Б. Примеры решения задач




Задача 6.1. Спрос на олигополистическом рынке представлен функцией: Qd = 30 – 2 P. На рынке сформировалась дуополия, то есть две фирмы, имеющие равные доли, взаимодействует по модели Курно. Предельные издержки (МС) обеих фирм постоянны и равны 9 ден. ед. Определите суммарный выпуск в отрасли и цену реализации, которые установятся на рынке в результате конкурентной борьбы.

 

Решение. Фирмы, имеющие одинаковый уровень издержек и делящие рынок пополам, получают равную прибыль, а кривые реакции фирм являются симметричными. Определим обратную функцию спроса:

.

При этом рыночный спрос равен сумме объёмов спроса каждой фирмы- олигополиста Qd = Q 1 + Q 2, при этом Q 1 = Q 2, поэтому

.

Условие максимизации прибыли MR = MC. Определим функции предельного дохода олигополистов:

В результате взаимодействия в условиях дуополии рыночный объём выпуска составит Q = 8 шт., цена P = 11 ден. ед.

Задача 6.2. В химической отрасли действуют 4 фирмы, имеющие доли продаж соответственно 20 %, 25 %, 40 %, 15 %, а в обрабатывающей промышленности – 5 фирм с долями 10 %, 15 %, 25 %, 30 %, 20 %. В какой отрасли степень монополизации выше?

 

Решение. Для оценки степени монополизации отрасли рассчитаем индекс Херфиндаля – Хиршмана. Этот показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм определённой отрасли:

где HHI – значение индекса Херфиндаля – Хиршмана;

S – доля фирмы в общем объёме выпуска отрасли, %;

n – количество фирм в отрасли.

В условиях полной монополизации рынка одной фирмой (чистая монополия) значение индекса принимает максимальное значение 1002 = 10000. В условиях совершенной конкуренции значение индекса стремится к нулю.

Из полученных значений индекса Херфиндаля – Хиршмана можно сделать вывод, что степень монополизации рынка больше в химической отрасли.

В. Тесты

1 Отличительной чертой олигополии является:

а) стратегическое взаимодействие и взаимозависимость фирм;

б) наличие непреодолимых барьеров для входа в отрасль;

в) уникальность товара, не имеющего близких заменителей на рынке;

г) большое количество мелких фирм в отрасли.

 

2 Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению:

а) монопсонии;

б) чистой монополии;

б) монополистической конкуренции;

в) чистоконкурентной фирмы.

 

3 Равновесие Курно – это модель:

а) лидерства по объёму выпуска;

б) с одновременным установлением объёмов выпуска;

в) лидерства по ценам;

г) с одновременным установлением цен.

 

4 К некооперативной стратегии с одновременным установлением цен относится модель:

а) Штекельберга;

б) Курно;

в) Чемберлена;

г) Бертрана.

 

5 Особенностью взаимодействия олигополистов в модели ломанной кривой спроса является:

а) неэластичность кривых спроса в сторону снижения и повышения цен;

б) устойчивость уровня цен на рынке;

в) желание конкурентов дублировать стратегию фирмы, изменившей уровень цен на свою продукцию;

г) ведение ценовых войн между фирмами в отрасли.

 

6 В теории игр доминирующей стратегией олигополиста называется ситуация, при которой:

а) устойчивое равновесие на рынке наступает при отсутствии альтернативных действий конкурентов;

б) состояние равновесия достигается, если каждая фирма осуществляет стратегию, которая является наилучшим ответом на действия своих конкурентов;

в) стратегия фирмы подавляет конкурентов на рынке, а олигополистическая отрасль превращается в чистую монополию;

г) фирма имеет одну оптимальную стратегию, вне зависимости от поведения своих конкурентов.

 

7 Кривая реакции фирмы – это:

а) линия, показывающая наилучший вариант действий фирмы при каждом выборе, сделанном её конкурентами;

б) возможность фирмы корректировать свою стратегию в зависимости от степени монополизации рынка;

в) зависимость между оптимальным выбором олигополии в предыдущем и текущем периоде;

г) кривая, отражающая изменение стратегии фирмы от изменения основных рыночных параметров.


8 Определите доминирующие стратегии обеих фирм, основываясь на данных платёжной матрицы:

 

а) фирма 1 – низкая цена, фирма 2 – высокая цена;

б) фирма 1 – высокая цена, фирма 2 – высокая цена;

в) фирма 1 – низкая цена, фирма 2 – низкая цена;

г) фирма 1 – высокая цена, фирма 2 – низкая цена;

д) доминирующих стратегий нет.

 

9 Как называется соглашение между олигополистами, если каждой фирме выгодно его соблюдать:

а) молчаливое соглашение;

б) тайное соглашение;

в) разумное соглашение;

г) самообязывающее соглашение.

Г. Задачи

Задача 6.3. В таблице 6.1 представлены данные об объёмах реализации продукции пяти фирм-олигополистов:

Т а б л и ц а 6.1 – Объёмы реализации на рынке олигополии

Наименование фирмы          
Объём реализации продукции, шт.          

 

Определите:

1) рыночную долю каждой фирмы;

2) индекс Херфиндаля – Хиршмана для данной отрасли;

3) как изменится степень монополизации рынка, если первая и вторая фирмы объединятся.

 

Задача 6.4. На олигополистическом рынке действуют две фирмы. Известны функции издержек этих фирм: TC 1 = 20 + 4 Q 1, TC 2 = 10 + . Рыночный спрос представлен уравнением Qd = 50 – 2 P. Определите параметры рыночного равновесия на рынке и оцените рыночную власть каждой фирмы в условиях конкуренции Курно.

 

Задача 6.5. На рынке действуют две фирмы, выпуская однородную продукцию. Рыночный спрос представлен уравнением Qd = 300 – 5 P. Обе фирмы имеют равный уровень общих издержек TC = 4 Q.

Определите объём продаж каждой фирмы и цену реализации продукции на рынке, если фирмы взаимодействуют по модели:

а) Курно; б) Штекельберга; в) картеля; г) Бертрана.

 

Задача 6.6. На рисунке 6.1 представлены возможные исходы взаимодействия двух фирм на рынке сотовой связи. «Мобильник» является фирмой-дебютантом, которая прогнозирует последствия своего выхода на рынок. «Сотовичок» – это фирма-старожил, которая принимает решение об объёмах выпуска своей продукции в зависимости от решения фирмы-дебютанта. Первая цифра в каждом варианте исхода показывает выигрыш фирмы «Мобильник», вторая – фирмы «Сотовичок»

Рисунок 6.1 – Стратегии взаимодействия двух фирм на рынке

Определите наилучшую стратегию для каждой фирмы. Какая из фирм обладает доминирующей стратегией?


Т е м а 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: