Вопрос 12. Метафизика Аристотеля




Аристотель великий ученик Платона.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя – это бронза, а форма – очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя – это кости и мясо, а форма – душа. Что важнее – материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая–во имя чего совершается действие.

Единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уделять первостепенное внимание динамике процессов, движению, изменению и переходу возможности в действительность. Во всех случаях требуют уразумения механизмы происходящих изменений и причины, обусловившие эти изменения.

Аристотелем была развита проблема цели. Цель – по-гречески «телеос». Исходя из этого, учение о цели называют телеологией. Цель есть наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, «которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты.

 

Вопрос 13. Учение о душе, этика и политика Аристотеля

Идея души.

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть неотделимый от тела организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это 0%AD%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%85%D0%B8%D1%8F"энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».

Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Этика.

Свойства характера — умеренность, мужество, щедрость.

Отталкиваясь от слова «этос» Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им 0%AD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8&action=edit&redlink=1"этическимиHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8&action=edit&redlink=1" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8&action=edit&redlink=1"добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Политика.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима 0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0"политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо.Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Идеальным строем Аристотель считает монархию. Он говорит о том, что у демократии слишком много недостатков для того, чтобы она стала идеальным строем

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической 0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0"природы человека.

Вопрос 14. Скептицизм

Скептицизм (от греческого «скептикос», буквально — рассматривающий, исследующий). Скептики – рассматривающие:

• Анаксарх

• Тимон (320 - 230)

• Пиррон (360 - 270)

• Секст Эмпирик (2 в. н.э.)

Скептицизм — направление в философии, возникшее на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то». Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца.

Основателем скептицизма является 0%9F%D0%B8%D1%80%D1%80%D0%BE%D0%BD"Пиррон (360—270 до н. э.). Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (0%90%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F"атараксии). Атараксия – отсутствие душевных страданий и телесных тревог. Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Основные позиции скептицизма:

1)Ничего не существует

2) Если существует, то не может быть познано

3) Если может быть познано, то это знание не может быть передано другим.

4) Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».

5) Полное воздержание от вынесения суждений о мире

6)«ЭПОХЕ» - состояние ума, при котором мы ничего не утверждаем и не отрицаем. Не путать с сомнением, неуверенностью.

3 вопроса скептицизма:

1. Что такое то, что нас окружает?

2. Как мы должны к этому относится?

3. Что мы получим из такого отношения?

 

Вопрос 15. Эпикуреизм

Эпикур (342 – 271 гг. до н.э.) считал одной из самых существенных задач философии практическую помощь человеку в преодолении человеком страха перед смертью, перед судьбой и перед богами. Он оригинально решал проблему смерти: у человека со смертью нет и не должно быть ничего общего, поскольку "когда мы есть, то смерти ещё нет, в когда смерть наступает, то нас уже нет".

Философия Эпикура делится на три части:

Главная из них — этика (учение о счастье). Вторая часть философии — физика (учение о мире) и каноника (учение о познании). Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины.

Удовольствия Эпикур делил на 3 типа:

естественные и необходимые (еда, питье);

естественные и не необходимые (любовь);

неестественные и не необходимые (происходящие от пустых мнений).

Эпикур считал, что довольствоваться надо только первыми удовольствиями. Он был против любви, потому что она приносит страдания. Целью в данном случае является избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Главная задача человека в процессе жизни – достичь состояния атараксии. Атараксия – безмятежность, блаженство.

Основной принцип индивидуалистической философии Эпикура гласит: "живи незаметно".

Вопрос 16. Стоицизм

Учение Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.) - Зенон, Среднюю (II вв. до н.э.) – Панетий, Посидоний и Новую (I в. до н.э. — III в. н.э.) – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали. Счастье состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа. Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.

Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.

В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.

Основными задачами стоической философии были:

• Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.

• Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.

• Пробуждение в человеке голоса Совести.

• Воспитание веротерпимости и любви к людям.

• Воспитание чувства юмора.

• Умение применять все это на практике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: