Эпоха Возрождения характеризируется развитием материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, математики. Идет поворот от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека. Эпоха Возрождения – второе рождение идей античной философии, прежде всего – обращенность к человеку. Идеи гуманизма, отстаивание принципов творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.
Характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия.
Эстетический - доминирующий аспект философии Возрождения
Джованни Пико дела Мирандола «Речь о достоинстве человека». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего бытия в мире. Пико выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвертый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров её традиционно неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского); он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней.
Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния.
|
Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Основной мыслью Пико было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания.
Вопрос 21. Эмпиризм в философии Нового времени
Философия нового времени (16-17 века).
Крупные перемены в жизни Европы:
• образ жизни;
• изменение системы ценностей
• духовное мироощущение.
Под впечатление открытий и технологического прогресса Ренессанса (Возрождение).
Научная революция – важнейшее событие, определившее суть эпохи Нового времени.
Становление экспериментально – математического естествознания. Проблемы гносеологии, критика схоластики.
Философия в то время связывается с научным познанием, и на первый план выходит такая философская наука, как гносеология. Гносеология – учение о познании, теория познания.
Эмпиризм.
Эмпиризм – это философское направление, придающее опыту основополагающее значение в познании. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отделен от опыта, неспособен к их открытию. Ценность разума в способности извлекать истину из опыта, в который она заключена.
Фрэнсис Бэкон
Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон. Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции (движение мысли от частного к общему). Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов).
|
В своем учении Ф. Бэкон выделил следующие разновидности идолов (призраков):
1) Призраки рода имеют свое основание в природе людей (приписывание природе целесообразности, влияние воображения).
2) Призраки пещеры - предрассудки, проистекающие из нашего случайного положения в мире.
3) Призраки рынка или площади связаны с использованием слов.
4) Призраки театра – вера в авторитет.
Однако, получение истинного знания все же возможно, и основным орудием для этого является правильный метод познания. Учение о методе стало, по сути дела, основным в творчестве Бэкона.
Способы познания:
• Путь паука (получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем.);
• Путь муравья (индукция, которая не связана с разумом);
• Путь пчелы (подлинный путь познания).
Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общему.