Глава 1. ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ




Тема дипломной работы

Диагностика банкротства предприятия и разработка антикризисной

программы (на примере ООО «Оптима»)

 

 

 

Дипломная работа выполнена на ___________ 84 __________ страницах, содержит _____ 16 _________таблиц и ________ 1 ________ рисунков.

Графическая часть на _____________ листах.

 

Москва - 2005

 

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет

технологий и управления

Факультет _ Экономики и предпринимательства _ Кафедра _ «Финансы и кредит» _

Специальность _ 060400 _____________________________________________________

Шифр _______________

Утверждаю

Заведующий кафедрой

_____________________

«____»___________200__г.

Задание

 

На дипломную работу студенту _________________________________________

1. Задание ___________________________________________________________

 

 

 

Утверждено приказом по институту от ___________________________________

2. Срок сдачи студента дипломной работы _______________________________

3. Специальное указание _______________________________________________

 

 

 

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) ______________________________________________________

 

 

 

5. Перечень графического материала (с указанием обязательных чертежей)

 

 

 

6. Консультанты: фамилия, имя, отчество. По какому разделу.

Количество часов _____________________________________________________

 

 

 

Руководитель __________________________________________________

Дата выдачи задания ____________________________________________

Задание принял к исполнению ____________________________________

Подпись студента __________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….. 5

 

Глава 1. Основы диагностики банкротства предприятия………………………..8

1.1 Понятие, причины и виды несостоятельности (банкротства)……….8

1.2 Процедуры банкротства и их особенности…………………………..12

1.3 Методы диагностики финансового состояния предприятия………..29

Глава 2. Анализ финансового состояния ООО «Оптима»………………………37

2.1. Краткая характеристика предприятия.……………………………….38

2.2. Общая оценка финансового состояния предприятия и его

динамики. Анализ финансовой устойчивости…………………………………..41

2.3 Анализ ликвидности баланса………………………………………….50

2.4. Анализ финансовых коэффициентов………………………………...60

2.5. Оценка угрозы неплатежеспособности предприятия……………….64

Глава 3. Разработка мер по выводу предприятия из кризисного финансового состояния……………………………………………………………………………68

3.1. Выработка предложений к формированию финансовой стратегии..68

3.2. Количественная оценка предложений………………………………..70

3.3. План мероприятий по внедрению проекта…………………………...76

 

 

Заключение………………………………………………………………………….79

 

Список используемой литературы………………………………………………...82

 

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В соответствии с действующим законодательством под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования, а также выполнить обязательства перед бюджетом.

В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, высокой инфляции, нестабильности налоговой системы, политической нестабильности, неопределенности, недостаточной квалификации менеджеров предприятия институт банкротства получает все большее распространение. Вместе с тем, в хозяйственной практике последних лет участились случаи умышленной самоликвидации предприятий, которые, обеспечив привлечение значительного объема заемного капитала (в денежной, товарной и других формах) и использовав его в целях наживы отдельных лиц, объявляют себя банкротами для того, чтобы уйти от расчетов. Механизм таких действий квалифицируется как "фиктивное банкротство" и преследуется в уголовном порядке.

Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.

Основой методики являются три положения:

-диагностика банкротства;

-выявление факторов, влияющих на кризисное развитие;

-выработка антикризисных механизмов управления финансами.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является «латание дыр» и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.

В связи с этим возникает необходимость проводить систематический финансовый анализ предприятия. Финансовый анализ позволяет не только выяснить, в чем заключается конкретная болезнь экономики предприятия-должника, но и заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.

Актуальность проблемы банкротства отечественных предприятий обуславливает выбор темы данной дипломной работы.

Целью данной дипломной работы является изучение и проведение комплекса мероприятий на предмет возможного банкротства, а также рассмотрение финансовых механизмов выхода предприятия из кризисного экономического состояния.

Для реализации поставленной цели в дипломной работе поставлены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- изучить понятие, виды и процедуры банкротства;

- рассмотреть сущность и принципы политики антикризисного управления предприятием в современных условиях;

- осуществить диагностику финансового состояния предприятия, включая проведение анализа и оценки имущественного положения, ликвидности и платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

- совершенствовать систему диагностики банкротства предприятия;

- разработать систему механизмов стабилизации предприятия при угрозе банкротства.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Оптима». Информационно-аналитической базой исследования послужили данные оперативной и бухгалтерской информации за 2004 год.

