Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.




ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном Я, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ (ОПРОСНИК «БАССА—ДАРКИ»)

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области межличностных отношений.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д.

Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и.т. д. В житейском сознании агрессивность является синонимом злонамеренной активности. Однако само по себе деструктивное поведение злонамеренностью не обладает, таковой его делают мотив деятельности. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;

косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

чувство вины, выражающее возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ТЕСТ А. АССИНГЕРА

Флегматичный человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся как тигр из засады, человеком неприятно общаться.

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

№55Методика "Родителей оценивают дети" (РОД)

Методика "Родителей оценивают дети" (РОД) создана на базе методики "Анализ семейного воспитания" (АСВ) И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным.

Информация для психологов: данный опросник является методикой, парной известному опроснику АСВ (анализ семейных взаимоотношений) Э.Г.Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса.Разработана белорусскими авторами Фурмановым И.А. и Аладьиным А.А. Мы приводим только сам текст опросника и образец регистрационного бланка. Обработка и интерпретация производится аналогично методике АСВ. В работе удобно и информативно использование обеих методик (АСВ - для родителей, РОД - для подростков), сравнительный анализ их результатов может стать отправной точкой для работы по коррекции семейного воспитания.

Предлагаемый опросник изучает мнение подростков (старше 12 лет) о взаимоотношениях с родителями.

Цель методики

Методика предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка.

Описание методики

Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены. В данной методике отсутствуют две последние шкалы опросника АСВ.

Процедура проведения и интерпретация аналогична тем, которые были описаны в опроснике АСВ.

Инструкция: "Предлагаемый опросник содержит мнение детей о взаимоотношениях с родителями. Читайте по очереди утверждения он росника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на бланке ответов зачеркните номер, им соответствующий. Если Вы, не согласны, — не делайте никаких пометок.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете".9всег8о 120 вопросов)

Текст методики

1. Мои родители считают: все, что они делают, они делают ради меня.

2. У моих родителей часто не хватает времени позаниматься со мной чем-нибудь интересным: куда-нибудь пойти вместе, поговорить о каких-нибудь проблемах.

3. Мои родители часто разрешают мне такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Мои родители не любят, когда я обращаюсь к ним с вопросами. Говорят: "Догадайся сам".

5. Я имею дома гораздо больше обязанностей, чем большинство моих товарищей.

6. Меня даже мои родители не могут заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Мои родители считают, что мне лучше не задумываться над правильностью их взглядов.

8. Обычно я возвращаюсь домой тогда, когда захочу.

Обработка результатов

проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная. При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1 для установления типа негармоничного семейного воспитания.

 

№59. Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества.

В течение многих лет психологи высказывали свои суждения об одиночестве. Их рассуждения классифицируются на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные.

Сама позиция, позволяющая называть некое собственное состояние одиночеством, уже исходит из отношения к себе извне, наблюдая как бы со стороны собственную ущербность и недостаточность в не принадлежности к коллективу или разделенному существованию общности. Признание за собой состояния одиночества свидетельствует о том пространстве существования, которое занимает личность. Одиночество может признаваться только у того человека, кто сознательно отторгает свое право на создание внутренних событий собственного сознания, признавая лишь наличие других, внешних себе личностей, в качестве событий собственного сознания; и при этом не сопротивляясь тому, когда другие себя навязывают и ведут как единственно возможные события твоего собственного сознания.

Поэтому для человека одиночество - определение его состояния его окружающих других, которые отражают ущербность собственной неразделенности на него, переносят собственную привычку находиться во внешнем самому себе пространстве событий на него, и в силу этого, называющие его так же одиноким. Внутреннее состояние одиночества как бедность собственного сознания интеллекта называется интенсиональным одиночеством. Внешнее восприятие другими такого чужого состояния неразделенности называется экстенсиональным одиночеством.

Экстенсиональное одиночество является широко исследованным, популистски постигаемым, и хорошо конвертируется в товар, если придать ему вид психологического или философского исследования. Интенсиональное одиночество кажется слишком заумным, чтобы когда-либо выступить в качестве отдельного направления исследования. Интенсиональное одиночество является самой серьезной проблемой, ибо это внутреннее восприятие своего состояния недостаточности, ущербности, неразделенности, которое гораздо основательнее удерживается, нежели простое уединение от других по разным причинам.

Опыт одиночества еще не дает права написания о нем, как не дает такого права и опыт преодоления одиночества. В разговоре об одиночестве понимание права есть морально осмысленный выбор уверенности в том, что предлагаемое другим достойно для подражания. Моральное же право для разговора об одиночестве дает лишь искреннее и глубокое непонимание одиночества по причине того, что находятся в ином пространстве восприятия реальности; где богатство событий этого пространства не порождает вопрос об однообразии этих событий, из чего обычно выводят одиночество как скуку, как недостижение интереса в суете и монотонности.

Эта парадоксальность выражения есть точное ухватывание смысла ощущения своего права: "Я живу и не знаю одиночества, не понимаю его настолько глубоко и сильно, что подозреваю за другими, говорящими об одиночестве, некоторое сумасшествие". Так понятое, или скорее непонятое, одиночество не нуждается в типологизации. Если вы видите типы или виды, вы не добрались до сути, вы не можете видеть главное - общее для этих типов и видов не как признак их деления, а как признак их неделения.

Одиночество в силу этого есть не ощущение, подобно радости или горю, а дедуктивное умозаключение об одиночестве от скуки и ненужности, во-первых, и от неспособности разделить это ощущение с другими в общении, во-вторых. Дедуктивное отношение (от общего к частному) вскрывает самое глубинное отношение сознания к себе лишь как к части от общего, где само общее вынесено вовне Я.

Одиночество как дедуктивное умозаключение не есть логическое умозаключение, но заключение в самом первом значении этого слова, как заключение ума в некоторые границы части, зависимой от неодинокого существования в среде иных умов, где исходят из следующего:

события в мире есть лишь вне меня;

другие Я и есть источники этих событий, и даже когда Я есть источник событий, то лишь таких, которые разделены другими, в которых задействованы эти другие;

чтобы наполнить собственное Я, мне необходимы внешние события настолько, чтобы без них собственное Я - совершенное пустое, вне их мое Я - совершенно одинокое.

Одиночество отсюда есть заключение от неразделенной общности с внешними событиями к частному несобытийному и пустому Я.

Одиночество есть выбор того, кто остается один, но этот выбор осуществляется на ранней стадии формирования личностного феноменологического опыта Я. Чаще всего, одиночество - это когда не один бежит от остальных, в них не нуждаясь, а когда остальные бегут от одного, не видя в нем нужды, надежды и интереса. И чем сильнее они от него бегут, тем сильнее он в них нуждается.

Пустота Я, неинтенсивное проживание внутри Я, неумение создавать внутренние события Я - признаки отсутствия индукции внутренних событий Я. Событие, любое мировое событие, прежде всего, рождается как внутренне событие чьего-то Я. Это было и остается самой большой тайной и загадкой роли личности в истории. Не всякое внутреннее личностное событие Я может стать мировым событием, но уж наверняка всякое мировое событие рождается как исключительно личностное событие чьего-то Я. Спонтанных событий в мире социума не бывает. Спонтанность социальных событий - удобный миф, но не более.

Для диагностики уровня субъективного ощущения одиночества использована методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Опрашиваемым предлагался ряд утверждений, которые они должны были рассмотреть последовательно каждое утверждение и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к их жизни при помощи 4-х вариантов ответов: “часто”, “иногда”, “редко”, “никогда”.

В опросе приняли участие 18 человек, обучающихся на 3 курсе специальности “бухгалтерский учет и аудит”

Как видно из результатов у большинства (около 70%) обследуемых низкий уровень субъективного ощущения одиночества, и лишь у незначительной (около 30%) части опрошенных низкий уровень субъективного ощущения одиночества средний. Среди опрашиваемых не было людей с высокой степенью одиночества.

Инструкция:

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Текст опросника:

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя.

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и об щаться с теми, кто меня окружает.

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14. Я умираю от тоски по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов и интерпретация:

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» — на два, «редко» — на один и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: