Расчет гидроусилителя рулевого управления (рис.2.5) начинается с определения момента сопротивления повороту управляемых колес Mcна сухом асфальте при полностью нагруженном автомобиле и сводится к последующему определению: размеров исполнительного цилиндра, распределителя, диаметра трубопроводов, производительности гидронасоса и мощности, затрачиваемой на его привод.
Рис. 6.5. Расчетная схема гидроусилителя
Величину усилия PРК, прикладываемого водителем к ободу рулевого колеса, выбирают из условия, чтобы усилие не превышало 60 Н для легковых автомобилей и 120 Н для грузовых.
Рабочий объем силового цилиндра определяется исходя из работы Aу, совершаемой усилителем
(6.26)
где: ср - средний угол поворота управляемых колес из одного крайнего положения в другое, рад;
Pmax - максимальное давление, развиваемое насосом усилителя,8–10 МПа.
сц - КПД силового цилиндра усилителя,
Диаметр силового цилиндра Dсцнаходят после того, как из компоновочных соображений будет определен ход штока силового цилиндра lшт, а из условия продольной жесткости - его диаметр dшт.
(6.27)
где: - коэффициент запаса жесткости (=1,5-2);
Pу- усилие на штоке силового цилиндра.
где: рп- КПД рулевого привода;
lц- плечо приложения силы штока силового цилиндра к поворотному кулаку.
(6.28)
Производительность гидронасоса усилителя с непрерывной циркуляцией потока жидкости (с открытым центром) выбирается такой, чтобы цилиндр гидроусилителя успевал поворачивать управляемые колеса автомобиля со скоростью, большей, чем это в состоянии сделать водитель. При несоблюдении этого условия водитель во время быстрых поворотов будет затрачивать усилие не только на преодоление сопротивления колес повороту, но и на перекачивание рабочей жидкости в гидравлическом цилиндре из одной полости в другую.
|
Номинальная производительность насоса Qндолжна быть достигнута при числе оборотов двигателя, превышающих холостые не более чем на 25%, и давлении 0,5Pmax.
(6.29)
где: н- объемный КПД насоса при P=0.5Pmax;
Q - утечки, при 0,5Pmax (Q<=0,05Qн);
max- угол поворота рулевого колеса из одного крайнего положения в другое, град;
n - максимальная скорость поворота рулевого колеса (n=1,5 обор/с).
Мощность, затрачиваемая на привод насоса, определяется по формуле:
(6.30)
где: Pж- расчетное давление жидкости, МПа.
Диаметр золотника распределителя определяется по формуле
(6.31)
где: 1- осевой зазор между кромками золотника и корпуса до начала перекрытия, мм; он составляет для современных конструкций величину, равную 0,2-0,5 мм;
pз- потери давления в распределителе без учета потерь в присоединительных штуцерах и соединительных каналах; имеют величину, равную 0,04-0.08 МПа;
- коэффициент местного сопротивления, определяемый экспериментально для каждого вида сопротивления, для золотников принимается 3-6;
- плотность рабочей жидкости, кг/м3(для масла веретенного "АУ" - 880 кг/м3).
Диаметр трубопроводов определяется по потере давления на длине трубопроводов, которые не должны превышать у легковых автомобилей 0,1-0,3 МПа, у грузовых - 0,2-0,5 МПа.
(6.32)
где: d, L - диаметр и длина трубопровода, м;
- потери давления по длине трубопроводов, МПа;
- коэффициент сопротивления трения, 0,025.
|
ТОРМОЗНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Тормозное управление автомобиля - это совокупность устройств, предназначенных для создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС, с целью управления скоростью движения, в том числе и удержания АТС неподвижным относительно дороги во время стоянки.
Торможения разделяются на рабочие, аварийные, стояночные, а по интенсивности - на служебные и экстренные.
Современные автомобили и автопоезда должны иметь рабочую, запасную и стояночную тормозные системы. Грузовые автомобили и автопоезда полной массой свыше 12 т, а также автобусы - свыше 5 т, предназначенные для эксплуатации в горных районах, должны иметь дополнительно вспомогательную тормозную систему.