Электрический расчет выполняется с целью определения необходимых параметров трансформатора, по которым его можно выбрать из выпускаемых промышленностью, пользуясь справочной литературой, либо произвести все остальные расчеты (определение размеров, расчеты обмоток и магнитопровода, тепловой и экономический расчеты, конструктивная проработка).
Силовой трансформатор должен иметь необходимое число фаз, номинальные напряжения и токи первичных и вторичных обмоток, их количество и типовую мощность.
Обычно проектируется стандартный преобразователь, соответствующий ГОСТ 18142-80. В этом случае для расчета трансформатора достаточно знать номинальный ток и напряжение двигателя.
Нестандартный преобразователь проектируется для привода конкретного механизма на основании выбранного двигателя и его нагрузочной диаграммы. В этом случае преобразователь наиболее полно удовлетворяет требованиям механизма, имеет лучшие массогабаритные показатели, но при изменении технологических требований, приводящих к увеличению среднеквадратичного тока, ограничивающим нагрузку элементом может оказаться преобразователь, тогда как в первом случае обычно лимитирует двигатель.
Вначале рассмотрим расчет силового трансформатора для нулевых и симметричных мостовых схем, а затем отметим особенности расчета в случае несимметричной схемы.
При проектировании стандартного преобразователя вначале выбирают его номинальный выпрямленный ток , который должен превышать номинальный ток двигателя . Номинальный ток выбирается по ГОСТ 6827-76 из следующего ряда: 1, 2, 4, 5, 10, 16, 25, 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1250, 1600, 2000, 3150, 4000, 5000, 6300, 8000, 10000A.
|
Действующее значение линейного тока вторичных обмоток пропорционально среднему значению выпрямленного тока и зависит от его формы. Обычно при выборе трансформатора полагают выпрямленный ток идеально сглаженным, тогда номинальный вторичный ток рассчитывается по формуле
(1)
Примечания:
1) Коэффициенты линейного тока справедливы при соединении первичных и вторичных обмоток как звездой, так и треугольником.
2) При соединении вторичных обмоток треугольником не следует пользоваться фазным коэффициентом выпрямленного напряжения, так как в этом случае линейное напряжение одновременно является и фазным напряжением.
3) Коэффициенты тока однофазной несимметричной схемы следует вычислять при минимальных значениях угла управления α (обычно α=0), коэффициенты тока трехфазной несимметричной приведены для .
Значения коэффициента тока для различных схем приведены в табл. 2.
Таблица 1.3 Коэффициенты, необходимые для расчета трансформатора
Наименование схемы | Коэффициенты выпрямленного напряжения | Коэффициенты линейного тока | Коэффициент типовой мощности трансформатора КТ | ||
линейный КЕ | фазный КЕФ | вторичный К2 | первичный К1 | ||
Однофазная однополупериодная | |||||
Однофазная мостовая | |||||
Двухфазная нулевая | |||||
Трехфазная нулевая | |||||
Трехфазная нулевая, вторичная - зигзаг | |||||
Трехфазная мостовая | |||||
Шестифазная нулевая, первичная - треугольник | |||||
Двойная трехфазная нулевая с уравнительным реактором | |||||
Две трехфазные мостовые с уравнительным реактором | |||||
Две последовательно соединенные трехфазные мостовые | |||||
Однофазная несимметричная мостовая | |||||
Трехфазная несимметричная мостовая |
|
Номинальное вторичное напряжение трансформатора должно обеспечивать работу (разгон) двигателя при номинальной скорости и максимальном токе с учетом всех падений напряжения и возможного, снижения напряжения сети на 10%. В реверсивных преобразователях с совместным согласованным управлением должно также учитываться снижение величины выпрямленного напряжения, обусловленное ограничением минимального угла управления. В нереверсивных приводах, которые работают при больших скоростях в режиме рекуперативного торможения, вторичное напряжение выбирают, исходя из условий безопасного инвертирования.
Точный учет всех падений напряжения не возможен на стадии проектирования трансформатора, поскольку неизвестны его параметры. Поэтому вначале определяют вторичное напряжение, пользуясь приближенными формулами, а затем выбирают трансформатор или рассчитывают вероятные значения его параметров. После этого проверяют: удовлетворяет ли преобразователь с данным трансформатором указанным выше требованиям.
Приближенно действующее значение номинального фазного вторичного напряжения силового трансформатора вычисляют по формуле
. (2)
Для преобразователей, у которых к вентильным группам подводится трехфазное напряжения, обычно определяют необходимое действующее значение линейного номинального вторичного напряжения по аналогичной формуле
|
, (3)
где Кс = 0,95-0,85 - коэффициент, учитывающий возможное снижение напряжения сети; согласно ГОСТ 13109-67 допускаются отклонения напряжения на зажимах электроприемников в пределах ±5% от номинального, в отдельных случаях до -10%, поэтому, как правило, принимают Кс=0,90; для преобразователей, которые получают питание от высоковольтных сетей, Кс=0,95; коэффициент Кс=0,85 принимается для электроприводов с высокими требованиями к стабильности на высокой скорости; КR= 1,05-1,15 - коэффициент, учитывающий падение напряжения на внутренних сопротивлениях преобразователя и дросселей, меньшие значения относятся к мощным приводам; Кα=1,15-1,20 -коэффициент, учитывающий снижение выпрямленного напряжения в реверсивных преобразователях с совместным управлением в связи с ограничением угла управления, во всех остальных случаях Кα=1,00; КЕ (КЕФ) - коэффициент выпрямленного напряжения, равный отношению максимальной ЭДС выпрямителя Ed0 к действующему значению линейного (фазного при соединении трехфазной обмотки звездой) напряжения, подведенного к вентилям; значения КЕ для различных схем приведены в табл. 2. UЯN- номинальное или максимальное напряжение якоря двигателя, В.
Если необходимое линейное вторичное напряжение получается близким к 380 или 660 (например, 410 В), то принимают бестрансформаторное питание через токоограничивающие реакторы. В остальных случаях преобразовательный трансформатор подбирают из серийно выпускаемых по каталогам или справочной литературе, например, [4,7].
При отсутствии подходящего трансформатора его необходимо изготовлять в индивидуальном порядке, приняв вычисленные напряжения и ток в качестве номинальных.
Номинальное выпрямленное напряжение UdN стандартного преобразователя должно быть больше номинального напряжения якоря двигателя на 5-15% и выбираться из ряда: 6, 12, 24, 28, 5, 36, 60, 80, 115, 150, 230, 460, 660, 825, 1050 В.
При проектировании нестандартного преобразователя номинальный вторичный ток трансформатора рассчитывают по формуле (1), принимая в качестве номинального выпрямленного тока среднеквадратичный ток якоря по нагрузочной диаграмме двигателя.
Для определения необходимого номинального вторичного напряжения трансформатора следует найти требуемую наибольшую ЭДС преобразователя. Обычно она требуется в конце пуска при максимальной частоте вращения nmax (без ослабления магнитного потока) в максимальном токе IЯ.max. При определении наибольшей ЭДС следует учесть падение напряжения на эквивалентном активном сопротивлении преобразователя RnЭ и дополнительное падение на сопротивлении якоря от тока перегрузки.
Обозначим отношение требуемой наибольшей ЭДС преобразователя к номинальному напряжению якоря буквой КR, максимальную относительную нагрузку
(4)
и, выражая сопротивления в относительных единицах, получим следующую формулу:
, (5)
где RПЭ*- эквивалентное активное сопротивление преобразователя в относительных единицах, которое предварительно можно принять RПЭ*=0,05-0,10 0.е.; RЯ*- сопротивление якорной цепи двигателя при расчетной рабочей температуре в относительных единицах
, (6)
где RЯ- сопротивление якорной цепи двигателя при расчетной рабочей температуре, Ом..
Активные сопротивления электрических машин в каталогах и справочной литературе указываются при температуре 15 или 20°С, Расчетная рабочая температура, к которой приводят сопротивления обмоток электрической машины при вычислении потерь, согласно ГОСТ 17154-71 устанавливается равной 75°С для обмоток с изоляцией, соответствующей классам нагревостойкости A, Е, В и равной 115°С для обмоток с изоляцией классов F и Н. Приведение выполняется по формуле
, (7)
где Kt- коэффициент увеличения сопротивления при нагреве обмотки до расчетной рабочей температуры; , , -сопротивления якорной обмотки, обмотки дополнительных полюсов и компенсационной обмотки при каталожной температуре, Ом.
Исходя из температурного коэффициента сопротивления для меди [9, с.24] 0,004 l/°С, получим следующие значения коэффициента увеличения сопротивления
Таблица1.4
Классы нагревостойкости изоляции | А, Е, В: | F, Н |
Пересчет от температуры 15°С Пересчет от температуры 20°С | 1,24 1,22 | 1,40 1,38 |
Для краново-металлургических и экскаваторных двигателей серии Д и ДП, имеющих изоляцию класса Н, в некоторых проектных организациях принимают Kt- 1,35.
