Месяцы |
Май |
Июнь |
Апрель |
Март |
Январь |
Февраль |
«Рокеры» |
«Кенгуру» |
«Ночные птицы» |
«Металлисты» |
Продажа компакт-дисков за месяц |

Вопрос 1.
Сколько компакт-дисков музыкальная группа «Металлисты » продала в апреле?
A 250 – 2%
B 500* – 89%
C 1000 – 1%
D 1270 – 6%
Вопрос 2
В каком месяце музыкальная группа «Ночные птицы» в первый раз продала больше своих компакт-дисков, чем музыкальная группа «Кенгуру»?
A Не было такого месяца - 11% (перепутали группы)
B Март - 4% (перепутали группы)
C Апрель * - 72%
D Май - 11 % (не учли, что впервые продали больше в апреле)
Нет ответа - 2%
Вопрос 3
Менеджер группы «Кенгуру» обеспокоен тем, что количество проданных компакт-дисков уменьшилось с февраля по июнь.
Каков прогноз объёма продаж в июле, если продолжится такая же отрицательная тенденция?
A 70 компакт-дисков 6%
B 370 компакт-дисков * 72%
C 670 компакт-дисков 16%
D 1340 компакт-дисков 4%
нет ответа 2%
Для ответа на вопрос 1 надо интерпретировать диаграмму: понять принятые обозначения, найти на диаграмме столбец, соответствующий группе «Металлисты», и определить его высоту.
Для ответа на вопрос 2 надо интерпретировать диаграмму: понять принятые обозначения, найти на диаграмме столбцы, соответствующие двум указанным группам в каждом из 6 месяцев, и сравнить их по высоте. Выполнение этих действий упрощается за счет того, что эти столбцы соседние, поэтому их легче сравнить.
Для ответа на вопрос 3 надо интерпретировать столбчатую диаграмму и определить количество компакт-дисков, которое будет продано в июле, полагая, что сохранится линейная тенденция уменьшения количества проданных дисков группы «Кенгуру» с февраля по июнь. Совершенно нестандартный вопрос, на который трудно было бы дать достаточно точный числовой ответ, поэтому к нему приведены варианты готовых ответов.
На диаграмме видно, что высота соответствующих столбцов уменьшается с февраля по июнь. Возможный рациональныйх подход к получению ответа – это учесть, что отрицательная тенденция продолжается и в июле. Поэтому достаточно определить по диаграмме количество дисков, проданных в июне (примерно 650 штук), и сравнить полученное число с вариантами готовых ответов. Тогда будет ясно, что ответы С (670) и D (1340) явно неверные, так как они больше, чем в июне (650), а ответ А (70) слишком мал.
Возможен другой подход, когда по диаграмме находят число дисков, проданных в каждом месяце с февраля по июнь, затем вычисляют разность между двумя соседними месяцами, суммируют эти разности, делят эту сумму на 5 и получают среднее количество дисков, на которое уменьшается продажа в следующем месяце. Но это очень трудоёмкий подход, чреватый вычислительными ошибками.
Можно также справа от июня построить столбец, который будет изображать продажу дисков группы Кенгуру в июле. Затем провести прямую через вершины 5 столбцов (количество проданных дисков группой Кенгуру с февраля по июнь) и продолжить её далее до пересечения с построенным столбцом. По вертикальной оси можно увидеть, что пересечение столбца будет на высоте между 500 и 250. Сравнение с готовыми ответами покажет, что верный ответ В.
Задание отнесено к области «Неопределенность и данные», представленная ситуация «общественная», познавательная деятельность «интерпретировать». Это задание может служить примером, как его составители добились повышения сложности вопросов. Вопрос 1 традиционный, доступный для учащихся 4-5 класса, и поэтому результат достаточно высокий – российские учащиеся 89%, стран ОЭСР – 87%. Вопрос 2 сложнее, требует выполнения нескольких действий, поэтому и результаты несколько ниже: российские учащиеся – 72%, стран ОЭСР – 80%. Вопрос 3 совершенно нестандартный, требует самостоятельной разработки способа решения. Видимо, большинство учащихся опирались на рассуждения, подобные приведенным выше, и на варианты готовых ответов, поэтому результаты достаточно высокие: российские учащиеся – 72%, стран ОЭСР – 77%.