Оценка эффективности деятельности предприятия




 

Результативность, экономическая целесообразность и рентабельность коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель, который можно суммировать в пространстве и времени. В качестве этого показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров.

Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. В анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине используемых ресурсов.

Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемые для достижения эффекта.

В качестве эффекта, полученного предприятием в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности может быть рассмотрена прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль отчетного периода. В роли ресурсов обычно выступает собственный капитал и авансируемый капитал (все активы предприятия)

В общем виде показатель экономического эффекта (EFF) выражается формулой [7, с. 251].

 

EFF = EF / RC, (22)

 

EF - величина экономического эффекта;- величина ресурсов или затрат.

В бухгалтерском учете прибыль или убыток отражается на счете прибыли и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Величина прибыли зависит от производственной снабженческо-бытовой и коммерческой деятельности предприятия, т. е. этот показатель отражает все стороны хозяйствования.

Прибыль важнейший показатель эффективности. Она измеряет эффект в абсолютном выражении т. е. разницу между результатом и затратами.

В современной экономической науке не сложилось единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли - мера эффективности общественного производства и стимулирующая функция.

Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие.

Стимулирующая функция прибыли позволяет получить не только личный доход акционерам компании, связанной с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет [18, с. 49].

В мировой практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а единого коэффициента эффективности не существует.

Выделяют четыре группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерческой организации. Схема распределения доходов коммерческой организации приведена в приложении 1 [7, с. 253].

Как следует из схемы, доходы коммерческой фирмы распределяются так: полученная организацией выручка от реализации последовательно уменьшается на величину

а) затрат труда и материалов (материальные расходы),

б) процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы),

в) уплачиваемых налогов; остаток распределяется между владельцами коммерческой организацией. Каждое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них различна для различных категорий лиц, заинтересованных в деятельности данной организации. Например, с позиции лендеров, безразлично, насколько велика чистая прибыль коммерческой организации - 1 тыс. рублей или 100 тыс. руб.; главное для них - насколько велика прибыль до вычета процентов и налогов, достаточна ли ее величина для покрытия постоянных финансовых расходов.

Придерживаясь вышеуказанной схемы, выделяют группы заинтересованных лиц.

Первая группа - лендеры (физические и юридические лица, предоставляющие деньги коммерческой фирме на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель с позиции этой группы - прибыль до вычета процентов и налогов.

Вторая группа состоит из одного представителя - это государство, которое заинтересовано в том, чтобы любая нормально действующая коммерческая организация эффективно функционировала. Государство рассчитывает в свою очередь на получение определенного дохода посредствам системы налогообложения. Это налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Можно выделить два показателя, характеризующие деятельность фирмы и представляющие интерес с позиции государства, - объем реализации и прибыль. Чем больше значения этих показателей, тем больше отчисление государству, осуществляемым по установленным ставкам.

Третья группа - владельцы коммерческой организации. С позиции текущего момента для них важен конечный результат (один из показателей прибыли к распределению), а с позиции долгосрочной перспективы представляет сумма реинвестируемой прибыли.

Четвертая группа включает работников фирмы и ее контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе, путем получения соответствующей доли из общих доходов фирмы (заработная плата, проценты по текущим кредитам и займам, возможность сбыта продукции данной организации и др.) [7, с. 254-255].

Выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

) Рентабельность инвестиций (капитала);

) Рентабельность продаж.

Показатели оценки рентабельности капитала. В качестве базисного показателя берется какой-либо из показателей ресурсов. Если аналитические расчеты ведутся с позиции предприятия, то в качестве ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость активов (валюта баланса по активу). Оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации можно дать с помощью коэффициента генерирования доходов (ВЕР).

 

ВЕР = Рit / А, (23)

 

Рit - прибыль до вычета процентов и налогов;

А - стоимостная оценка совокупных активов коммерческой организации (итог баланса-нетто по активу)

С позиции собственников предприятия и его лендеров, используют данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. Для этой категории пользователей инвестициями будет задолженность предприятия перед своими инвесторами. Для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процентов и налогов. Рассчитываются три показателя:

4) Рентабельность (доходность) совокупного капитала (ROA);

5) Рентабельность (доходность) собственного капитала (ROЕ);

6) Рентабельность инвестиций (ROI).

Коэффициент рентабельности активов (капиталоотдача) рассчитывается по формуле [7, с.117]:

 

ROA = NI +IE / ТА, (24)

 

NI - чистая прибыль;

ТА - совокупный объем активов (итог баланса-нетто);

IE - проценты к уплате в посленалоговом исчислении.

Данный показатель рентабельности показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль вложенного капитала. Капиталоотдача может быть представлена как произведение чистой рентабельности оборота и оборачиваемости (число оборотов активов).

Эта взаимосвязь показателей говорит о том, что на капиталоотдачу влияют: ценовая политика предприятия, уровень затрат на производство и реализацию продукции, деловая активность предприятия измеряется оборачиваемостью активов.

Если капиталоотдача на предприятии ниже средней процентной ставки по заемным средствам, то это говорит о том, что предприятие неспособно использовать свои денежные средства более эффективно, чем если бы они лежали на счете в банке.

Этот показатель представляет интерес для инвесторов (владельцы и лендеры).

Коэффициент рентабельности инвестиционного капитала (ROI) рассчитывается по следующему алгоритму:

 

ROI = (NI +IE) / (ТА - CL), (25)

- краткосрочные обязательства

Этот показатель характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием - он оценивает доходность долгосрочного капитала.

Показатель рентабельности собственного капитала (ROE):

 

ROE = NI / E, (26)

 

Е - собственный капитал

Рассмотренные показатели дополняются показателями рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов: валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

а) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM);

б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (ОIM);

в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM) [7, с.118];

 

GPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации

GPM = (S - COGS) / S, (27)

 

OIM= Операционная прибыль/Выручка от реализации

OIM= (S-COGS-ОЕ) / S, (28)

 

NPM = Чистая прибыль / Выручка от реализации

NPM = NI / S, (29)

 

COGS - себестоимость реализованной продукции;

ОЕ - операционные расходы (расходы за искл. процентов к уплате и налогов);

S - выручка от реализации в отчетном периоде.

При анализе рентабельности экономической деятельности предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

ü временный аспект, то есть использование в анализе только отчетного периода неоправданно, т.к. он не отражает вероятного эффекта долгосрочных инвестиций. Если предприятие совершает технологическую или организационную перестройку, то его рентабельность возможно снизится;

ü проблема риска. Управленческие решения связаны с дилеммой «хорошо кушать или спокойно спать?». Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получении высокой прибыли, хотя бы и с оценкой большего риска. При втором варианте - наоборот.

Фактором, определяющим эффективную деятельность предприятия является его деловая активность - деятельность в области управления финансами. Деловая активность косвенно характеризуется показателями эффективности деятельности.

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим трем направлениям:

7) оценка степени выполнения плана (установленного вышестоящей организацией) по основным показателям, и анализ отклонений;

8) оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности;

9) оценка уровня эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов коммерческой организации.

Критерием эффективности является соотношение темповых показателей:

 

Тприбыль > Твыручка от реализации > Тактивы

 

Эта зависимость означает что:

а) экономический потенциал предприятия возрастает;

б) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.

Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные, такими причинами являются: освоение новых перспектив направления приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Эта деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают быстрой выгоды, но в перспективе могут полностью окупиться.

Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие эффективность использования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них - выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансированного капитала.

В ходе текущей деятельности трансформация средств осуществляется по схеме:

 

деньги→ производственные запасы → средства на расчетах дебиторы

→ деньги,

 

то «омертвление» денежных средств относится к запасам и затратам.

При анализе оборачиваемости оборотных средств особое внимание должно уделяться производственным запасам и дебиторской задолженности. Чем меньше омертвляются финансовые ресурсы в этих активах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносят предприятию все новые и новые прибыли.

Оборачиваемость оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов за анализируемый период. Оборотами при оценке и анализе оборачиваемости являются:

ü для производственных запасов - затраты на производство реализованной продукции;

ü для дебиторской задолженности - реализация продукции по безналичному расчету (поскольку этот показатель не отражается в отчетности и может быть выявлен по данным бухгалтерского учета, на практике его нередко заменяют показателем выручки от реализации).

Дадим экономическую интерпретацию показателей оборачиваемости:

ü оборачиваемость в оборотах указывает среднее число оборотов средств, вложенных в активы данного вида, в анализируемый период;

ü оборачиваемость в днях указывает продолжительность (в днях) одного оборота средств, вложенных в активы данного вида.

Обобщенной характеристикой продолжительности омертвления финансовых ресурсов в текущих активах является показатель продолжительности операционного цикла, т.е. того, сколько дней в среднем проходит с момента вложения денежных средств в текущую производственную деятельность до момента возврата их в виде выручки на расчетный счет. Этот показатель в значительной степени зависит от характера производственной деятельности; его снижение - одна из основных внутрихозяйственных задач предприятия.

Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов обобщаются в показателях оборота собственного капитала и оборачиваемости основного капитала, характеризующих соответственно отдачу вложенных в предприятие:

а) средств собственника;

б) всех средств, включая привлеченные

Различие между этими коэффициентами обусловлено степенью привлечения заемных средств для финансирования производственной деятельности.

К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста.

Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.

Коэффициент устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.

При оценке деловой активности и рентабельности интерес представляет факторный анализ показателей, например факторная модель рентабельности активов этого показателя представляет собой разложение его на чистую рентабельность оборота (реализации продукции), оборачиваемость текущих активов, платежеспособность и финансовую активность предприятия. Это разложение модели в западной экономической практике называется «Формула Дюпона».

 

ROA = NRM ∙ SСА ∙ k1∙ kf, (30)

 

ROA - рентабельность совокупного (авансированного капитала);- коэффициент текущей ликвидности;RM - рентабельность продаж;

SСА - капиталоотдача, или оборачиваемость текущих активов;- коэффициент финансовой активности

 


Пути совершенствования

В условиях рыночной экономики в системе финансового анализа, включающей внешний и внутрихозяйственный анализ, существенно возрастает значимость, внутреннего, в частности оперативного, финансового анализа, направленного на поиск ресурсов для улучшения финансового состояния предприятия.

В целях расширения информационной базы внешнего финансового анализа предлагается внести ежемесячное составление и предоставление предприятиями бухгалтерской (финансовой) отчетности вместо ежеквартальной, которая имеет место в практике хозяйствования.

Рассматривая показатели, используемые для анализа баланса, необходимо учитывать отраслевую принадлежность, а также тип производства анализируемого предприятия при определении нормативных значений финансовых коэффициентов. Кроме того, при определении ликвидности следует принимать во внимание все обязательства предприятия, а не только краткосрочные показатели, выражающие текущую ликвидность. Систему финансовых показателей целесообразно дополнить показателями общей ликвидности, характеризующим способность предприятия покрыть внешние обязательства (как краткосрочные, так и долгосрочные) всем своим имуществом, которое следует оценивать по рыночной стоимости. Показатель общей ликвидности предлагается исчислять как отношение стоимости всего имущества предприятия к его внешним обязательствам (кредиторской задолженности).

Наряду с анализом данных баланса необходимо уделять особое внимание оперативному финансовому состояния. С этой целью, как предприятию, так и банку следует подвергать анализу внутри данного периода остатки средств на расчетном счете и других счетах в банках, просроченную задолженность по платежам в бюджет, банку, поставщикам, по оплате заработной платы и др.

Подобный подход к анализу деятельности предприятий усилит роль банков в изучении кредитоспособности (оценке финансового состояния) клиента с позиций своевременно погашения выданных ссуд. Данный анализ можно осуществлять по данным отчетности (в основном баланса) с исчислением коэффициентов финансовой устойчивости и ликвидности, характеризующих финансовое состояние предприятия на дату составления отчетности. Такой анализ следует дополнять изучением оборачиваемости оборотных активов, а также рентабельности предприятия, а значит, и возвратности кредита.

В процессе внешнего финансового анализа особого внимания требует также соотношения собственных и заемных источников формирования оборотных средств. Негативным фактором, влияющим на финансовое состояние предприятий, является то, что в условиях инфляции, по существу, имеет место изъятие части оборотных средств предприятий. В бухгалтерском учете на конец отчетного периода выручка от реализации отражается исходя из фактических цен на реализованную продукцию, а затраты на сырье и материалы - по фактическим заготовительным ценам. Если производственный цикл у предприятия длительный, то выручка от реализации и затраты на производство продукции на конец данного периода в результате инфляции становятся несопоставимыми. Поэтому прибыль, определяемая на конец периода, завышается на сумму разницы между фактическими материальными затратами и затратами, которые следует осуществить с учетом инфляции. В соответствии с действующим порядком бухгалтерского учета и налогообложения эта сумма прибыли попадает под налогообложении и изымается у предприятия, в результате объем оборотных средств предприятия уменьшается. С целью устранения подобного неоправданного изъятия оборотных средств предлагается ежеквартально переоценивать производственные запасы и объекты незавершенного производства.

В практическом аспекте определяющим фактором, влияющим на финансовое состояние предприятия, является обеспеченность собственными оборотными средствами. При этом коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами можно вычислить по традиционной методике, то есть как отношение разности между источниками собственных средств (итог 3 раздела пассива) и необоротными активами (итог 1 раздела актива) к оборотным актива (итог 2 раздела актива) баланса. При исчислении коэффициента обеспеченности предприятия собственными средствами следует принимать во внимание их фактическое использование в хозяйственном обороте.

Для получения достоверной информации об обеспеченности собственными оборотными средствами следует также исчислять рассматриваемый коэффициент не только по отношению к фактически сложившейся величине оборотных активов, но и к экономически обоснованной потребности в оборотных средствах, которую следует периодически определять и приводить в приложении к балансу, ибо имеющаяся величина оборотных активов не всегда отражает действительное положение дел, так как эта величина может быть далеко не оптимальной.

Еще одним фактором, влияющим на финансовое состояние предприятия, является дебиторская - кредиторская задолженность, а также такие аспекты, как сроки ее возникновения, длительность непогашения просроченной задолженности. Поэтому в целях повышения аналитичности бухгалтерской отчетности предлагается ввести более детальную группировку просроченной дебиторской кредиторской задолженности: до 30 дней, от 30 до 60 ней и т.д.

Внедрение указанных предложений будет способствовать укреплению платежной дисциплины в хозяйственно - финансовых отношениях как внутри отдельного субъекта хозяйствования, так и между предприятиями - партнерами или смежниками.

Анализ финансового состояния является неотъемлемой частью управленческого учета, соответственно, модули финансового анализа в том или ином виде входят в любую корпоративную информационную систему и многие бухгалтерские системы, ориентированные на средние и крупные предприятия. Для оперативного управления создано довольно большое количество специализированных программ, рассчитанных на анализ финансового состояния по внешним данным, получаемым пользователем на бумаге или в промежуточном формате (текстовый файл). Как показывает практика, именно такие системы наиболее часто используются при подготовке финансового заключения..

Специализированные программы не только не требуют от пользователя доскональных познаний в области финансового анализа, а напротив, могут служить источником необходимых сведений. Программы, отвечающие этим критериям:

ü Аналитик, АФСП, АДП, 1С:АФС <E:ксанаработав работеанализ-фин-состafsp.shtml> (ИНЭК);

ü Audit Expert <E:ксанаработав работеанализ-фин-состaudit.shtml> (Про-Инвест Консалтинг);

ü Альт-Финансы <E:ксанаработав работеанализ-фин-состaltfin.shtml> (Альт);

ü ОЛИМП:ФинЭксперт <E:ксанаработав работеанализ-фин-состolimp.shtml> (РосЭкспертиза);

ü Корпоративный финансовый анализ <E:ксанаработав работеанализ-фин-состcfa.shtml> (T-Consult);

ü Мастер финансов <E:ксанаработав работеанализ-фин-состmasterfin.shtml> (Воронов и Максимов);

ü АБФИ-предприятие <E:ксанаработав работеанализ-фин-состvestona.shtml> (Вестона);

ü Analyser-Финансы <E:ксанаработав работеанализ-фин-состproact.shtml> (ProAct).

Некоторые общие функции, обеспечиваемые всеми системами:

1) Ввод данных за несколько кварталов или лет

2) Загрузка данных из систем бухучета (не все системы)

3) Расчет наборов из 30-100 финансовых показателей

) Преобразование баланса к упрощенному, агрегированному виду

) Различные методы анализа динамики финансовых показателей

) Графики и диаграммы

Среди известных разработчиков программных продуктов для финансового анализа - компании «Альт», «ИНЭК» и «Про-Инвест-ИТ». Они поставляют готовые, апробированные, методически выверенные программные решения, с помощью которых на основе понятной каждому бухгалтеру исходной информации автоматически рассчитываются необходимые финансовые показатели, дается толкование их конкретным значениям, что позволяет сделать полезные выводы.

 


Список используемой литературы

 

1. Абрютина М.С. Экспресс-анализ деятельности предприятия при помощи шкалы финансово-экономической устойчивости (на основе отклонений от точки равновесия) // Финансовый менеджмент. - 2002.- №3. - с. 58-70.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник -4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с.

3. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия <https://www.aup.ru/books/m67/.>, -М., БЭК, 2001. -345с.

. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2000. 514 с.

. Ковалев В.В., Вит В. Ковалев, Финансы предприятия. Учебное пособие - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002 - 352 с.

. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2001 - 560 с.

. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент - М.: Финансы и статистика, 2001 - 768 с.

. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000 - 424 с.

. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 264 с.

. Лисицина Е.В. Статистический подход к коэффициентному методу в финансовом экспресс-анализе предприятия // Финансовый менеджмент. - 2001.- №1. - с. 48-55.

. Лукасевич И.Я. Стратегические показатели финансового анализа // Финансы. - 2002.- № 7. - с. 52-55.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: