Роль Центробанка и его функции




Реферат

Денежная эмиссия как вид доходов государства

 

 


 

Введение

Государственные доходы - различные денежные ресурсы, обращаемые в процессе его распределения и перераспределения части национального дохода через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства и используется с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов, т.е. для финансирования потребностей государства, его целей, задач и выполнении своих функций. Государственные доходы являются финансовой основой деятельности государства. Все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные доходы.

Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных доходов, их система, правовой режим.

 


Классификация государственных доходов

доход денежный эмиссия центробанк

Государственные доходы, поступающие в распоряжение государства, очень разнообразны. Для их классификации используют разные критерии. При классификации доходов:

· по социально-экономическому признаку учитывается наличие разных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и др.

· по территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации.

· по методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные.

В свою очередь государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации и средства государственных внебюджетных фондов (ПФ, ФСС, Государственного фонда занятости населения, ФФОМС и их территориальных фондов).

К децентрализованным государственным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ (государственные унитарные предприятия и федеральные казенные предприятия).

Часть децентрализованных государственных доходов Бюджетный Кодекс РФ относит к неналоговым доходам федерального бюджета или к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ. Так, в соответствии со ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в частности, за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; в соответствии со ст. 57 БК РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ также формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Неналоговые платежи относятся к государственным доходам, поступающим на обязательной основе.

Доходы местного самоуправления, в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие «государственные доходы», так как органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не включаются в систему органов государственной власти. Система местных доходов, их правовой режим определяются соответствующими нормативными актами.

Государственный бюджет представляет собой важное звено финансовой системы любой страны, объединяя главные доходы и расходы государства. По своему экономическому содержанию он отражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения получаемого национального дохода между различными сферами хозяйства и социальными группами общества.

 

Государственный бюджет

Государственный бюджет (от англ. budget - чемодан, мешок с деньгами) - это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона.

Бюджет любого государства состоит из двух частей - доходной и расходной.

Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов и эмиссии денег. В зависимости от государственного устройства страны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или на доходы федерального бюджета, доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

Расходная часть бюджета представляет собой затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных и политико-административных функций. В зависимости от направленности денежных потоков различают пять основных групп расходов:

• расходы на содержание государственного аппарата,

• военные расходы,

• расходы на социальную сферу,

• расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства,

• расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних).

В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей. В этом случае возможны два варианта: бюджетный профицит или бюджетный дефицит.

Бюджетным профицитом называется превышение доходов бюджета над его расходами. Это сравнительно редкое явление, которое имеет место только при наличии ряда благоприятных внутренних и внешних условий развития национальной экономики.

Гораздо более частое явление - это бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит может возникнуть в результате экономической политики государства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами: сократить (секвестировать) бюджетные расходы, изыскать дополнительные источники доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других государств и международных финансовых организаций.


 

Роль Центробанка и его функции

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Именно ему государство предоставляет исключительное право эмиссии банкнот. Некоторые из центральных банков сразу утверждались как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австрии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Банк Англии, Банк Канады). Некоторые центральные банки до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности (Федеральная резервная система США). Центральный банк во многих странах подчиняется непосредственно парламенту (правительству), хотя степень его независимости в разных странах различна.

Формирование предложения денег - процесс весьма сложный и неоднозначный, количественно определяемый множеством факторов, в том числе напрямую не зависящих от монетарных властей. Тем не менее, прогнозирование и регулирование денежного предложения в соответствии с потребностями реального сектора и банковской системы - практически основная задача любого центрального банка.

Центральные банки призваны выполнять ряд важных функций, среди которых можно выделить:

· эмиссию банкнот;

· аккумуляцию и хранение резервов других банков, золотовалютных резервов страны;

· кредитование коммерческих банков;

· проведение расчетов и переводных операций для правительства страны;

· контроль за деятельностью кредитных учреждений;

· валютное регулирование.

Исключительной функцией центрального банка является денежно-кредитное регулирование всего денежного обращения страны при помощи проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Она может осуществляться либо в форме кредитной экспансии, т.е. стимулирования всех коммерческих структур на получение кредитов, либо в форме кредитной рестрикции, т.е. ограничения коммерческих структур в получении кредитов. Первая форма денежно-кредитной политики, как правило, имеет место в периоды замедления темпов роста производства, вторая - в периоды подъема экономики.

Эмиссия денег

 

Эмиссия денежных средств регулируется законодательством и осуществляется государством, которое распределяет эту функцию между центральным банком и казначейством. Центральный банк выпускает кредитные деньги - банковские билеты (банкноты). Казначейство выпускает казначейские билеты и разменные монеты.

