с 6 лет добавляются 3 картинки:
у коровы -, у собаки -, у лошади - (помимо заданий для детей 4 и 5 лет)
С 6 лет к предыдущим диагностическим заданиям добавляются следующие:
При обследовании функции словоизменения
· при употреблении числительных 2 и 5 с существительными 5 слов карандаш, ключ, лев, озеро, дверь (Приложение 6)
· сложные предлоги из-за, из-под.
Словообразование:
· Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с 5 лет – стол, кровать, дом, шкаф, мяч, береза, ложка, кукла, с 6 лет - гриб, лист лиса, одеяло) (Приложение 8)
· Образование детенышей животных (добавляются корова, собака, лошадь)
· Образование прилагательных от существительных только с 6 лет
- относительных «Из чего сделано?» 12 слов (дерево, бумага, солома, мех, шерсть, пух, кирпич, резина, металл, снег, брусника, черника)
- притяжательных (чей? чья? чьё?) (8 слов) сумка мамы, кофта бабушки, газета папы, нора лисы, хвост зайца, лапа медведя, шерсть волка, грива льва (картинки Г.А. Каше)
· Образование приставочных глаголов обследуется с 6 лет
Логопед предлагает ребенку назвать действия. «Что делает мальчик?»
(Альбом О.Б. Иншаковой)
6 картинок - ходит- уходит- входит – выходит - переходит -подходит
6 картинок - бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает – подбегает
· Образование глаголов совершенного вида обследуется только с 6 лет
Рисовал – нарисовал
Лепил -
Писал –
Делал –
Обследование состояния экспрессивной речи. Грамматический строй речи. Словоизменение. Словообразование.
Выводы:
4-5 лет: грамматический строй речи не сформирован, функции словоизменения и словообразования в стадии формирования, множественные аграмматизмы в связной речи, отдельные аграмматизмы в связной речи.
|
5-6 лет: грамматический строй речи сформирован недостаточно, множественные аграмматизмы в связной речи, отдельные аграмматизмы в связной речи, грамматический строй речи соответствует норме (сформирован).
Критерии оценки:
Низкий уровень (невыполнение заданий) – 1 балл
Не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений
Средний уровень (выполнение половины заданий) - 2 балла
Грамматический строй речи имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей животных и птиц.
Высокий уровень (задания выполнены в полном объеме) - 3 баллов.
Грамматический строй речи соответствует возрастной норме. Безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, правильно употребляет существительные в косвенных падежах. Правильно употребляет все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительными прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные, приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.
Словарь
1.а) При обследовании номинативного словаря ребенка 4-5 лет логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и назвать: «что это?», «кто это?»
|
по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Мебель», «Семья».
С 5- лет к предыдущим темам добавляется тема «Птицы»
С 6-лет добавляются темы «Насекомые», «Ягоды», «Транспорт», «Животные»
Игра: «Назови, что я покажу»
Цель: Определить объём номинативного словаря
Оборудование: картинки по лексическим темам см. альбом Иншаковой О.Б.
Критерии оценки:
- Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого; грубые нарушения формирования словарного запаса. (1б.)
- Допускал в задании ошибки, называл не все предметы; принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании словарного запаса. (2б.)
- Задания выполнил правильно, без помощи взрослого, называет все предметы, изображенные на картинке; словарь соответствует возрастной норме. (3б.)
1.б) При обследовании у ребенка 4-5 лет обобщающих понятий, логопед предлагает ребенку назвать предложенные предметы одним словом.
Игра: «Назови одним словом».
Цель: выяснить умение ребёнка обобщать предметы.
Оборудование: игрушки и картинки по темам: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Семья».
С 5- лет добавляется тема «Птицы»
С 6- лет: «Насекомые», «Ягоды», «Транспорт», «Животные».
Критерии оценки:
- Подобрал обобщающие слова к 2-3 группам названных слов- бедный словарный запас -(1б.)
-Подобрал обобщающие слова к половине слов- средний уровень-(2б.)
-Ко всем группам подобрал обобщающие слова, словарный запас соответствует возрастной норме –(3б.)
в) при обследовании частей предметов: Логопед просит ребенка назвать части предмета. По темам:
|
(с 5лет) (с 6 лет)
«Посуда» - носик
-крышка
-донышко
-стенки
«Части тела» -голова -локоть
-ноги -колено
-руки -пальцы
-нос -ноготь
-рот
«Части одежды» -рукав - манжеты
-воротник -петля
- пуговицы
«Части машины» -дверь -кузов
-колесо - фары
- руль
-кабина
«Части мебели» -спинка «Части окна»
-ножка -подоконник
-сиденье - стекло
-ящик
- с 6 лет – названия профессий
Критерии оценки:
- Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого; грубые нарушения формирования словарного запаса. (1б.)
-Допускал в задании ошибки; назвал не все профессии, принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании словарного запаса.(2б.)
-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого, словарь соответствует
норме.(3б.)
г) При обследовании предикативного словаря ребёнка 4-5 лет, логопед предлагает рассмотреть картинки и дополнить предложения.
-Рыба в воде…….(плавает)
-Птица в небе……(летает)
-Лошадь по полю…..(скачет)
-Собака по двору…..(бегает)
-Кошка по улице……(бегает)
-Лягушка по болоту…..(прыгает)
-Змея по земле……..(ползет)
-Бабочка над цветком….(летает)
-Заяц по полю……….(скачет)
Фиксируется: умение ребенка подбирать слова действия.
-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого; грубые нарушения формирования предикативного словаря. (1б.)
-Допускал в задании ошибки; не все предложения дополнил нужным словом. (2б.)
-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого. (3б.)
Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:
-Что ты делаешь в течение дня?
-Кто как передвигается?
-Кто как кричит?
Фиксируется: умение ребёнка подбирать слова действия.
-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого; (1б.)
-Допускал ошибки в задании, ответил не на все вопросы(2б).
-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого.(3б).
С 6 лет логопед предлагает ребёнку ответить на вопросы:
-Кто какие звуки издаёт? (Корова, кошка, собака, лошадь, воробей, петух, лягушка.)
-Кто что делает? (с использованием профессий) – (врач, учитель, продавец, повар, художник)
Фиксируется: умение ребенка подбирать слова- действия.
-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого. (1б.)
-Допускал в задании ошибки; ответил не на все вопросы, принимает помощь взрослого.(2б.)
-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого.(3б.)
д) При обследовании атрибутивного словаря ребёнка 4-5 лет, логопед предлагает назвать признаки предмета.
Цель: выявить навык употребления слов, обозначающих признаки предмета.
Оборудование: «Альбом для логопеда» Иншакова О.В.(205-209стр.)
Игра: «Подбери слово». Названия цвета.
С 4-5 лет С 5-6 лет
- белый - коричневый
- чёрный - розовый
- красный - голубой
- синий - оранжевый
- зеленый
-Название формы. (с 4 лет) - круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
Фиксируется: умение подбирать слова- признаки.
-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого.(1б.)
-Допускал в задании ошибки; назвал не все слова-признаки.(2б.)
-Задания выполнил правильно, без помощи взрослого.(3б.)
е). При обследовании у ребёнка 6 лет употребления слов с противоположным значением, логопед называет слово и просит назвать противоположное по значению слово.
Цель: выявить навык употребления слов с противоположным значением.
большой-…., высокий-…, добро-…, друг-…., поднимать-…,покупать…,горе…,хороший…,широкий…,легкий….,давать…
Фиксируется: правильность выбора картинок и владение словарём антонимов.
Оборудование: «Альбом для логопеда» Иншакова О.В.(195-197стр.)
Критерии оценок:
-Задание выполнить не смог даже с помощью взрослого, грубые нарушения в формировании словарного запаса.(1б.)
-Допускал в задании ошибки; называл не все слова противоположные по смыслу(антонимы),принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании словарного запаса.(2б.)
-Задание выполнил правильно без помощи взрослого; словарь соответствует возрастной норме.(3б.)
ВЫВОДЫ: отмечается объём словарного запаса; соотношение пассивного и активного словаря; наличие в словаре различных частей речи, характер трудностей.
Объём словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме); резкое расхождение объёма словаря пассивного и активного; неточность употребления слов, замена обобщающих понятий словами конкретного значения; трудности актуализации слов; трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далёких и близких); словарный запас сформирован, соответствует возрастной норме.
Приложение
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
е) с 5 лет употребление предложно-падежных конструкций с предлогами В, НА, ПОД, НА, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО
Приложение 8
Приложение 9