А в т о м о б и л и
ОСНОВЫРАСЧЕТА АВТОМОБИЛЕЙ
Великий Новгород
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
А в т о м о б и л и
ОСНОВЫРАСЧЕТА АВТОМОБИЛЕЙ
Методическое пособие к курсовому проекту по дисциплине
«Автомобили. Рабочие процессы, основы расчета автомобилей»
Специальность 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Великий Новгород
УДК 629.113 Печатается по решению
РИС НовГУ
Автомобили. Основы расчета автомобилей: Метод. Пособие к курсов. проекту / Авт. – сост. А.М. Абрамов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2011. — с.
В методическом пособии рассмотрены общие вопросы выполнения курсового проекта. Приведена методика расчета сцепления, систем управления и шасси автомобиля.
Методическое пособие предназначено для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство», изучающих дисциплину «Автомобили. Рабочие процессы, основы расчета автомобилей».
Рецензенты: Е.И.Никитин, канд.техн.наук,доцент.
Ó Новгородский государственный
университет, 2011
Ó А.М. Абрамов, 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | |||
1. | Область применения | ||
2. | Нормативные ссылки | ||
3. | Общие положения | ||
3.1. | Цели и задачи курсового пректа | ||
3.2. | Структура пояснительной записки курсового проекта | ||
3.2.1. | Ведомость КП | ||
3.2.2. | Титульный лист | ||
3.2.3. | Задание на КП | ||
3.2.4. | Содержание | ||
3.3. | Организация курсового проектирования | ||
3.3.1. | Задание на курсовой проект | ||
3.3.2. | Исходные данные к курсовому проекту | ||
4. | Требования к содержанию разделов курсового проекта | ||
4.1. | Введение | ||
4.2. | Основная часть КП | ||
5. | Сцепление | ||
5.1. | Определение прижимного усилия на нажимной диск сцепления | ||
5.2. | Подбор и расчет пружин | ||
5.3. | Подбор двойных пружин | ||
5.4. | Пружины демпфера сцепления | ||
5.5. | Расчет ступицы ведомого диска | ||
5.6. | Определение показателей износостойкости сцепления | ||
5.7. | Расчет деталей привода сцепления | ||
6. | Рулевое управление | ||
6.1. | Рулевой привод | ||
6.2. | Рулевой вал | ||
6.3. | Расчет рулевых механизмов | ||
6.4. | Расчет деталей рулевого привода на прочность | ||
6.5. | Расчет гидравлического усилителя | ||
7. | Тормозное управление | ||
7.1. | Расчет тормозных механизмов | ||
7.2. | Показатели износостойкости тормозных механизмов | ||
7.3. | Расчет гидравлического привода | ||
7.4. | Расчет пневматического привода | ||
7.5. | График оптимального соотношения тормозных сил | ||
8. | Подвеска автомобиля | ||
8.1. | Измерители плавности хода автомобиля | ||
8.2. | Определение нагрузки на упругий элемент и его прогиб | ||
8.3. | Расчет металлического упругого элемента | ||
8.4. | Двойная рессора | ||
8.5. | Корректирующие пружины | ||
8.6. | Пружины | ||
8.7. | Торсионы | ||
8.8. | Пневматическая подвеска | ||
8.9. | Направляющее устройство | ||
Приложение А | |||
Приложение Б | |||
Приложение В | |||
Список литературы |
|
|
В В Е Д Е Н И Е
Курсовой проект - самостоятельная работа студента, в которой он должен проявить свои знания по дисциплине "Автомобили" и показать умение применять эти знания в решении инженерных задач.
Содержанием курсового проекта является анализ рабочих процессов агрегатов (сцепление), подвеска, систем управления автомобиля (рулевое и тормозное управление), а также кинематический и прочностной расчет механизмов и деталей автомобилей.
Приступая к выполнению курсового проекта, необходимо ознакомиться с технической характеристикой автомобиля, указанного в задании, и проанализировать конструкцию агрегатов, расчет которых необходимо выполнить.
Все расчеты выполняются в системе единиц СИ и оформляются в пояснительной записке, написанной аккуратно и четко, согласно правилам оформления текстовых конструкторских документов (ГОСТ 19600-74). Формат бумаги А4 (210 х 297 мм).Обязательно наличие полей: слева - 25 мм, справа - 15 мм, сверху и снизу - по 20 мм.
Расчетно-пояснительная записка составляется по следующему плану:
- титульный лист, задание на курсовой проект, реферат, оглавление;
- введение, с указанием перспективных направлений в области мирового и отечественного автомобилестроения;
- описание конструкции и рабочих процессов в агрегатах, принятых к расчету, их конструктивные схемы;
|
- расчет агрегатов по приведенной методике с необходимыми расчетными схемами, эпюрами моментов, таблицами и рисунками.
Кроме пояснительной записки, в объем курсового проекта входят 3 листа графических разработок (формат А1). На листах изображаются продольные и поперечные разрезы агрегатов, рабочие чертежи 3 - 4 деталей. Чертежи оформляются согласно требованиям ГОСТ - ЕСКД.
Область применения
Настоящее методическое пособие устанавливает общие требования к структуре, содержанию разделов и правилам оформления пояснительной записки (ПЗ) курсового проекта по учебной дисциплине «Автомобили. Рабочие процессы, основы расчета автомобилей», выполняемого студентами по специальности 190601.65 – автомобили и автомобильное хозяйства на КАТ НовГУ.
В методическом пособии рассматриваются вопросы расчета агрегатов и систем автомобиля с учетом требований национальных стандартов и международных правил серии ГОСТ Р 41.__.
Нормативные ссылки
В методическом пособии использованы ссылки на следующие стандарты:
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки дипломированного специалиста 190601 – «Автомобили и автомобильное хозяйство». Утвержден 31 октября 2001 года, регистрационный № 529 тех/дс.
2. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств
Общие положения
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в таких видах деятельности, как эксплуатационно-технологической и сервисной; организационно-управленческой; проектно-конструкторской; производственно-технологической и научно-исследовательской [1]. В государственном образовательном стандарте отмечается, что в процессе проектно-конструкторской деятельности выпускник должен решать задачи по разработке проектов объектов профессиональной деятельности с учетом механико-технологических, эстетических, экологических и экономических требований.
Для соответствующей подготовки выпускника по данному направлению в учебном плане в блоке специальных дисциплин предусматривается курс «Автомобили. Рабочие процессы, основы расчета автомобилей», в котором для углубленной проработки теоретического материала и требований нормативных документов предусматривается самостоятельная работа студентов, результаты которой представляются в виде курсового проекта (КП).
Цель и задачи курсового проекта
Цель курсового проекта – продемонстрировать полученные в ходе изучения дисциплины знания и умение использовать их при решении конкретных задач профессиональной деятельности выпускника, связанных с анализом рабочих процессов агрегатов и систем управления автомобиля (рулевое и тормозное управление), а также выполнением кинематических и прочностных расчетов механизмов и деталей автомобилей.
Для достижения заданной цели в курсовом проекте необходимо решить следующие основные задачи:
· провести анализ конструкции определенного заданием транспортного средства;
· выполнить поверочный прочностной расчет определенных заданием агрегатов и систем транспортного средства;
· Выполнить в соответствии с требованиями ЕСКД сборочные чертежи и деталировку агрегатов и систем ТС;
· Сделать выводы в каком направлении должна совершенствоваться конструкция ТС.
Работа над курсовым проектом носит творческий характер и направлена на самостоятельное обобщение и оценку учебного материала, использование межпредметных связей; решение проблемных ситуаций, обоснование полученных выводов.
Тематика проектов определяется руководителем курсового проектирования.
По согласованию с руководителем курсового проектирования студенты в качестве тем могут предложить материал, который будет ими использован в процессе дипломного проектирования. Предпочтение отдается темам, связанным с профессиональной деятельностью студентов (прохождение практик, научная деятельность, предполагаемое трудоустройство и т. д.).