Методические рекомендации
По анализу доходов, расходов
И финансовых результатов
В организациях оптовой торговли
Потребительской кооперации
Минск 2009
Рекомендации разработаны преподавателями Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации: к. э. н., доцентом Толкачевой Е. Г.; к.э.н., доцентом Толстенок Н.П.; к.э.н., профессором Евдокимовичем В.И.; к.э.н., доцентом Пономаренко Е.П.; к.э.н., доцентом Шестак О.Н.; ассистентом Винокуровой Т.П.; ассистентом Харитоновой Ю.В.; ассистентом Курикиной М.М.
Согласованы и внесены на утверждение финансовым управлением Белкоопсоюза (нач. Петрашевич И. Н.).
Рассмотрены и одобрены Правлением Белкоопсоюза (пост. №___ от «___» ____________ 200__ г.)
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения …………………………………………………………………………………. | |
1. Методика анализа доходов в организациях оптовой торговли потребительской кооперации ……………………………………………………………….. | |
2. Методика анализа расходов в организациях оптовой торговли потребительской кооперации …………………………………………………………………. | |
3. Методика анализа финансовых результатов в организациях оптовой торговли потребительской кооперации …………………………………………….. | |
4. Методика анализа распределения и использования прибыли в организациях оптовой торговли потребительской кооперации …………………………... | |
Список литературных источников ……………………………………………………………….. |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие рекомендации по анализу доходов, расходов и финансовых результатов в организациях оптовой торговли потребительской кооперации применяются субъектами хозяйствования системы потребительской кооперации Республики Беларусь, осуществляющих оптовую торговлю.
|
1.2. Рекомендации по анализу доходов, расходов и финансовых результатов разработаны в соответствии с:
Законами Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Республике Беларусь» от 25 февраля 2002 г. № 93–З (в ред. Законов Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 224-З; 24 декабря 2007 г. № 299-З) и «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г. № 3321– XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 302-З);
Инструкциями по бухгалтерскому учету: «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 181, «Расходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 182;
Основнымиположениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), (в ред. письма Минэкономики, Минфина, Минстата, Минтруда и соцзащиты от 1 июля 2008 г. № 136/113/86/101);
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» от 14 февраля 2008 г. № 19;
Положением о порядке распределения и использования чистой прибыли в системе потребительской кооперации, утвержденным постановлением Правления Белкоопсоюза от 30 июля 2007 г. № 326.
|
1.3. Источниками информационного обеспечения анализа доходов, расходов и финансовых результатов в организациях оптовой торговли потребительской кооперации являются:
1) бухгалтерская отчетность, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 14.02.2008 № 19:
· форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
· форма 3 «Отчет о расходах на реализацию товаров»;
· форма 4 «Отчет о движении денежных средств»;
2) статистическая отчетность:
· форма 1-ф (офп) «Отчет об отдельных финансовых показателях»;
· форма 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах»;
3) расшифровки операционных и внереализационных доходов, данные аналитического учета по счетам 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» и 92 «Внереализационные доходы и расходы»;
4) смета доходов (бизнес-план).
1.4. Основными терминами и понятиями, используемыми в данных методических рекомендациях, являются:
Виды деятельности – это хозяйственные операции, которые совершаются постоянно, являются предметом деятельности организации и обеспечивают ей постоянные доходы и расходы, регламентируются уставом организации.
Доходы организации – это увеличение активов или уменьшение обязательств, ведущие к увеличению ее капитала. Доходы включают в себя доходы от видов деятельности организации, операционные доходы и внереализационные доходы.
Доходами от видов деятельности организации является выручка от реализации за вычетом поступивших в ее составе сумм налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
|
Выручка от реализации товаров в организациях оптовой торговли включает выручку от реализации товаров оптом, выручку от реализации услуг по продаже товаров по договорам консигнации, комиссии (комиссионное вознаграждение) и выручку от реализации товаров в розницу через собственные объекты розничной торговли.
Операционными являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации, за вычетом поступивших в их составе сумм налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
Внереализационными считаются доходы от фактов хозяйственной жизни, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью организации, за вычетом налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы по видам деятельности – это часть затрат организации, относящуюся к доходам по видам деятельности, полученным организацией в отчетном периоде. Расходы по видам деятельности включают в себя затраты, формирующие себестоимость реализованных товаров; расходы на управление; расходы на реализацию товаров.
Себестоимость реализованных товаров – это стоимость реализованных товаров и издержек обращения, приходящихся на реализованные товары.
Издержки обращения – это выраженные в денежном измерении затраты ресурсов на приобретение товаров, кроме оплаты покупной стоимости товаров и транспортных расходов по их доставке, включаемых в цену приобретаемых товаров, на их хранение и реализацию, а также управленческих функций.
Операционные расходы – это расходы, не связанные с основным видам деятельности.
Внереализационные расходы – это расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью, и являющиеся отклонением от неё.
Прибыль – это чистый доход на вложенные средства, выраженный в денежной форме и характеризующий вознаграждение за риск осуществления хозяйственной деятельности, представляющий собой разницу между полученными доходами и понесёнными расходами.
Валовая прибыль – разность между выручкой от реализации товаров (за минусом налогов и сборов из выручки) и себестоимостью реализации товаров (покупной стоимостью реализованных товаров). Валовая прибыль (доход) предназначена для покрытия издержек обращения на реализованные товары и образования прибыли от их реализации. В зависимости от вида цен и порядка их формирования валовая прибыль (доход) оптовой торговли подразделяется: по составу (оптовые надбавки, оптовые и торговые скидки, разницы между сформированной и покупной ценой, контрактной и покупной ценой); по моменту формирования (доход, начисляемый при поступлении товаров (оптовые и торговые скидки), доход, начисляемый при реализации товаров (оптовые надбавки), разницы между сформированной отпускной и покупной ценой, контрактной и покупной ценой); по полноте принадлежности организации оптовой торговли (распределяемые доходы между всеми оптовые посредниками (оптовые надбавки и скидки), распределяемые доходы между оптовым и розничным звеном (торговая скидка), неделимые доходы (разница между сформированной отпускной и покупной ценой, контрактной и покупной ценой товаров)).
Прибыль от реализации товаров – разность между валовой прибылью и издержками обращения по реализованным товарам.
Прибыль за отчетный период – сумма прибыли от реализации товаров, прибыли от операционных доходов и расходов, а также прибыли от внереализационных доходов и расходов.
Чистая прибыль – разность между прибылью за отчетный период и налогами и платежами из прибыли (налог на недвижимость, налог на прибыль, местные налоги, экономические санкции по налогам и платежам).
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДОХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