Номинальное линейное первичное (сетевое) напряжение трансформатора U1N, выбранного по справочной литературе, указывается в его технических данных. Для нестандартного преобразователя рекомендуется выбирать U1N, исходя из габаритной мощности трансформатора SТ, которая на 10-60% превышает мощность двигателя
Таблица 1.5
ST | До 1 кВА | 1-250 кВА | 0,25-6,3 МВА | Свыше 6,3 МВА |
U1N | 220 или 380 В | 380 или 660 В | 6 или 10 кВ | 10 или 35 кВ |
Следует также учитывать наличие в цехе или на предприятии того или иного напряжения.
Действующее значение линейного первичного тока трансформатора также пропорционально выпрямленному току
. (8)
Значения коэффициентов первичного тока K1 для полностью сглаженного выпрямленного тока приведены в табл. 2.
Для определения номинального линейного первичного тока в (8) следует подставить номинальное значение выпрямленного тока для стандартного преобразователя и среднеквадратичное значение по нагрузочной диаграмме тока якоря IЯ.КВ для нестандартного преобразователя.
Габаритную мощность трансформатора в кBА, который питается от однофазной или трехфазной сети переменного тока, можно найти, используя номинальные данные обмоток трансформатора
(9)
, (10)
где ST- габаритная мощность кВА; m1- число фаз питающей сети переменного тока; m2 -число фаз вторичного напряжения (для схем, приведенных на рис. 1,е - 1, и следует принимать m2=6); Кт- коэффициент типовой мощности (см. табл.2); Ed0- ЭДС преобразователя при номинальных напряжениях и угле управления α=0.
Как известно,
. (11)
Фазным напряжением рекомендуется пользоваться при питании от однофазной сети.
Используя (1), (8), (10) и (11), можно получить формулу для вычисления КТ, в которую не входят напряжения и токи конкретного преобразователя:
. (12)
Если вторичные обмотки соединены зигзагом, то для учета увеличенного числа витков вторичной обмотки второе слагаемое следует умножить на 2/ . другими словами, подставлять арифметическую сумму напряжений полуобмоток, а не геометрическую сумму.
Следует иметь в виду, что значения коэффициентов тока К2 и типовой мощности Кт зависят от формы тока (степени его сглаживания, типа нагрузки - индуктивной, активной, емкостной (см. [10 стр.57])). Значения коэффициентов в их обоснования приведены в [11, 12, 3 и 2]. Коэффициента, соответствующие емкостной и активной нагрузке, неприемлемы для электропривода.
Первичные обмотки можно соединять как звездой, так и треугольником. Обычно их соединяют звездой. Исключением являются трансформаторы, питающие шестифазную и трехфазную нулевые схемы. Соединение первичных обмоток треугольником позволяет при работе на шестифазную схему подавить поток вынужденного намагничивания, а при работе на трехфазную нулевую схему - подавить переменную составляющую этого потока.
Схемы соединения вторичных обмоток, как правило, определяются схемой преобразователя. Трехфазную мостовую схему можно питать от вторичной обмотки, соединенной звездой или треугольником, а также питать от сети через токоограничивающие реакторы.
Выпрямленный ток преобразователя протекает и по обмоткам трансформатора, который в связи с этим вносит в цепь постоянного тока активное RП и индуктивное XП сопротивления преобразователя. Точное определение этих сопротивлений очень сложно. Величины вносимых сопротивлений зависят от параметров каждой обмотки, их взаимоиндукции, схемы соединения и угла коммутации. В проектной практике точный расчет этих сопротивлений не делается. В преобразователях большой мощности RП часто вовсе не учитывают ввиду относительной малости.
При работе преобразователя в режиме непрерывного тока происходит потеря напряжения, обусловленная коммутацией вентилей. Поскольку эта потеря пропорциональна среднему выпрямленному току Id, то коэффициент пропорциональности между ними можно рассматривать как фиктивное активное сопротивление, обусловленное коммутацией Rγ. С ростом мощности преобразователя влияние этого сопротивления возрастает. Таким образом, эквивалентное активное сопротивление преобразователя имеет два слагаемых
. (13)
Рассмотрим приближенную методику расчета активного и индуктивного сопротивления преобразователя.
Активное сопротивление обмоток одной фазы трансформатора, которое представляет сумму активного сопротивления первичной обмотки, приведенной ко вторичной цепи, и активного сопротивления вторичной обмотки, определяется на основании данных опыта короткого замыкания, полагая соединение обмоток по схеме звезда-звезда
, (14)
где Uа- активная составляющая напряжения короткого замыкания, %;
для трехобмоточных трансформаторов (см. схемы на рис. 1,б,
1,е - 1,и) используются данные опыта короткого замыкания только одной из вторичных обмоток трансформатора при разомкнутой
второй;
- (15)
коэффициент трансформации, равный также отношению чисел витков вторичной обмотки к числу витков первичной обмотки, если они имеют одинаковые схемы соединения; Pk -мощность короткого замыкания, Вт; величина сопротивления получается в омах.
В шестифазной нулевой схеме следует пользоваться линейным напряжением, которое в раз больше фазного.
Активное сопротивление преобразователя, которое вносится в цепь постоянного тока, зависит от числа последовательно и параллельно включенных обмоток, по которым протекает ток
, (16)
Значения коэффициентов КП для различных схем приведены в табл.2.
Индуктивное сопротивление рассеяния обмоток трансформатора, приведенное ко вторичной цепи ХТ (часто обозначается Ха), вычисляется по формуле
, (17)
где UP -реактивная составляющая напряжения короткого замыкания, для трехобмоточных трансформаторов UP определяется по данным опыта короткого замыкания одной из вторичных обмоток (это UP иногда называют реактанцем коммутации в относительных единицах в отличие от сквозного реактанца, который находится по данным опыта короткого замыкания обеих вторичных обмоток). Для мощных преобразователей вместо реактивной составляющей часто пользуются полным напряжением короткого замыкания ввиду их близости.
Вносимая в цепь постоянного тока индуктивность преобразователя определяется по формуле, аналогичной формуле (16), в Гн:
, (18)
где -угловая частота сети (обычно 314 рад/с).
Фиктивное активное сопротивление преобразователя, обусловленное коммутацией вентилей, определяется по выражению
, (19)
где - коэффициент, учитывающий особенности однофазных преобразователей и параллельного соединения простых схем; p - пулъсность преобразователя в целом (указана на рис. 1).
Однофазная однополупериодная схема содержит один вентиль и коммутация тока отсутствует, поэтому = 0. В однофазной мостовой схеме при коммутации ток в обмотке трансформатора изменяется на (от до - ), тогда как во всех остальных схемах ток меняется только на (от до нуля или наоборот). Поэтому в этой схеме больше угол коммутации, удваивается потеря напряжения и для этой схемы =2. Для всех простых схем и сложных схем с последовательным включением простых, при котором увеличивается пульсность, коэффициент =I. В сложных схемах с параллельным включением простых (см. рис. 1,ж и 1,и) по каждой простой схеме протекает половина выпрямленного тока и потеря напряжения уменьшается вдвое. Одновременно увеличивается пульсность, которая входит в числитель выражения (19). Для получения правильных результатов при определении потери напряжения коэффициент к должен быть равным 1/4. Значения рассматриваемых коэффициентов для различных схем приведены в табл. 3.
При отсутствии технических данных реактивное сопротивление короткого замыкания можно принять равным 5-8% при любой мощности трансформатора. Активную составляющую напряжения короткого замыкания можно вычислить по приближенной эмпирической формуле
, (20)
где Ка -коэффициент, зависящий от типовой мощности трансформатора, выраженной в кВА. Для преобразовательных трансформаторов мощностью от 0,01 до 10000 кВА Ка=8,0-5,0. Для наиболее распространенных трансформаторов коэффициент имеет следующие значения:
Таблица 1.6 Расчетные коэффициенты различных схем преобразователей
Наименование схемы | КП | КФ | КТ | αF | |
Однофазная однополупериодная | 0,75 | 1,81 | |||
Однофазная мостовая | 1,00 | 32,5 | |||
Двухфазная нулевая | 1,00 | 32,5 | |||
Трехфазная нулевая | 0,40 | 20,7 | |||
Трехфазная мостовая | 0,093 | ||||
Шестифазная нулевая | 0,093 | ||||
Двойная трехфазная нулевая с уравнительным реактором | 0,50 | 0,25 | 0,093 | ||
Две трехфазные мостовые с уравнительным реактором | 0,25 | 0,023 | |||
Две последовательно соединенные трехфазные мостовые | 0,023 | ||||
Однофазная несимметричная мостовая | 1* | 0,57 | 35,3 | ||
Трехфазная несимметричная мостовая | 2* | 0,24 |
Примечание. * При α= 0
Таблица 1.7
Тип трансформатора | ТЕП, ТОЗПЧ | ТСЗП | ТМП | |
ST, кВА | 7-120 | 125-1200 | 1250-4000 | 2000-10000 |
Ka | 8,0 | 5,5 | 5,0 | 5,5 |
Погрешность вычислений не превышает 18%, что близко разбросу Ua различных исполнений обмоток трансформатора одного типа.
Выбор вентилей
В ходе проектирования выбираются типы вентилей и их класс
по напряжению. Тип полупроводникового вентиля определяется
средним выпрямленным током и требуемой перегрузочной способностью, а класс – максимальным мгновенными значениями напряжений.
Длительно допускаемый ток вентиля в значительной мере определяется условиями его охлаждения. Поэтому в начале выбирают способ охлаждения.
Естественное воздушное охлаждение является бесшумным, удобным и наиболее надежным, но тиристоры при этом допускают ток не более 25% от предельного и преобразователь из-за этого получается больших габаритов. Естественное охлаждение используется в преобразователях с выпрямленным током до 200-1000 А.
Принудительное воздушное охлаждение осуществляется с помощью вентилятора. Оно позволяет уменьшить габариты и массу преобразователя, а также количество параллельно включенных вентилей. Однако в случае отказа вентилятора через несколько минут должен быть отключен преобразователь. Скорость охлаждающего воздуха обычно принимается 6-9 м/с. При скорости 12 м/с создается слишком большой шум и принимать ее не желательно.
Водяное охлаждение обеспечивает наименьшие габариты преобразователя, благодаря интенсивному теплоотводу, однако требует надежного водоснабжения. В связи с этим используется сравнительно редко. Принудительное охлаждение как воздушное, так и водяное используется в преобразователях с выпрямленным током более 320-1600 А.
Правильно выбранные вентили должны длительно работать при номинальном токе, а при расчетных перегрузках температура перехода (кремниевой шайбы) не должна превышать максимально допустимую.
В дальнейшем для конкретности будем рассматривать выбор тиристоров. Методика выбора диодов принципиальных отличий не имеет.
Средний ток тиристора определяется по выражению
, (21)
где -количество вентилей в преобразователе, исключая параллельное и последовательное соединения (как изображено на рис.1 и 2) -коэффициент, равный двум для мостовых схем и равный единице для нулевых; это связано с тем, что в нулевых схемах ток протекает в межкоммутационные интервалы по одному тиристору, а в мостовых - по двум и, следовательно, ухудшается использование тиристоров по току; исключением, как обычно, являются однофазная однополупериодная схема, для которой =0,5 поскольку единственный вентиль пропускает непрерывный ток только половину периода.
Предварительно можно выбрать тиристор с предельным током, в 6-10 раз превышающим его средний ток при естественном охлаждении и в 2-5 раз в случае принудительного охлаждения. В обозначении типа тиристора последнее число (после дефиса) представляет предельный ток в амперах. Сведения о некоторых типах тиристоров приведены в таблице приложения.
Если вентилей с требуемым предельным током нет, то применяют параллельное соединение , тиристоров. С учетом неравномерности распределения нагрузки средний ток тиристора
. (22)
Длительно допускаемый средний ток тиристора также зависят от температуры среды, формы тока, угла проводимости (схемы преобразователя) и параметров тиристора. Поэтому после предварительного выбора следует убедиться в его правильности. Для этого вычисляют длительно допускаемый средний ток тиристора по формуле [5]
, (23)
где пороговое напряжение тиристора в открытом состоянии, В; Кф- коэффициент формы тока тиристора, равный отношению действующего значения тока к среднему, для полностью сглаженного тока значения Кф приведены в табл. 2; - дифференциальное сопротивление тиристора в открытом состоянии, Ом; - максимально, допустимая температура перехода, °С; - температура охлаждающей среда, °С; - тепловое сопротивление переход - охлаждающая среда с определенным охладителем, °С/Вт.
Обычно преобразователи разрабатываются для умеренного климата и размещения в отапливаемых помещениях УХЛ4 с максимальной температурой воздуха +40°С. Поскольку тиристоры располагаются в шкафах и других конструкциях, где воздух нагревается на 10 - 20°С, го рекомендуется принимать температуру Та = 50-60 °С. После определения вычисляют коэффициент запаса по току
. (24)
В серийных преобразователях запас по току .
Рекомендуется иметь коэффициент запаса . Если он получился больше или меньше, то следует повторить расчет для тиристора с меньшим или большим предельным током или изменить количество параллельно соединенных вентилей.
Согласно ГОСТ 18142-80 преобразователи для электропривода должны допускать работу в одном из нормированных классов режимов с точки зрения перегрузки и допускать длительную работу с номинальным выпрямленным током.
Таблица 1.8
Класс режима работы | |||
Допускаемая нагрузка по току | 1,75 | 2,00 | 2,25 |
Длительность перегрузки |
При перегрузках среднеквадратичный выпрямленный ток не должен превышать номинальный в течение интервала времени длительностью 15 мин с наибольшим током, включающим перегрузку. То есть на остальной части интервала ток должен быть меньше номинального. Отечественные преобразователи, как правило, рассчитываются на работу во всех грех классах. Такие же требования предъявляются и к преобразовательным трансформаторам по ГОСТ 16772-77.
Переедем к вопросу проверки тиристоров по перегрузочной способности. Если коэффициент запаса по току выбранного тиристора превышает заданную перегрузку (), то проверять его по перегрузке нет необходимости, поскольку он может длительно работать с максимальным током. Разумеется, при этом снижается коэффициент запаса и надежность. Когда это условие не соблюдается, то можно выполнить упрощенную проверку.
Полагая, что до перегрузки преобразователь длительно работал с номинальным током, найдем максимальное значение тока, который может выдержать тиристор в течение заданного времени перегрузки, например, при = 15 с. Затем найдем ток преобразователя и сравним его с .
При номинальном токе установившаяся температура перехода
, (25)
где
- (26)
мощность рассеяния тиристора в открытом состоянии при номинальном токе преобразователя, Вт.
Максимально допустимая мощность рассеяния, при которой за время перегрузки (например, 15 с) температура перехода достигает максимально допустимой величины
, (27)
где - переходное тепловое сопротивление р-п переход - охлаждающая среда в момент времени 15 с, °С/Вт. В справочной литературе для каждого типа тиристора приводятся графики, позволяющие найти переходное сопротивление для любого момента времени и различных скоростей охлаждающей среды. Некоторые частные значения приведены в таблице приложения.
Максимально допустимый ток предварительно нагретого тиристора за время перегрузки вычисляется по формуле
. (28)
Максимальный ток перегрузки преобразователя
, или (29)
Второе выражение используется при наличии параллельно включенных вентилей.
Условие допустимости перегрузки длительностью менее 15 с.
.
Диоды несимметричных схем выбираются аналогично. Следует обратить внимание на го, что максимальный средний ток диода, который входит в состав моста, зависит от минимального угла управления . Этот угол можно принять равным нулю. Максимальный средний ток нулевого диода обычно в 2-3 раза больше и зависит от максимального угла управления, который зависит от минимальной скорости привода. В начальный период пуска двигателя режим следует рассматривать как кратковременную перегрузку. Заметим, что, как правило, в начальный момент пуска и ток якоря имеет максимум.
Приводим формулы для вычисления максимального среднего тока диода, который входит в состав моста (выпрямленный ток предполагается полностью сглаженным)
-в однофазной схеме , (30)
-в трехфазной схеме при . (31)
Максимальный средний ток нулевого диода
-в однофазной схеме , (32)
-в трехфазной схеме при . (33)
Тиристоры должны также проверяться на устойчивость к кратковременной аварийной перегрузке, при которой ток во много раз превышает номинальный. Однако это выходит за рамки курсовой работы.
Рассмотрим выбор класса тиристоров по напряжению. Тиристоры каждого типа выпускаются на различные максимально допустимые повторяющиеся напряжения в прямом закрытом состоянии обратном направлении: , которые считаются равными. Например, в диапазоне от 100 до 1200 В с шагом, равным одному классу (100 В). У правильно выбранного тиристора все максимально допускаемые импульсные напряжения (рабочее, повторяющееся, неповторяющееся в прямом закрытом обратном направлении) должны быть больше соответствующих напряжений, которые возникают при работе преобразователя, с запасом не менее 20-40%.
Максимальное импульсное рабочее напряжение определяется по формуле
, (34)