Вопрос 32. Формирование и развитие русской философской культуры 11-20 вв. Специфика русской философской мысли




Традиции и особенности русской философии. Философская мысль в России прошла большой период становления, значительно позднее начала развиваться, чем в западной Европе. И как в западной Европе содержание историко-философского процесса имеет такой же вид. Философия развивалась под влиянием мировой философии. Предпосылки философии и мировоззрения сформировались уже в языческой Руси.

Термин философия начал встречаться в 11-12вв в церковных и светских рукописях. В этот период были известны труды Аристотеля, Платона. Выделяют этапы развития русской философии: 1) 10-17 вв – происходит формирование национальной философской мысли. Первым философом принято считать митрополита Иллариона, а древнейшим памятником – его труд «Слово о законе и благодати», в котором он дал философско-исторический и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца 10 – начала 11вв, поставив вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия христианства. 1-й вопрос занимал центральное положение всегда. В конце 14 – начале 15 вв заметно возрастает интерес к отдельной личности, особенностям ее внутреннего мира (агеографичесая литература). Еще одна особенность этого и последующего времени исихазм, что означает безмолвие. Философский смысл исихазма в том, что он отдает приоритет внутренней жизни души перед деятельностью, направленной на преобразование внешнего мира. Исихасты – Сергий Радонежский. Особое место в истории русской мысли занимает доктрина отечественной философии истории, известной под названием «Москва – 3-й Рим». Ее сформулировал старец Псковского Елизарово монастыря Филофей в 1520г.; 2) Философия 18 – 1-я треть 19вв – Основное содержание этого этапа составляет деятельность идеологов Петра I: Татищев, Кантемир. Они провозглашали независимое от церкви развития естественно-научного знания, придерживались идеализма и отстаивали гелиоцентрическую систему. В 1755г. происходит знаменательное событие – основан МГУ. В это время произошло отделение науки от религии. Умами этого периода были: Ломоносов, Сковорода, Радищев; 3) развитие русской философии в 19в – развитие культуры. Основное содержание этого этапа составило творчество Чаадаева, Хомякова, Белинского, Герцена, Толстого, Достоевского. На этом этапе появляются оригинальные национально-самобытные учения; 4) русская философия 20в – этот этап представлен учениями Булгакова, Бердяева, братьев Трубецких, русских марксистов, представителей так называемой «русской философии».

Русская философия постоянно развивалась и была направлена на осмысление универсальных проблем философии.

Особенность русской философии: 1) у русских мыслителей были предпочтения среди философских проблем: а) проблема человека, его сущности и его внутреннего мира; б) этическая проблематика; в) тема ответственности перед богом; г) философия истории, тема «Запад-Восток»; 2) национальный стиль философов и свои подходы к осмыслению философских проблем. Это получило отражение в социальной ориентации философии. Это отсутствие стремления к создание завершения философских систем и формы существования философии (была жесткая цензура, философских текстов на прямую не существовало в художественной литературе, в форме естествознания); 3) своеобразие становления философии в России, как отрасли знаний. Начиная с 18в она развивалась на своей основе, т.е. в светской направленности и в духовных академиях.

Философия Чаадаева, славянофилов и западников. П.Я.Чаадаев (1794-1856). Один из первых русских людей, пытавшихся создать философскую систему. В 1828 – 1830гг. Чаадаев создает цикл произведений «Философские письма», что послужило закрытию журнала, Чаадаева объявили сумасшедшим. В этом письме он писал о тяжелой судьбе русского народа, осуждал самодержавие и крепостничество, порицал православную церковь, противопоставляя ей католическую. Он считал, что католическая церковь является поборницей просвещения, а христианскую церковь – тормозом науки. В основе мира – духовное начало. Сущность исторического процесса не в физических событиях, а в развитии духа. Его заслуга в том, что он первым стал мыслить систематически. Он автор первой системы, в которой синтезировал религию, философию, историю, социологию. Если первоначально он считал оторванность России от мирового исторического процесса ее важнейшей бедой, то со временем усмотрел в этом одно из главных преимуществ. Славянофилы. Четкое противопоставление исторического пути России и общественного развития Западной Европы, их философские взгляды сложились в 30-40-е годы 19в, и их родоначальниками были: Кириевский, Хомяков. Все были идеалистами. Западники. Не обладали духовной ценностью. Их связывала общая концепция, предполагающая использование западноевропейского опыта для совершенствования материальной и духовной жизни русского общества. Представители: Герцен, Белинский, Лавров. Славянофилов и западников объединяло одно – судьба русского народа.

Философское мировоззрение Толстого и Достоевского. К высшим достижениям русской философии относят труды Достоевского и Толстого. Достоевский. 20 век – век воин, кровопролития. Сам Достоевский не создает философских трудов, но все его творчество пронизано философией. Труды: «Идиот», «Дневник писателя». Эти и другие произведения содержат глубоко проработанную философскую систему, которая охватывает все основные проблемы философии: философия духа, природы, этику, эстетику, философию истории. Но центральное место в его философии занимает исследование человека. Философия Достоевского – философия экзистенциального типа – философия человеческого существования. Ключ к пониманию человека Достоевский обнаружил в решении проблем свободы. Человек – это личность, которая обладает свободой воли, источником добра и зла. Он приходит к выводу, что зло не есть что-то внешнее для человека, оно внутри человека. Оно свидетельствует о наличии в мире свободы, о возможности свободы выбора. Зло, по Достоевскому, невозможно уничтожить путем преобразования внешнего устоя жизни. Зло можно уничтожить только путем преодоления его в себе – путем страдания, искупления. Путем же насилия, принудительного добра можно прийти к всеобщему деспотизму и рабству. Выступая против революционного материалистического социализма, Достоевский не отрицал саму идею социализма. Считал идеалом социализм христианский. Толстой. Создатель религиозно-философского учения, в котором разработал новую истинную религию всеобщей любви, братства и ненасилия. Вся его философия может быть охарактеризована термином панморализм – это означает, что все явления он рассматривал с позиции морали. В области философской антропологии Толстой исходит из осуждения эгоизма и вплотную подходит к империализму, т.е. к отрицанию всякого положительного значения личности. Личное начало связано прежде всего с животными проявлениями. Именно животные проявления лежат в основе эгоизма человека. Задача человека – найти путь к единению с миром и преодолеть стремление к индивидуальному существованию. Трактовка человека приводит Толстого к идее опрощения (от слова «просто»), согласно которой высшее благо для человека состоит в возврате к природе. Отсюда вытекает знаменитая идея Толстого – идея непротивления злу насилия. В эпилоге «Война и Мир» Толстой разрабатывал философию истории.

Метафизика всеединства Соловьева. Поставил цель разработать самостоятельную философскую систему. Он представитель религиозной философии. В основу своей философии он положил принцип о всеединстве. Всеединство – это гармония и согласованность всех частей вселенной, т.е. идея органической целостности мира. Это идеал, к которому устремлен мир, преодолевая хаос и рассогласованность всех своих частей. Идеал всеединства – это Бог, а мир – это всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент как идею, но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо рассыплется на изолированные и враждебные друг другу части. В восхождению к всеединству мир проходит три основных стадии: 1) астрофизическую; 2) биологическую; 3) историческую – в ходе которой осуществляется одухотворение материи, т.е. через царство минералов, растений и животных осуществляется переход к человеку природному, через историю общества к человеку духовному. Повышение бытия происходит за счет нравственных, творческих усилий человека, который находит в этом процессе свое спасение. Служение абсолютному добру – Богу делает человека нравственным. Нравственной философии Соловье посвятил одну из своих книг «Оправдание добра». Большое внимание он уделил вопросам гносеологии, в частности вопрос об истине (разработал онтологическое понимание истинности). Философия всеединства – это никакая-то отвлеченная система, а возможность всесторонне познать мир. Соловьев посвятил 1-й вопрос о национальном единстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: