. Увеличение инфляции выше этого «оптимального» темпа приводит к значительному снижению налоговой базы и уменьшению сеньоража. Естественно, что с точки зрения государственных финансов темп инфляции, который позволяет достигнуть максимума реальных доходов от эмиссии, является оптимальным.

Модель, позволяющая найти оптимальный с точки зрения максимума величины реального сеньоража темп инфляции, была предложена в 1971 г. М. Фридманом.

В случае роста экономики положительно у правительства появляется возможность выпуска дополнительного количества денег для обеспечения потребностей растущей экономики. Покажем, что темп инфляции, при котором сеньораж достигнет максимума, в этом случае будет ниже.

Возможности извлечения реального сеньоража при прочих равных выше, если экономический рост отсутствует. При наличии экономического роста, если функция спроса на деньги остается неизменной, эти возможности снижаются. Целесообразность сеньоража зависит от соотношения фактического и оптимального темпов инфляции. Если фактический темп инфляции ниже оптимального, то увеличение денежной массы приведет к росту сеньоража; если выше, то подобная политика не имеет смысла, так как ее следствием будет увеличение инфляции и снижение реального сеньоража.

 

Инфляция

 

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине XVIII века в связи с огромным выпуском бумажных денег. Термин «инфляция» буквально означает «вздутие», его длительное время связывали с обесцениванием денег и ростом товарных цен. Однако, практика зарубежных стран показывает, что инфляция может происходить при относительно стабильной денежной массе.

Современная инфляция связана не только с падением покупательской способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, кредита и финансов.

На инфляцию влияют следующие факторы:

•эмиссия бумажных денег;

•рост денежной массы превышает производственные процессы;

•рост издержек и цен на товары;

•инфляционное ожидание.

Необходимо различать внутренние и внешние причины инфляции. Внешние - сокращение поступлений от внешней торговли в связи с падением цен на топливо. Внутренние заключаются в отставании отраслей потребительского характера при более высоком развитии отраслей тяжелой промышленности.

Существуют два вида инфляции.

. Инфляция спроса. Традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Много денег при малом количестве товаров.

. Инфляция издержек. Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства.

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию:

· ползучую, при ежегодных темпах прироста цен на 3-4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор;

· галопирующую, при среднегодовых темпах прироста цен на 10-50% (иногда до 100%), которая преобладает в развивающихся странах;

· гиперинфляцию, при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

Под влиянием инфляции экономическая ситуация в стране ухудшается:

· снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы развития производства;

· происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а также легче уклониться от налогообложения;

· расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен;

· ограничиваются кредитные операции, так как никто не верит в долг;

· обесцениваются финансовые ресурсы государства.

Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью денежной реформы и государственного регулирования инфляционного процесса.

Денежная реформа это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимая государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Осуществляется она различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

· Нуллификация проводится путем аннулирования старой обесценившейся денежной валюты и введением новой.

· Реставрация предполагает восстановление прежнего золотого содержания валюты, повышение золотого курса.

· Девальвация - снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным.

· Ревальвация - повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным.

· Деноминация - уменьшение номинала денежной массы в обращении путем обмена денежных знаков на новые в пропорциях их обесценения, т.е. метод зачеркивания нулей.

Метод шоковой терапии представляет собой тип конфискационной денежной реформы. Он включает обмен бумажных денег по дефляционному курсу, полное или частичное замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей, широкое использование свободного ценообразования.

Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем дефляционной политики.

Дефляционная политика включает методы ограничения денежного спроса путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту. Политика доходов предполагает контроль и полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста.

 


Заключение

Современные банкноты имеют реальное материальное обеспечение в форме монетарного золота (золотое обеспечение), товарно-материальных ценностей (товарное обеспечение), реализуемых предпринимателями с помощью коммерческого кредита, а также формальное покрытие в виде различных государственных, корпоративных и иных ценных бумаг, например коммерческих векселей и ипотечных ценных бумаг, находящихся в торговом и инвестиционном портфелях центральных банков (фондовое обеспечение), и иностранной валюты в наличной и безналичной форме (валютное обеспечение).

Выпуск денег (эмиссия) - главный источник денежных средств Центрального банка, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Правительством РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями.

В формировании предложения денег участвуют центральный банк, коммерческие банки и население. Банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью увеличения или сокращения эмиссии денег и других платежных средств, организации более экономичного, устойчивого и эффективного денежного оборота; проведения операций на различных сегментах финансового рынка с целью влияния на структуру денежного оборота.

В современных условиях, наиболее распространенным видом обеспечения эмитируемых банкнот является фондовое обеспечение, предполагающее использование в этих целях главным образом государственных, реже корпоративных и муниципальных ценных бумаг. Это - весьма гибкий и сравнительно дешевый, но менее эффективный и надежный инструмент покрытия банкнотной эмиссии в отличие от ее золотого обеспечения. Однако подобное обеспечение выпускаемых в обращение банкнот не гарантирует их устойчивости, так как рост государственного долга не отражает состояние производства и товарооборота, а в периоды войн и кризисов госдолг связан с уничтожением национального богатства. Количество денег в обращении полностью предопределяется кредитной эмиссией центрального банка. Рост его активов, по какому бы направлению он ни происходил, неизбежно приводит к увеличению денежной базы, что через эффект мультипликатора передается на повышение денежной массы, которая и воздействует уже на ускорение темпов инфляции.

Центральный банк - это единственное учреждение в стране, которому позволено «создавать деньги». Тем не менее, в действительности объем предложения денег зависит от сложных процессов взаимодействия между центральным банком, коммерческими банками и населением.

 


Литература

1. Конституция Российской Федерации (ред. от 30.12.2008)

. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (ред. от 23.07.2013)

. Федеральный закон №86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. 23.07.2013)

. Федеральный закон №395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23.07.2013)

. Бабич A.M., Павлова Л.Н. «Финансы, денежное обращение, кредит» - М.: ЮНИТИ, 2012.

. Белоглазова Г.Н. «Деньги. Кредит. Банки» - Учебник - М.: Высшее образование, 2009.

. Булатова А.С. «Экономика» - Учебник - М.: Инфа-М, 2012.

. Жукова Е.Ф., Эриашвили Н.Д., Зеленкова Н.М. «Деньги. Кредит. Банки» - Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

. Крохина Ю.А. «Финансовое право России» 3-е изд. - Учебник. - М.: Инфа-М, 2011.

. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. «Финансы» 2-е изд. - Учебник для вузов - М.: Юрайт-Издат, 2010.

11. Сенчагова В.К., Архипова А.И. Чубаков Г.Н. «Финансы, денежное обращение и кредит» - Учебник - М.: Проспект, 2006.

12. Усов В.В. «Деньги. Денежное обращение. Инфляция» - Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 1999.

. Шаганс Н.А., Туманова Е.А. «Макроэкономика-2» - М.: МГУ, 2006.

. https://www.consultant.ru - информационно-правовой портал

. https://www.economica-upravlenie.ru/ - экономика и управления

. https://www.bibliotekar.ru/ekonomika.htm - электронная библиотека нехудожественной литературы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: