Есть различные виды Сущего, у которых общее – сам факт их существования, но понимает это только человек (но понимаем это лишь
мы сами).
Dasein («вот-бытие, здесь-бытие, присутствие») – бытие, у которого есть понимание бытия.
Основные структуры (способы существования) Dasein:
Экзистенциальный анализ.
1. Бытие – в – мире.
Мир – то, в чем происходит встреча Dasein с вещами.
DasMan («Неподлинная сущность человека»): «Каждый есть другой, и ни один есть он сам»
1. Изолированность
2. Усредненность
3. Одинаковость
Неподлинное бытие (болтовня, слухи, любопытство, бессмысленнсть)
Способ вырваться из него:
- переживание страха смерти (можно жить за другого человека, или он может жить за тебя, но умереть придется нам самим)
2. Бытие – к – смерти
DasMan неуничтожим.
Будущее – «вперед-себя»: заступание вперед, ожидание
Настоящее – «уже-бытие-при-мире»: мгновение, брошенность
Прошлое – «бытие-при-внутримировом-сущем»: повторение, забвение
Время – горизонт бытия.
Вывод: будущее каждый раз делается нами заново; может быть постигнуто только из него самого, а не из прошлого.
Истина – целостность, но целостность открытая. Её движущим началом является то, что ей не хватает, т.е. Ничто.
Будущее – Ничто (т.е. сейчас его нет)
В необходимости каждый раз постигать будущее состоит конечность человеческого разума и его свобода.
Проблема бытия в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера («Бытие и время»).
Философия Хайдеггера основана на соединении двух фундаментальных наблюдений мыслителя. Во-первых, по его наблюдению, философия на протяжении более чем 2000-летней истории уделяла внимание всему, что имеет характеристику быть в этом мире, включая и сам мир, но забыла о том, что это значит. В этом заключается хайдеггеровский бытийный вопрос, который красной нитью проходит через все его работы. Одним источником, который повлиял на его трактовку этого вопроса, были труды Франца Брентано об использовании Аристотелем различных по смыслу понятий бытия. Свой главный труд, Бытие и время, Хайдеггер открывает ситуацией из диалога Софист Платона, показывая, что Западная философия игнорировала понятие бытия, потому что считала его смысл самоочевидным. Хайдеггер же требует от всей западной философии проследить все этапы становления этого понятия с самого начала, что мыслитель называл деструкцией Destruktion истории философии.
Во-вторых, на философию оказало сильное влияние знакомство Хайдеггера с философией Э.Гуссерля, который не был сильно заинтересован вопросами истории философии. Например, Гуссерль считал, что философия должна выполнять свое назначение как описание опыта отсюда и известный лозунг — назад к самим вещам. Но Хайдеггер понимал, что опыт всегда уже имеет место в мире и бытии. Гуссерль трактовал сознание интенциально в смысле того, что оно всегда направлено на что-то, всегда о чём-то. Интенциональность сознания трансформировалась в системе Хайдеггера в понятие заботы. Структуру человеческого бытия в её целостности Хайдеггер обозначает как заботу. Она представляет собой единство трех моментов: бытия-в-мире, забегания вперед и бытия-при-внутримировом-сущем и является базисом хайдеггеровской экзистенциальной аналитики, как он обозначил её в Бытии и времени. Хайдеггер считал, что для описания опыта нужно сначала найти то, для чего подобное описание будет иметь смысл. Таким образом Хайдеггер выводит свое описание опыта через Dasein, для которого бытие становится вопросом. В Бытии и времени Хайдеггер критиковал абстрактный метафизический характер традиционных путей описания человеческой экзистенции, таких как рациональное животное, личность, человек, душа, дух или субъект. Dasein не становится основанием для новой философской антропологии, но понимается Хайдеггром как условие возможности чего-либо похожего на философскую антропологию. Dasein по Хайдеггеру — это забота. В отделе экзистенциальной аналитики Хайдеггер пишет, что Dasein, которое находит себя заброшенным в мир среди вещей и Других, находит в себе возможность и неотвратимость собственной смерти. Необходимостью для Dasein является принять эту возможность, ответственность за собственную экзистенцию, что является фундаментом для достижения аутентичности и специфической возможностью для избегания вульгарной и жестокой временности и публичной жизни.
Единство этих двух мыслей в том, что обе они непосредственно связаны с временем. Dasein заброшено в уже существующий мир, что означает не только временной характер бытия, но и влечет за собой возможность использования уже устоявшейся терминологии Западной философии. Для Хайдеггера, в отличие от Гуссерля, философская терминология не может быть оторвана от истории использования этой терминологии, поэтому истинная философия не должна избегать конфронтации вопросов языка и значения. Экзистенциальная аналитика Бытия и времени, таким образом, явилась только первым шагом в хайдеггеровской деструкции Destruktion истории философии, то есть в трансформации её языка и значения, что делает экзистенциальную аналитику всего лишь своего рода частным случаем в том смысле, в котором, например, Специальная теория относительности является частным случаем ОТО.
Есть различные виды Сущего, у которых общее — сам факт их существования, но понимает это только человек но понимаем это лишь мы сами.
|
|