Развитие связной речи
(4-5 лет)
Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.
Ведущей формой обучения является диалог. Так же начинается работа по обучению детей монологическойречи. Начинать обучение рассказыванию предлагается с описания игрушек.
Ребёнок может активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о событиях, произошедших с ним недавно, составлять рассказ об игрушке и по сюжетной картине.
Обследование проводится по трёхбалльной системе:
· 1 балл-низкий уровень
(невыполнение заданий)
· 2 балла-средний уровень
(выполнение половины заданий)
· 3 балла-высокий уровень
(задания выполняет в полном объеме)
Для обследования даны следующие задания:
Задание №1
«Составление предложений по образцу действия»
Методика позволяет выявить умение ребёнка составлять предложения с опорой на картинку, изменять глаголы по числам.
Логопед предлагает ребёнку посмотреть на картинки и рассказать, что делает мальчик, что делают мальчики, что делает девочка, что делают девочки.
Оценка результатов
· 1 балл. Задание не смогвыполнить даже с помощью взрослого, глаголы множественного числа не образует, грубые нарушения формирования словарного запаса.
· 2 балла.Допускает в задании ошибки, называет не все действия, принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании словарного запаса.
· 3 балла. Задание выполнил правильно без помощи взрослого, называет все действия, изображённые на картинке, образует глаголы множественного числа.
|
Задание №2
«Составление рассказов по картинке»
Методика позволяет выявить умение ребёнка составлять небольшой рассказ (из 4-5 предложений) по картинке.
Логопед предлагает показать ребёнку картинку и рассказать:
«Это мальчик. Его зовут Петя. Он катает игрушечную машинку. Машинка красная, пожарная. На полке стоят игрушки – кубики, юла, кукла, матрёшка. А мишка лежит на полу». «Повтори мой рассказ или составь свой»
Оценка результатов
· 1 балл.Задание не смог выполнить даже с помощью взрослого, называет отдельные предметы, изображённые на картинке, смысл не понимает, грубые нарушения формирования связной речи.
· 2 балла.Испытывает затруднения в составлении рассказов по картинке, называет не все предметы, изображённые на картинке; принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании связной речи.
· 3 балла. Составляет небольшой рассказ без помощи взрослого, называет все действия, изображённые на картинке; составляет предложения с однородными членами.
Задание №3
«Составь рассказ по серии картин»
Методика позволяет выявить умение ребенка составлять небольшой рассказ (4-5 предложений) по серии картин.
Логопед предлагает ребёнку посмотреть на картинки, назвать изображённые на ней предметы и действия, составить поним небольшой рассказ.
Оценка результатов
· 1 балл. Задание не смог выполнить даже с помощью взрослого, грубое нарушение формирования связной речи.
· 2 балла. Испытывает затруднения в составлении рассказа по серии картин, принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании связной речи.
|
· 3 балла. Составляет небольшой рассказ по серии картин без помощи взрослого.
Задание №4
«Расскажи о любимой игрушке»
Методика позволяет выявить умение ребёнка составлять небольшой рассказ (4-5 предложений) о любимой игрушке.
Логопед предлагает ребёнку посмотреть на картинку, назвать изображённые на ней игрушки, выбрать понравившуюся, составить о ней небольшой рассказ.
Оценка результатов
· 1 балл.Задание не смог выполнить даже с помощью взрослого, грубые нарушения в формировании связной речи.
· 2 балла.Испытывает затруднения в составлении рассказапо картинке о любимой игрушке, принимает помощь взрослого, имеются незначительные нарушения в формировании связной речи.
· 3 балла.Составляет небольшой рассказ о любимой игрушке без помощи взрослого.
Обследование связной речи детей
(5-6 лет) |
I. Составление предложений:
1. По образцу действий (логопед показывает действия: рисует карандашом, машет флажком и т.д.).
Выводы и критерии оценки:
· Составляет предложения самостоятельно без ошибок - 3 балла
· Составляет предложения с помощью взрослого - 2 балла
· Не может составить предложениядаже при помощи взрослого – 1 балл.
2. По сюжетной картинке. (Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»)
Выводы и критерии оценки:
· Составляет предложения самостоятельно без ошибок - 3 балла
· Составляет предложения с помощью взрослого - 2 балла
· Не может составить предложения даже при помощи взрослого – 1 балл.