Предмет и метод экономики дизайна




 

Дизайн (от итальянского «disegno» - понятия, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи) является феноменом художественной культуры XX в.

В нынешнем профессиональном понимании дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем. Он ориентирован на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом, утилитарным и эстетическим возможностям и потребностям человека. На практике дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной, т.е. жилой, производственной и социально-культурной среды обитания.

Замечу, что в СССР для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественное конструирование», т.е. процесс проектирования, и «промышленное искусство», «техническая эстетика» как сфера деятельности. Одновременно специалист-дизайнер именовался «художником-конструктором», ведущий институт дизайна - Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики, а самый популярный в 1960-80 гг. отечественный журнал по дизайну - «Технической эстетикой».

Важная особенность дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин - философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

Более того. Если изначально дизайн - это прикладное (коммерческое) искусство, основополагающий компонент архитектуры, инженерии, оформления интерьеров, других процессов изготовления предметов быта. В последнее время говорят также о дизайне процессов, в т.ч. и бизнеса. Изначально предполагалось, что у дизайна одна функция - эстетическая. Но позже на дизайн легла также коммуникативная функция, а также обеспечение удобства, функциональности и инновации разработок.

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение. Любой объект дизайна характеризуется следующими компонентами:

· образ, т.е. идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера;

· функция, т.е. работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи;

· морфология, т.е. строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера;

· технологическая форма, т.е. морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии;

· эстетическая ценность, т.е. особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

Особенностью результата деятельности дизайнера является то, что этот результат одновременно может иметь форму и товара (для заказчика), и услуги (для массового потребителя, например, реклама).

Учитывая особый характер деятельности в сфере дизайна, определим дизайн-услуги как целесообразную производственную деятельность, удовлетворяющую потребности клиентов и предполагающую создание комфортной для человека предметной среды обитания.

Дизайн-услуги в экономике классифицируют по их видам, областям и направлениям.

Традиционно видами дизайна являются: 1) промышленный; 2) транспортный; 3) информационный (систематизация и визуализация); 4) световой; 5) графический; 6) книжный (обложка); 7) полиграфический; 8) ландшафтный; 9) экологический (разлагающиеся упаковки); 10) архитектурный (сталинские высотки); 11) звуковой (квадро-звук). Кроме этого, к видам дизайна относят: 1) дизайн одежды, обуви, аксессуаров; 2) проектирование взаимодействия людей с компьютерами (раскладка клавиатуры); 3) проектирование программного обеспечения; 4) веб-дизайн; 5) дизайн интерьеров; 6) дизайн церемоний; 7) дизайн городской среды; 8) дизайн процессов; 9) футуродизайн.

Промышленный дизайн (орудия труда - механизмы - бытовая техника - транспортный дизайн - дизайн мебели) - это процесс художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем. Промышленный дизайн – это дизайн промышленных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн, предполагающий проектирование 3-х мерных объектов. К нему относятся: 1) услуги технологических дизайнеров, которые проектируют эстетически совершенные структуры тканей, рельефы плиток, фактуры покрытий, текстуры пластиков; 2) услуги декорирующего дизайна, когда проектируются ткани, портьеры, скатерти, ковры для промышленного изготовления; 3) услуги инженерного дизайна, осуществляющего совершенствование инструментов, приборов, станков, машин; 4) услуги классического дизайна (или художественного конструирования) объектов общественного быта и бытового труда; 5) услуги нон-дизайна, организующего процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения. Промышленный дизайн - это практика анализа, создания и разработки продукции для массового производства. Цель промышленного дизайна - создать формы, успех которых гарантирован до того, как были сделаны крупные капиталовложения, чтобы такая продукция производилась по цене, позволяющей ее хорошо продавать и получать разумные прибыли. Наиболее передовой частью промышленного дизайна является транспортный дизайн, дизайн средств связи и компьютерной техники.

Средовой дизайн – это дизайн архитектурной среды. К нему относятся: 1) услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, шествия, обряды, выставки; 2) услуги программного дизайна, организующего масштабные объекты с учетом практических и художественных задач. Он включает в себя дизайн

городской среды, навигационный дизайн, дизайн интерьеров, световой дизайн, колористику[2] и суперграфику[3]. Это наиболее распространенный вид дизайна.

·

·

Дизайн процессов ((комплекс: логотип, бланки деловой документации, визитки, веб-сайт) - церемонии - дизайн программы) – это разработка фирменных стилей.

·

Графический дизайн - это шрифты - полиграфия - веб-дизайн - визуальная идентификация - товарные знаки - визуальные коммуникации - мобильный дизайн.

·

Ландшафтный дизайн - создание искусственных и реконструкция разрушенных ланд-шафтов (декоративная дендрология[4]).

·

Архитектурный дизайн - массовое строительство - инженерные сооружения.

·



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: