у зайца -, у медведя -, у волка -, у белки -




с 6 лет добавляются 3 картинки:

у коровы -, у собаки -, у лошади - (помимо заданий для детей 4 и 5 лет)

С 6 лет к предыдущим диагностическим заданиям добавляются следующие:

При обследовании функции словоизменения

· при употреблении числительных 2 и 5 с существительными 5 слов карандаш, ключ, лев, озеро, дверь (Приложение 6)

· сложные предлоги из-за, из-под.

Словообразование:

· Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с 5 лет – стол, кровать, дом, шкаф, мяч, береза, ложка, кукла, с 6 лет - гриб, лист лиса, одеяло) (Приложение 8)

· Образование детенышей животных (добавляются корова, собака, лошадь)

· Образование прилагательных от существительных только с 6 лет

- относительных «Из чего сделано?» 12 слов (дерево, бумага, солома, мех, шерсть, пух, кирпич, резина, металл, снег, брусника, черника)

- притяжательных (чей? чья? чьё?) (8 слов) сумка мамы, кофта бабушки, газета папы, нора лисы, хвост зайца, лапа медведя, шерсть волка, грива льва (картинки Г.А. Каше)

· Образование приставочных глаголов обследуется с 6 лет

Логопед предлагает ребенку назвать действия. «Что делает мальчик?»

(Альбом О.Б. Иншаковой)

6 картинок - ходит- уходит- входит – выходит - переходит -подходит

6 картинок - бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает – подбегает

· Образование глаголов совершенного вида обследуется только с 6 лет

Рисовал – нарисовал

Лепил -

Писал –

Делал –

 

Обследование состояния экспрессивной речи. Грамматический строй речи. Словоизменение. Словообразование.

Выводы:

4-5 лет: грамматический строй речи не сформирован, функции словоизменения и словообразования в стадии формирования, множественные аграмматизмы в связной речи, отдельные аграмматизмы в связной речи.

5-6 лет: грамматический строй речи сформирован недостаточно, множественные аграмматизмы в связной речи, отдельные аграмматизмы в связной речи, грамматический строй речи соответствует норме (сформирован).

Критерии оценки:

Низкий уровень (невыполнение заданий) – 1 балл

Не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений

Средний уровень (выполнение половины заданий) - 2 балла

Грамматический строй речи имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей животных и птиц.

Высокий уровень (задания выполнены в полном объеме) - 3 баллов.

Грамматический строй речи соответствует возрастной норме. Безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, правильно употребляет существительные в косвенных падежах. Правильно употребляет все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительными прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные, приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

 

Словарь

1.а) При обследовании номинативного словаря ребенка 4-5 лет логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и назвать: «что это?», «кто это?»

по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Мебель», «Семья».

С 5- лет к предыдущим темам добавляется тема «Птицы»

С 6-лет добавляются темы «Насекомые», «Ягоды», «Транспорт», «Животные»

Игра: «Назови, что я покажу»

Цель: Определить объём номинативного словаря

Оборудование: картинки по лексическим темам см. альбом Иншаковой О.Б.

Критерии оценки:

- Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого; грубые нарушения формирования словарного запаса. (1б.)

- Допускал в задании ошибки, называл не все предметы; принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании словарного запаса. (2б.)

- Задания выполнил правильно, без помощи взрослого, называет все предметы, изображенные на картинке; словарь соответствует возрастной норме. (3б.)

1.б) При обследовании у ребенка 4-5 лет обобщающих понятий, логопед предлагает ребенку назвать предложенные предметы одним словом.

Игра: «Назови одним словом».

Цель: выяснить умение ребёнка обобщать предметы.

Оборудование: игрушки и картинки по темам: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Семья».

С 5- лет добавляется тема «Птицы»

С 6- лет: «Насекомые», «Ягоды», «Транспорт», «Животные».

Критерии оценки:

- Подобрал обобщающие слова к 2-3 группам названных слов- бедный словарный запас -(1б.)

-Подобрал обобщающие слова к половине слов- средний уровень-(2б.)

-Ко всем группам подобрал обобщающие слова, словарный запас соответствует возрастной норме –(3б.)

в) при обследовании частей предметов: Логопед просит ребенка назвать части предмета. По темам:

 

(с 5лет) (с 6 лет)

«Посуда» - носик

-крышка

-донышко

-стенки

«Части тела» -голова -локоть

-ноги -колено

-руки -пальцы

-нос -ноготь

-рот

«Части одежды» -рукав - манжеты

-воротник -петля

- пуговицы

«Части машины» -дверь -кузов

-колесо - фары

- руль

-кабина

 

«Части мебели» -спинка «Части окна»

-ножка -подоконник

-сиденье - стекло

-ящик

- с 6 лет – названия профессий

Критерии оценки:

- Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого; грубые нарушения формирования словарного запаса. (1б.)

-Допускал в задании ошибки; назвал не все профессии, принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании словарного запаса.(2б.)

-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого, словарь соответствует

норме.(3б.)

 

г) При обследовании предикативного словаря ребёнка 4-5 лет, логопед предлагает рассмотреть картинки и дополнить предложения.

-Рыба в воде…….(плавает)

-Птица в небе……(летает)

-Лошадь по полю…..(скачет)

-Собака по двору…..(бегает)

-Кошка по улице……(бегает)

-Лягушка по болоту…..(прыгает)

-Змея по земле……..(ползет)

-Бабочка над цветком….(летает)

-Заяц по полю……….(скачет)

Фиксируется: умение ребенка подбирать слова действия.

-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого; грубые нарушения формирования предикативного словаря. (1б.)

-Допускал в задании ошибки; не все предложения дополнил нужным словом. (2б.)

-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого. (3б.)

Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:

-Что ты делаешь в течение дня?

-Кто как передвигается?

-Кто как кричит?

Фиксируется: умение ребёнка подбирать слова действия.

-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого; (1б.)

-Допускал ошибки в задании, ответил не на все вопросы(2б).

-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого.(3б).

С 6 лет логопед предлагает ребёнку ответить на вопросы:

-Кто какие звуки издаёт? (Корова, кошка, собака, лошадь, воробей, петух, лягушка.)

-Кто что делает? (с использованием профессий) – (врач, учитель, продавец, повар, художник)

Фиксируется: умение ребенка подбирать слова- действия.

-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого. (1б.)

-Допускал в задании ошибки; ответил не на все вопросы, принимает помощь взрослого.(2б.)

-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого.(3б.)

д) При обследовании атрибутивного словаря ребёнка 4-5 лет, логопед предлагает назвать признаки предмета.

Цель: выявить навык употребления слов, обозначающих признаки предмета.

Оборудование: «Альбом для логопеда» Иншакова О.В.(205-209стр.)

Игра: «Подбери слово». Названия цвета.

 

С 4-5 лет С 5-6 лет

- белый - коричневый

- чёрный - розовый

- красный - голубой

- синий - оранжевый

- зеленый

-Название формы. (с 4 лет) - круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

Фиксируется: умение подбирать слова- признаки.

-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого.(1б.)

-Допускал в задании ошибки; назвал не все слова-признаки.(2б.)

-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого.(3б.)

е). При обследовании у ребёнка 6 лет употребления слов с противоположным значением, логопед называет слово и просит назвать противоположное по значению слово.

Цель: выявить навык употребления слов с противоположным значением.

большой-…., высокий-…, добро-…, друг-…., поднимать-…,покупать…,горе…,хороший…,широкий…,легкий….,давать…

Фиксируется: правильность выбора картинок и владение словарём антонимов.

Оборудование: «Альбом для логопеда» Иншакова О.В.(195-197стр.)

Критерии оценок:

-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого, грубые нарушения в формировании словарного запаса.(1б.)

-Допускал в задании ошибки; называл не все слова противоположные по смыслу(антонимы),принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании словарного запаса.(2б.)

-Задание выполнил правильно без помощи взрослого; словарь соответствует возрастной норме.(3б.)

ВЫВОДЫ: отмечается объём словарного запаса; соотношение пассивного и активного словаря; наличие в словаре различных частей речи, характер трудностей.

Объём словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме); резкое расхождение объёма словаря пассивного и активного; неточность употребления слов, замена обобщающих понятий словами конкретного значения; трудности актуализации слов; трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далёких и близких); словарный запас сформирован, соответствует возрастной норме.

 

Приложение

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Приложение 5

 

 

Приложение 6

 

 

Приложение 7

 

е) с 5 лет употребление предложно-падежных конструкций с предлогами В, НА, ПОД, НА, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО

 

 

Приложение 8

 

 

 

 

Приложение 9

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: