V век - век крушения рабовладельческой Римской империи. Отсюда берет свое начало эпоха средневековья, она продолжается вплоть до XIII-XIV веков.
Философия средневековья - это особое явление духовной жизни того периода. Изменение философской традиции было сложным и противоречивым процессом - происходило вытеснение из сознания людей языческой античной культуры (и философии) и утверждение новой культуры, стержнем которой становилась религия одного бога (утверждался монотеизм).
Возникла новая парадигма. Изменилось отношение человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей в жизни.
Роль философии сводится к служению религии. Поэтому более точным будет говорить не о философии как таковой, а о теологии (от греч.theos - бог, logos - учение), представляющей собой богословское учение, включающие в себя элементы философии.
Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия, заложивших основы христианской теологии в упорной борьбе против еретических идей. Это происходило в период с I по VIII (V) века.
Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:
|
• теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;
• креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;
• провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;
• персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;
• ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.
На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Амвросий Медиоланский (333/334 — 397), Григорий Нисский (335 — после 394), Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430) и др.
Проблема человека и его устройства в мире. Однако если представители кинизма, эпикуреизма и стоицизма возлагали обязанность устройства в мире на личность и усматривали в ее деятельности средство для этого, то христианские философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле Всевышнего. Волевые усилия людей и их деятельность стали рассматриваться сквозь призму их соответствия божеским установлениям. Ответственность за совершающееся в мире переносится за пределы мира. Перед Богом и придется отвечать грешникам.
|
Проблема соотношения знания и веры. Приоритет отдавался вере. Авторитет знания был достаточно высок. Знание часто рассматривалось как средство для укрепления веры.
Проблема о свободе воли. Одни средневековые философы отрицали свободу воли, другие допускали ее, но ограничивали возможным вмешательством Бога, третьи отстаивали мысль о том, что люди свободны в своих волеизъявлениях, но мир не свободен от воли Бога. Люди, неполно постигая мир, могут заблуждаться и грешить. Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира.
Проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.
Пропаганда заповедей религиозной морали.
В своих сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился избежать греха и спастись от гнева Божия.
Неоплатонизм. Буквально, “новый Платонизм” или Платоновская Школа, основанная Александрии Аммонием Саккасом, во главе которой стоял его ученик Плотин. Систематизация языческого мировоззрения, античного Платонизма, сформировавшийся в противоборстве с новой религией – христианства.
В центре неоплатонизма следующая иерархичная схема бытия:
• Единое – высший первоисток всякого бытия, пребывающий превыше всякой мысли, которому невозможно дать никакое определение.
|
• Ум – высший божественный светоносный Ум, объединяющий множество божественных умов или Идей, пребывающих в вечности над потоком времени и вне всяких изменений; лишь в экстатическом созерцании можно войти в мир этих умов и вместе с ними – в созерцание Единого.
• Душа или Мировая Душа – высшее рождающее лоно всех индивидуальных человеческих и демонских душ, душ животных и разных бестелесных душ в мировых стихиях, а также богов низшего ранга; Мировая Душа по-своему разумна, но ее мышление качественно ниже, чем у Ума, и некоторые аспекты мышления Мировой Души воспроизводятся в философии; она же – динамическое и оживляющее начало космоса, а в ее мышлении – источник идеальных прообразов всего созданного в телесном мире.
• Космос – сферическое тело огромных размеров с многоплановой внутренней жизнью, низшим проявлением которой является биологическая жизнь.
• Материя – нижний уровень мировой иерархии и предельная ступень распада на множественность любого мыслимого конкретного бытия.
Самая главная идея неоплатоников – идея эманации - истечение из единого, целого; путь сверху вниз - мир возникал не от простого к сложному, а от очень сложного к очень простому. По учению неоплатоников, мир есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Существует 3 стадии эманации. 1 – единая, неизреченная полнота, когда все было спаяно. На второй стадии возникают мировой ум и мировая душа, а на третьей - первичная материя (третья стадия).