Эмиссия - emission - это выпуск в обращении денежных средств и ценных бумаг.

Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» - неоднозначны.

В результате кредитных операций банков в оборот поступают новые деньги. Вот почему кредитный характер денежной эмиссии является одним из основных принципов организации денежной системы государства.

Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда в процессе осуществления кассовых операций банки выдают их клиентам из своих касс. При этом одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. Однако количество денег в обороте может и не увеличиваться.

Под эмиссией понимается выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег (последняя и называется эмиссией денег в обращение).

В условиях рыночной экономики эмиссионная функция разделяется: эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков, эмиссия наличных денег - государственным центральным банком. Первична эмиссия безналичных денег. Ранее чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отразиться в виде записей на Депозитных счетах банков.

Факторы, обусловливающие денежную эмиссию:

· увеличение и расширение товарной массы, рост производства под влиянием увеличения числа мелких производителей, рыночной ориентации крупных производств; активность и организованность торговли, увеличивающей товарное предложение и снижающей порчу и потери товаров; расширение структуры товарного рынка за счет выведения на рынок товаров, купля-продажа которых ранее была запрещена, и т.д.;

· рост цен (не связанный с изменением свойств и качества товаров и услуг), спекулятивные операции; неадекватную налоговую политику при отсутствии конкурентных условий формирования цен; появление посредников, часто не осуществляющих доработку и перемещение товаров; усиление монополий и влияния криминальной среды, искусственно взвинчивающих цены и пресекающих попытки их снижения, и т.д.;

· снижение скорости оборота денег: увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы и сбережений населения; плохую организацию торговли, дефицит и неадекватность ассортимента товарного предложения, замедляющие товарный и соответственно денежный оборот; политические и административные ограничения, сужающие возможности использования накоплений; общие риски и т.д.

Условия, которые формируются под воздействием этих, а также ряда других факторов, практически неизменно вызывают денежную эмиссию.

Выпуск в обращение денежных знаков во всех формах ведет к увеличению денежной массы в обороте. Основные формы эмиссии:

· эмиссия кредитных денег - банкнот;

· депозитно - чековая эмиссия;

· эмиссия ценных бумаг.

Согласно Конституции РФ денежная эмиссия, т.е. выпуск денег в обращение, в РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ (п. 1, ст. 75). Денежной единицы в РФ является рубль. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Конституция РФ, возлагая на банк России функцию эмиссии денег в обращение, не ограничивает полномочия Банка России какой-либо одной формой эмиссии.

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

Основной пассивной операцией центрального банка и одной из форм эмиссии является эмиссия банкнот, прием вкладов коммерческих банков и казначейства, операции по образованию собственного капитала.

. Фидуциарная эмиссия - эмиссия банкнот, денежных знаков, необеспеченная запасом драгоценных металлов (в первую очередь, золота) эмиссионного банка. Исторически эмиссия банкнот допускалась только при наличии золотого запаса, однако, постепенно от этого правила отказались. Ныне фидуциарная эмиссия является господствующей.

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот. На современном этапе выпуск банкнот не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжает действовать.

Кредиты центрального банка могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков. Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе, обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные счета, как правило, беспроцентные. Такой порядок действует, в частности, в России. Центральные банки могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой. Обычно на долю собственного капитала банка приходится не более 4% пассива.

. Депозитно-чековая эмиссия. Производится коммерческими банками и служит основой безналичных расчетов. По объему депозитно-чековая эмиссия значительно превосходит эмиссию денежных средств.

. Эмиссия ценных бумаг. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством РФ, включает следующие этапы:

принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг;

для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;

размещение эмиссионных ценных бумаг;

регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных бумаг.

Банк России осуществляет эмиссию денег в наличной и безналичной формах.

Эмиссия наличных денег

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, для увеличения масса наличных денег, находящаяся в обращении.

Ранее при административно-распределительной системе объем эмиссии служил объектом директивного планирования государством и не мог превышаться. В условиях рыночной экономики директивного планирования не существует, но центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии,используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно.

Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассупостоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе находятся в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ обсуживает ком. банк бесплатно.

Эмиссия наличных денег происходит следующим образом. Предположим, что у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает разрешение ЦБ РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ.

Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Однако при осуществлении выпуска денег одним РКЦ другой РКЦ может изъять в рамках установленного лимита наличные деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство регионов. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие и только там можно получить данные сведения.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращении, поступят в операционные кассы коммерческих банков. Откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят в кассы предприятий или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: