Сообщение педагогами о традиционном использовании бересты в декоративно-прикладном творчестве и актуальности поделок из бересты в современном интерьерном дизайне.
Краткое сообщение педагогов о применении бересты в сочетании с другими прородными материалами в традиционном изготовлении оберегов на Руси и её использовании в творческой деятельности учащихся.
Педагог-мастер Уважаемые коллеги! Мы хотим познакомить Вас с удивительным теплым материалом – берестой, и возможностью её использования в вашей педагогической деятельности.
Береста – верхний слой березовой коры, прочный, гибкий, слабо поддающийся гниению. В народном быту широко применяли традиционные берестяные изделия: туески, лукошки, заплечники, сумки, различную кухонную утварь.
По праву первое место среди берестяных художественных промыслов занимает Шемогодский (неподалеку от Великого Устюга). Тонкий и легкий резной растительный орннамент украшает поверхности изделий из бересты, преображая их трудом мастера в драгоценность.
Большую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий (Урал, Сибирское Зауралье, Вятский Край, Якутия).
Не меньшую популярность береста снискала при изготовлении оберегов. Погремушка- шаршунок служила игрушкой и оберегом малышу с первых дней его жизни. Наши предки считали, что кора березы обладает магическими свойствами и питает своей энергией малыша, даря ему здоровье, а треск оберега отгоняет от него злых духов. В обереге использовали не только бересту, но и кусочки кожи, веревки из пеньки или конопли, зерна злаковых культур, скорлупу орехов.
Береста очень прочный и пластичный материал, его можно успешно использовать для изготовления различных поделок в образовательных учреждениях или на детских площадках.
Мы предлагаем вам презентацию изготовления оберега из бересты (приложение1). Показ презентации педагогами. А также подробную информацию по его изготовлению вы можете получить из пошаговой инструкции (приложение 2).
Работа с берестой очень разнообразна, но мы предлагаем сегодня выполнить небольшой оберег из бересты в сочетании с другими природными материалами, который пользуется популярностью у учащихся наших объединений по интересам. Показ образцов поделок бересты.
2.Имитационная игра «Создайте свой эскиз для будущей поделки». (Участникам мастер-класса предлагается создать эскиз оберега из бересты на бумаге, несущий смысловое значение).
Уважаемые коллеги, основой для нашей поделки будут небольшие кусочки бересты, различной по форме, приступаем к творчеству, рассмотрим последовательность нашей деятельности.
· Изучаем эскиз поделки
· Подбираем куски бересты
· Вырезаем элементы из бересты в соответвии с эскизом
· Сворачиваем бересту в соответствии с инструкцией, наполняем зернами и закрепляем клеем
· Продеваем в образовавшееся отверстие в верхней части оберега джутовый шнур и завязываем узелок, регулируя его длину
· Вырезаем элементы из кожи, предварительно нанося рисунок с изнаночной стороны по шаблону
· Дополняем поверхность оберега деталями из кожи и ореховой скорлупы
· Приступаем к самостоятельной творческой деятельности, пользуясь
алгоритмом. В случае затруднения, коллеги, мы окажем вам помощь.
2.1. Прежде, чем приступить к работе, мы предлагаем выполнить на листах бумаги зскиз поделки.
2.2. Выбрать бересту, кожу по размеру, форме в соответствии с замыслом.
2.3. Вы можете использовать в своей творческой деятельности эскиз украшения оберега традиционный, предложенный нами.
2.4. Придаем кусочкам берсты нужный размер и форму, размечая предварительно, используя линейку и карандаш, вырезая детали концелярскими ножницами.
2.5. Придаем деталям необходимую форму, предварительно наполнив коробочку зерном.
2.6. Наносим клей на поверхность бересты для фиксирования формы и ждём его полного высыхания. (В это время педагоги рассказывают коллегам о изготовлении других оберегов из бересты (звездочка), которые пользуются популярностью и в настоящее время.)
2.7. Продеваем в верхнее отверстие оберега джутовый шнур, регулируем его длину и фиксируем узелком.
2.8. Вырезаем элементы украшения оберега из кожи, подбираем скорлупу ореха и закрепляем на лицевой стороне с помощью клея.
2.9. Проверяем прочность нашей поделки, встряхивая ее и слегка надавливая на ее поверхность.
2.10. Самостоятельная деятельность участников мастер-класса.
2.11 Презентация выполненных работ
Педагоги-мастера. Уважаемые коллеги, мы предлагаем каждому из вас кратко рассказать о своей творческой работе.
2.7 Рефлексия
Педагоги-мастера. Коллеги! Как вам известно, любое дело завершается рефлексивным моментом. Чтобы лучше рассмотреть результаты деятельности предлагаем вам ответить на вопросы анкеты (Приложение 3).