Принцип свободы: свободное разумное суждение.




Кант считает, что единственным условием осуществления цели просвещения, направленной на преобразование образа мышления, является свобода.

Под свободой он понимает свободу «самостоятельного пользования рассудком» и называет ее обеспечение основной задачей просвещенного общества. При таком понимании свободы суждения, в качестве свободы как таковой Кант считает ограничение свободы суждения ограничением свободы вообще, то есть несвободой, и объявляет его главным преступлением перед обществом и человечеством.

В этой связи Кант уделяет особое внимание религиозной сфере – сфере, являющейся примером вопиющей несвободы в возможности самостоятельного суждения.

Кант заявляет: «основной момент просвещения состоит в выходе людей из возникшего по их собственной вине состояния несовершеннолетия преимущественно в делах религии».

Ограничение свободы: свобода и послушание.

По мнению К., не всякая свобода полезна для просвещения и не всякое ограничение свободы ему препятствует, а, напротив, «некоторое не только не препятствует, но даже содействует».

Тема ограничения свободы возникает у Канта в связи со следующими размышлениями. Во-первых, он обращает внимание на проблематичность сосуществования гражданской и духовной свободы. Кант приходит к выводу о том, что чем больше в государстве гражданской свободы, тем меньше остается духовной. И наоборот, чем меньше в государстве дано гражданской свободы, тем больше оказывается духовной.

Во-вторых, Кант проводит различение между «публичным» и «частным применением разума» и наделяет их разной степенью свободы. Под публичным применением разума Кант понимает рассуждения по поводу вопросов «внеслужебного» характера. Именно публичное применение разума он называет выражением духовной свободы и именно на него распространяет обязательное требование свободы. Под частным применением разума Кант понимает рассуждения, касающиеся вопросов именно «служебного» характера, и считает, что степень его свободы должна быть ограничена из соображений соблюдения порядка.

Таким образом, Кант приходит к убеждению, что для просвещенного государства приемлема не всякая свобода, и выдвигает следующую формулу, определяющую должное положение вещей: «рассуждай сколько угодно и о чем угодно, только повинуйся».

Нужно добавить, что, размышляя о современной для него эпохе, Кант говорит, что она еще не является «просвещенным веком», поскольку «слишком многого еще не достает для того, чтобы... люди были бы... в состоянии надежно и хорошо пользоваться своим собственным рассудком...»[19]. Но именно в эту эпоху, по его словам, «открывается простор для свободного совершенствования в этом, а препятствий к всеобщему просвещению ...постепенно становится все меньше» – потому она и носит название «век Просвещения».

 

Вопрос 26. Основные понятия идеализма Г.В.Ф.Гегеля

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по

Гегелю, тождество мышления и бытия.

Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную

идею) как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой.

В силу этого абсолютная идея есть начало и развивающееся содержание всего мирового процесса.

Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет

и понятие.

Основные части философской системы Гегеля:

- Логика

- философия природы

- философия духа

Основные принципы философия Гегеля:Существует абсолютная идея (мировой разум, мировой дух), которая предшествует человеку и природе. Религия понимает ее как Бога. Эта абсолютная идея желает познать себя. Для этого ей необходимо пройти путь самоотчуждения (выражение себя во внешних формах). Что эта идея и делает, когда она творит природу. Она находит различные формы своего воплощения: природу, человека, общество, религию, философию и др. Все это моменты воплощения духа. Дух не в чем не находит себе адекватного образа, пока не появляется гегелевская философия. Гегелевская философия постигает все моменты, как части развивающегося целого, поэтому Гегель считал свою философию зеркалом абсолютного духа и завершением философской традиции.

Природа человека, искусство, религия –моменты самоотчуждения абсолютной идеи, а собственной формой существования абсолютной идеи (духа) является движение логических понятий. Это движение диалектично, т.е. оно движется внутренними противоречиями и проходит три стадии:Тезис - бытие в себе - логос. Антитезис - бытие для другого - природа.Синтез - бытие в себе и для себя - дух.

Абсолютный дух познает себя как дух, но только после сотворения природы (бутон, цветок, плод).

Три закона диалектики (систематизирует Энгельс):законединства и борьбы противоположностей (для каждой вещи есть противоположность, единство противоположностей создает противоречие, это противоречие является источником развития). законперехода количественных изменений в качественные (каждая вещь может быть описана как количественно, так и качественно, но количественные определения неважны для определенных пределов; Мера – это то, что соединяет количество и качество).закон отрицания отрицания (речь идет о возврате к старому на новом этапе; развитие проходит в три стадии, мы возвращаемся к тезису, но на новом этапе).

Диалектика Господина и Раба.Господин и раб – это образы, которые применяет Гегель для описания человеческого самосознания, т.е. человек может иметь самосознания господина или раба. Индивид - в себе – определенное врожденное непроизведенное бытие. Индивид – для себя – свободное действие. Человек есть бытие в себе и для себя, его существование – движение. Целостное бытие человека – это соединение того, что дано человеку от рождения и то, что он отвергает.

Кожев интерпретирует Гегеля, выделяет важность таких действий как борьба и труд. Свобода – не как выбор возможностей, а как отрицание данного. Творчество понимается как отрицание данного (старого) и создание чего-то нового, но это новое создается из природных материалов. Гегель подчеркивает, что человек остается собой, никогда не являясь тем же саамы. Он всегда изменяется, проходит через кризисы. Двигаться вперед человека заставляют желания. Реализуя свои желания – человек свободен. Желание – это вопиющее присутствие отсутствия реальности. Только человек может изменять себя и менять мир. Для человека важным является бытие в признанности. Кожев вслед за Гегелем говорит о том, что человек готов рисковать ради желания быть признанными. Этот риск абсолютно лишен биологической причины. «Только человек может рисковать жизнью ради славы и долга». Жизнь человека – это борьба за признание, этом Гегель видит проявление негативности.

Есть два вида самосознания: 1) самосознание господина – это самосознание для себя.2) самосознание раба – это самосознание в себе, сознание себя в качестве связанного существа.

Идет борьба двух самосознаний. Господин становится господином тогда, когда он идет на смерть и не боится ее. Раб становится рабом, когда в смертельной схватке не может идти до конца (лишь бы не убили).

Господин берет в плен раба и заставляет работать на себя. В ходе труда раб учится и совершенствует свои навыки и понимает, что господин уже не может без него обойтись.

Другой формой проявления негативности является труд. Труд негативен, потому что он принудителен, но в ходе труда человек реализуется как творческое существо, в ходе труда он действительно созидает объекты, созидает самого себя, как умеющего их делать.

Диалектический синтез раба и господина – это гражданин государства, в котором тезис господина и антитезис раба сняты диалектически. Они устранены в том, что является в них односторонним и несовершенным, но сохранены в том, в чем они являются действительно человечными. Раб творит историю, а гражданин ее созидает. Гражданин - подлинный творец истории.

История – это прогресс духа к свободе. Этот прогресс, прежде всего, в освобождении от власти природы. Все действительное – разумно. Есть внутренняя логика развития истории. Гегель говорит не о реальности, а о действительности.

Гегель выделяет следующие этапы развития истории: 1) Восток (только один свободен- это деспот).2) Античность (некоторые свободны (аристократия, демократия)).3) Европа (христианский мир). Все свободны. Разум правит миром.

Вывод: ход мирового развития представляет собой историю человечества в ее конкретности и многообразии, а сущностью мирового развития (духа) является свобода. Но эта свобода не дана изначально, во-первых, ее нужно узнать, во-вторых, осуществить.

...





Читайте также:
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.