Дипломная работа состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен теоретическим вопросам понятия банкротства и методике антикризисного управления финансами.

Во втором разделе проводится комплексный финансово-экономический анализ исследуемого предприятия с использованием моделей диагностики банкротства. Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Оптима». Информационно-аналитической базой исследования послужили данные оперативной и бухгалтерской информации за 2004 год.

В третьем разделе дипломного проекта на основании результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности, проведенного во втором разделе, разрабатывается программа антикризисного управления финансами для исследуемого предприятия в соответствии с методикой антикризисного управления финансами.

При написании работы было использовано множество различной литературы, включая гражданское законодательство, законодательство о банкротстве, а также методические материалы по анализу и статьи практикующих юристов и экономистов, рассматривающих проблемы банкротства и антикризисного менеджмента.

 

Глава 1. ОСНОВЫДИАГНОСТИКИ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Понятие, причины и виды несостоятельности (банкротства)

Банкротство предприятий – новое явление для современной российской экономики, осваивающей рыночные отношения. В дореволюционной России это явление было известно, существовало и законодательство о несостоятельности, но традиции применения процедуры банкротства практически утрачены. Между тем, отечественная экономика содержит немало предпосылок для банкротства или несостоятельности хозяйствующих субъектов. В настоящее время нормативная база в этой области разрабатывается и совершенствуется.

С 1 марта 1993 года действовал Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992г., был принят ряд постановлений Правительства РФ, создан специальный орган – Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе, которое получило право возбуждать в отношении госпредприятий дела о несостоятельности.

С 1 марта 1998 года действовал Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6 – ФЗ.

Законодательство о банкротстве постоянно совершенствуется.

27 сентября 2002 года Государственной Думой был принят, 16 октября 2002 года одобрен Советом Федера­ции новый Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который введен в действие 02.12.2002 года. Этот закон нельзя отнести в полном смысле ни к «прокредиторскому», ни к «продолжниковскому». Его место — золотая середина. И именно данное обстоятельство делает российскую систему несостоятельности (банкротства) гибкой, позволяющей в полной мере учитывать условия несостоя­тельности должника применительно к каждому конкрет­ному случаю.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1]. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (за полученные товары, выполненные работы и услуги) и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а размер обязательств и платежей в совокупности составляет не менее ста тысяч рублей. Должник может быть признан несостоятельным, если текущих поступлений недостаточно для покрытия текущих платежей, но при имуществе, достаточном для погашения требований всех кредиторов в полном объеме, к нему может быть применена более предпочтительная процедура внешнего управления.

В целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника проводится финансовый анализ. Чем сложнее экономическое положение организации, тем качественнее должен быть финансовый анализ.

Успехи и неудачи деятельности предприятия являются резуль­татом взаимодействия целого ряда факторов: внешних, на кото­рые предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренних, зависящих от организации работы самого предприятия.

К числу внешних факторов, влияющих на деятельность пред­приятия, обычно относятся: размер и структура потребностей; уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и его покупательная способность (сюда же может быть отнесен уровень цен и возможность получения потребительского кредита); политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уро­вень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребле­ния, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим.

Одним из наиболее сильных внешних факторов банкротства являются так называемые технологические разрывы. Для каждой производственной (технологической) системы существуют опре­деленные пределы роста объемов деятельности — те же самые процессы, которые сформировали систему, на поздних этапах раз­вития становятся ее ограничителями. Дальнейшее развитие тре­бует скачка в базовых характеристиках системы. В экономической литературе эти моменты называются переломными точками, тех­нологическими разрывами. Переход от электронных ламп к полу­проводникам, от грампластинок к магнитной ленте и т.д. является примером технологических разрывов. В результате хозяйственное (технологическое) развитие приобретает форму последовательных S-образных кривых с разрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно, незаметно для большин­ства, но происходят лавинообразно. В результате предприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежно отставшим. По оценкам специалистов, при технологических раз­рывах семь из десяти лидеров становятся отстающими. Для ос­новной массы предприятий значение имеют не только крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные измене­ния, которые подрывают их преимущества в данной сфере дея­тельности. Идеи проката детских пеленок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированных на их продажу, а последующее изобретение одноразовых пеленок отразилось на деятельности фирм, производящих текстильные изделия.

К внешним причинам банкротства следует также отнести уси­ление международной конкуренции. Зарубежные предприятия в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других — за счет более совершенных технологий.

Внешним фактором, способным привести к банкротству пред­приятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъема осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из-за резкого спада рентабельности, который является результатом столь же резкого изменения цен на товары.

В реальном хозяйственном процессе к банкротству предпри­ятия могут приводить различные факторы, усиливающие или ос­лабляющие взаимное воздействие. Тем не менее если удается ус­ловно выделить преобладающий фактор, то банкротство предпри­ятия обычно подразделяется на:

• банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;

• банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ре­сурсов для осуществления расширенного воспроизводства поль­зующейся спросом продукции;

• банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

1.Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2.Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3.Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4.Фиктивное банкротство.Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

 

1.2.Процедуры банкротства и их особенности

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юри­дического лица — применяются следующие процедуры:

■наблюдение;

■финансовое оздоровление;

■внешнее управление;

■конкурсное производство;

■мировое соглашение.

Процедура наблюдения. Ее целью является обеспечение сохранности имуще­ства должника и проведения анализа финансового состо­яния должника. Тем самым должнику предоставляется возможность работать без долгов, что способствует изуче­нию истинной картины возможности восстановления пла­тежеспособности и продолжения деятельности должника, установление реального срока такого восстановления.

Не менее важная задача наблюдения — принятие эф­фективных мер по сохранению имущества должника.

В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и ко­личество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) ар­битражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предус­мотренных законом. Работа, проведенная в период на­блюдения, является необходимой основой для проведе­ния иных назначаемых арбитражным судом процедур бан­кротства.

Процедура наблюдения вводится с момента возбуж­дения арбитражным судом дела о банкротстве должни­ка и продолжается в течение всей стадии подготовки дела к разбирательству в арбитражном суде.

С момента принятия арбитражным судом к производ­ству заявления о признании должника банкротом кредито­ры не вправе обращаться к должнику в целях удовлетво­рения своих требований в индивидуальном порядке.

Исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженнос­ти по этим обязательствам и вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, не приостанавливается.

Дополнительной мерой, направленной на сохранение имущества должника в целях наиболее полного удовлет­ворения требований кредиторов, является запрет на удов­летворение требований участника должника — юри­дического лица — о выделе доли (пая) в имуществе долж­ника в связи с выходом из состава его участников.

Определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом согласно ст. 186 АПК РФ направляется арбитражным судом лицам, участвую­щим в деле. В п. 2 статьи 63 Закона дополнительно пре­дусматривается обязательное направление такого опреде­ления также банкам и иным кредитным организациям, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному при­ставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы. Эти органы должны учитывать права кредиторов и ограничения, которые установлены для должника законом о банкротстве.

Временный управляющийдолжен отвечать требова­ниям, предусмотренным законом о банкротстве в отно­шении арбитражных управляющих.

Особенности назначения временного управляющего учи­тывают необходимость срочного назначения временного управляющего. Арбитражный суд направляет определение суда, в котором указывает на необходимость представле­ния кандидатуры арбитражного управляющего в саморе­гулируемую организацию арбитражных управляющих.

В случаях непредставления арбитражному суду заяв­ленной саморегулируемой организации списка кандида­тур, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми органи­зациями из числа включенных в единый государствен­ный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Продолжительность работы временного управляющего зависит от срока, установленного арбитражным судом на проведение наблюдения. Закон связывает этот срок с назначенной арбитражным судом датой заседания для рас­смотрения дела о банкротстве.

Момент прекращения полномочий временного управ­ляющего зависит от результатов рассмотрения дела о бан­кротстве и от характера решения (определения), прини­маемого арбитражным судом. В случае введения финан­сового оздоровления, внешнего управления или конкурс­ного производства временный управляющий действует до назначения административного, внешнего или конкурс­ного управляющего. Временный управляющий также мо­жет рассматриваться в качестве кандидата для назначения административным, внешним управляющим либо конкур­сным управляющим.

Статьей 66 Закона регламентируются права временного управляющего. В период наблюдения временный управля­ющий от своего имени вправе обращаться в арбитражный суд с исками о признании сделок, совершенных должни­ком, недействительными, а также о применении послед­ствий недействительности ничтожных сделок, совершен­ных с нарушением требований, установленных законом о банкротстве. Временный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополни­тельных мер по обеспечению сохранности имущества дол­жника, в том числе о запрете совершать без согласия вре­менного управляющего сделки не предусмотренные дан­ным Законом. Кроме прав временный управляющие дол­жен выполнять возложенные на него законом обязаннос­ти, предусмотренные ст. 67 Закона. В целях обеспечения сохранности имущества должника временный управляю­щий должен проконтролировать реализацию тех мер, ко­торые указаны в определении арбитражного суда о приня­тии заявления о признании должника банкротом. Кроме того, временный управляющий в целях сохранения иму­щества должника обязан осуществлять контроль над со­вершением должником определенных сделок, а также сле­дить за тем, чтобы органы управления не принимали ре­шения, запрещенные законом о банкротстве.

Временный управляющий обязан незамедлительно уве­домить кредиторов о возбуждении дела о банкротстве.

Кредиторы вправе предъявлять свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего. Обязанностью временного управляющего также является установление кредиторов должника. Если должник в приложении к заявлению должника указал не всех кредиторов, а проверка деятельности должника позволяет выявить новых кредиторов, временный управляющий обязан известить этих кредиторов о возбуждении дела о банкротстве. Временный управляющий уточняет размер требований кредиторов, обратившихся в арбитражный суд, для определения количества голосов каждого из них на первом собрании кредиторов, вести реестр требований кредиторов, за исключением предусмотренных законом.

Анализ финансового состояния должника – одна из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления неплатежеспособности должника, и для определения наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Проведение такого анализа дает возможность предложить конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника либо сделать однозначный вывод о невозможности ее восстановления.

В обязанности временного управляющего входит созыв первого собрания кредиторов. Анализ финансового состояния должника и подготовка предложений относительно возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника имеют большое значение для принятия оптимального решения первым собранием кредиторов.

Процедура финансового оздоровления введена в российское законодательство впервые. Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, однако в соответствии со ст. 75 Закона о банкротстве в случаях, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введение внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введение оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа и иных лиц, указанных в законе. Кроме того, в определении указывается срок финансового оздоровления, а так же график погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом. В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения срока, установленного арбитражным судом для финансового оздоровления, должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. Ст. 87 Закона предусматривает досрочное прекращение финансового оздоровления в случаях, когда в срок не представлено соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности; при неоднократном нарушении сроков удовлетворения требований кредиторов, уста­новленных графиком погашения задолженности. По ито­гам рассмотрения отчета должника и заключения адми­нистративного управляющего собрание кредиторов впра­ве обратиться в суд с ходатайством о введении внешнего управления либо с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. На основании представленных ходатайств арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

■определение об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства собрания кредиторов, если вы­явлено исполнение должником своих обязательств и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

■определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

■решение о признании должника банкротом и об от­крытии конкурсного производства.

По результа­там проведения финансового оздоровления должник пред­ставляет административному управляющему отчет в срок, установленный п. 1. ст. 88 Закона (до истечения месяца). По результатам рассмотрения отчета представленного должником, административный управляющий составля­ет заключение о выполнении графика погашения задол­женности и об удовлетворении требований кредиторов. По итогам рассмотрения результатов финансового оздо­ровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд может принять определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случаях, если непогашенная за­долженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; также возможно принятие определе­ния о введении внешнего управления в случаях наличия возможности восстановить платежеспособность должни­ка либо принятия решения о признании должника банк­ротом и об открытии конкурсного производства.

Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управле­нию должником внешнему управляющему.

Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура сана­ции. Процедура санации предполагала оказание финан­совой помощи предприятию-должнику.

В отношении отдельных категорий должников проце­дура внешнего управления не подлежит применению.

О введении внешнего управления арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Срок внешнего управления ограничен 18 месяцами, однако данный срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления. Про­дление или сокращение первоначально установленного срока внешнего управления производится арбитражным судом на основании ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего.

С момента введения внешнего управления всегда от­страняется от должности руководитель должника — юри­дического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Другим последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий органов управления должника (в том числе руководителя должника) и соб­ственника имущества должника — унитарного предпри­ятия. В течение периода внешнего управления органы управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров и др.) не имеют права, за некоторыми исключениями, принимать какие-либо решения и совершать действия в отношении долж­ника и его имущества.

Для обеспечения внешнему управляющему возможно­сти приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерс­кую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности.

В период внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обя­зательствам и об уплате обязательных платежей. Уста­новление моратория на удовлетворение требований кре­диторов приводит к тому, что в течение достаточно продолжительного периода, равного сроку проведения внеш­него управления, должник освобождается от необхо­димости расходовать имеющиеся у него денежные сред­ства на удовлетворение требований кредиторов, что, несомненно, является серьезной экономической льготой, разумное использование которой может позволить долж­нику улучшить свое финансовое состояние и восстановить платежеспособность. Мораторий не распространяется на требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых насту­пил после введения внешнего управления. Мораторий так­же не распространяется на требования о взыскании за­долженности по заработной плате, выплате вознагражде­ний по авторским договорам, алиментов, а также о возме­щении вреда, причиненного жизни и здоровью, т.е. на требования кредиторов первой и второй очереди.

Наиболее важные решения в процессе о банкротстве принимаются собранием кредиторов и утверждаются ар­битражным судом. Одним из таких принципиальных воп­росов является назначение внешнего управляющего, по­скольку именно от него зависит, насколько эффективно будет проведено внешнее управление, а в конечном счете — и степень удовлетворения требований каждого из креди­торов.

Внешний управляющий назначается арбитражным судом од­новременно с введением внешнего управления. О назна­чении внешнего управляющего арбитражный суд выно­сит определение, которое подлежит немедленному испол­нению и может быть обжаловано. Однако по решению собрания кредиторов кандидатура административного управляющего может быть предложена в качестве канди­датуры внешнего управляющего.

Возложенные на внешнего управляющего обязан­ностиобусловлены необходимостью как исполнения пос­ледним обязанностей руководителя должника, так и вы­полнения им функций, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на восстановление платеже­способности должника в порядке, предусмотренном зако­ном о банкротстве.

Одной из важных обязанностей внешнего управляю­щего является разработка (не позднее одного месяца смомента своего назначения) и представление на утверж­дение собранию кредиторов плана внешнего управления должником. При разработке плана внешнего управления, который должен содержать конкретные меры, направлен­ные на восстановление платежеспособности, внешнему управляющему необходимо осуществлять анализ фи­нансового состояния должника, а также анализировать его финансовую, хозяйственную, инвестиционную деятель­ность и его положение на товарных рынках.

Для обеспечения осуществления мер, направленных на восстановление платежеспособности должника и его нор­мальной хозяйственно-экономической деятельности, в обязанности внешнего управляющего входит открытие спе­циального счета.

В качестве мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, может служить ликвида­ция дебиторской задолженности. Одна из основных обя­занностей внешнего управляющего — принимать меры по взысканию задолженности перед должником.

По итогам внешнего управления внешний управляю­щий должен составить отчет внешнего управляющего. Такой отчет должен быть представлен не позднее чем за четырнадцать дней до рассмотрения отчета в судебном заседании арбитражного суда.

Досрочное прекращение внешнего управления возможно по ходатайству собрания кредиторов.

В зависимости от оснований прекращения внешнего управления (восстановление платежеспособности, установ­ление невозможности восстановления платежеспособнос­ти или окончание установленного срока внешнего управ­ления) внешний управляющий предлагает собранию кре­диторов принять решения о прекращении внешнего уп­равления в связи с восстановлением платежеспособности должника, о заключении мирового соглашения, о продле­нии установленного срока внешнего управления или опрекращении внешнего управления и обращении в арбит­ражный суд с ходатайством о признании должника банк­ротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам собрания кредиторов внешний управляющий обязан на­править в ар<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: