Музыкальная культура до XVII в.




Тема 4.1, Характеристика музыкальной культуры до XVII в.

Тема 4.5. Истрия возникновения оперы.

1. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. по XVIII век [Электронный ресурс] / Т. Ливанова. - М.: Музыка, 1982. - 503 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42499

2. Всеобщая история музыки /авт.-сост. А.Минакова, С.Минаков /. – М.: Эксмо, 2009. – 544 с.: ил.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

https://arslonga8.narod.ru/index.htm (Музыковедческий сайт «Жизнь коротка. Искусство вечно»)

https://ivanikov.narod.ru/page/index1.html (Музыкальный мир)

https://www.lebed.com/slovo.html (Словари, справочники, энциклопедии)

https://intoclassics.net (погружение в классику)

https://musicmp3.spb.ru/ (архив музыки)

https://ethnomusic.info (музыка и культура народов мира)

https://music-library.do.am (музыкальный портал)

https://www.classic-music.ru (классическая музыка)

https://www.bestlibrary.ru (Большая электронная библиотека)

Музыкальная культура в системе культуры.

Музыкальная культура до XVII в.

1.1 Значение древних цивилизаций в истории музыкальной культуры. Теории происхождения музыки.

Искусство звуков рождалось всюду, где формировался Homo Sapiens (разумный человек, человек современного типа).Музыка рождалась всюду, и с самого начала она была разная у разных людей, как разными были сами люди, как различными оказывались их языки. Но у людей при всех биологических (впоследствии расовых и национальных) различиях и неодинаковых формах жизни было много общего в физическом облике (единый биологический вид), организации обществаКаменный век (от 40 тыс. лет но н.э. – 2 тыс. до н.э.). Железный век – (от 1,3 тыс. лет до н.э.). Род художественной деятельности человека:

— Рисование и лепка; Вырезание на камне и кости; Музыка вплетена в повседневную жизнь – выработка навыков пения, попевок, звучащие инструменты –шумовые, ударные, свистки, гудки, флейты;

Цель – концентрация духовного начала, раскрытие способностей человека, объединение в труде.

1.2. Музыка эпохи античности, музыкальная эстетика Средневековья. Григорианский хорал. Развитие многоголосия. Музыкальное искусство эпохи Возрождения.

АНТИЧНОСТЬ (охватывает период от XVII века до н.э. по IV век н.э.) содержит истоки европейской художественной цивилизации. Одним из главных способов освоения человеком окружающей действительности и способом самопознания был миф. В образах богов, демонов, нимф и их действий был объяснен смысл природы и ее стихий (куреты, тритоны, музы, звуки Неба и Аида).

-Мифологическое сознание, космология (миф – знание о мире, объяснение различных явлений;

-Искусство – литература, танец, архитектура и музыка – синкретическое единство.

-Музыка сопровождала праздники и ритуалы, использовалась в театре (Софокл, Еврипид, Эсхил).

-Музыкально-поэтические жары (ода, гимн, плач…). Музыкальные инструменты – духовые (авлос, сиринга), струнные (лира, кифара), ударные.

В античной мифологии можно найти столько богов и богинь, покровительствующих музыке, как ни в одной другой. Это представляет бесценный материал как для постижения особенностей музыкально-художественного дела, так и для античного понимания музыки, как средства эстетического освоения действительности. Важнейшим свойством культуры Древней Греции, вне которого ее почти не воспринимали современники и соответственно не смо­жем понять мы, является существование музыки в синкретическом единении с другими искусствами — на ранних ступенях или в син­тезе с ними — в эпоху расцвета. Музыка в неразрывной связи с поэзией (отсюда — лирика), музыка как непременная участница трагедии, музыка и танец — таковы характерные явления древне­греческой художественной жизни. Платон, например, весьма кри­тически отзывался об инструментальной музыке, независимой от пляски и пения, утверждая, что она пригодна лишь для скорой, без запинки ходьбы и для изображения звериного крика (Т.Ливанова).

Общественный смысл греческого искусства, может быть, с наибольшей силой раскрылся в античной трагедии. Истоки трагедии - хоровые дифирамбы в честь бога вина и плодородия Диониса. По старинной традиции пение соединялось в дифирамбе с танцем - пантомимой и игрой.

Огромная роль музыки в жизни греческих городов побуждала к разработке ее теории. Здесь складывалось первое законченное учение о музыкальных ладах, разрабатывалась система буквенной нотации, изучались законы музыкальной акустики и т.д. Теоретическая система греков обобщила опыт развития музыки не только в Греции, но и в других странах древнего мира - она послужила отправной точкой для развития музыкальной теории в средневековой Европе.

Одновременно с разработкой вопросов теории складывалось учение об этосе, закреплявшее представления греков об общественно-воспитательной роли музыки.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Раннее (VI - X вв.). Христианство; Феодальное общество; Сословность. Зрелое (X –XIV вв.). Рост городов; Развитие ремесел; Расширение производства.Сильным толчком для развития и обновления всей жизни послужили крестовые походы (при всей их чудовищной жестокости, вызванной религиозным фанатизмом): они открыли народам Европы новые земли и страны, вывели их из вековой замкнутости.

Основные жанры в музыке (по месту исполнения и назначению):
Культовая / Светская и бытовая музыка

Классический тип ранней средневековой культовой музыки складывался постепенно. С распространением христианства в Европе старинные песнопения вбирали в себя влияния местных народно-песенных традиций, в разных странах утверждался свой особый стиль богослужебной музыки. Эти различия, годами нараставшие, грозили церковному единству. Перед римской церковью, стремившейся сконцентрировать в своих руках всю духовную власть над западноевропейском миром, встала задача создания единого культового ритуала и соответствующей ему богослужебной музыки. Это была огромная работа. На рубеже VI и VII веков ее завершил папа Григорий I (540-604). Из огромного числа бытовавших в церковной практике (преимущественно римской) напевов были отобраны наиболее употребительные и отвечающие духу религиозности; они распределялись по дням церковного календаря, каждый был строго связан с определенными моментами церковной службы. Сами песнопения Григорий I также подверг обработке: освободил от чрезмерной экспрессии, характерной, например, для восточных напевов, придал их звучанию большую строгость и стилистическое единство.

Культовая музыка. Христианство – монотеизм, единство; Религиозно-нравственные чувства; Основной вид песнопения – Григорианский хорал – ясные и устойчивые интонации, свободный ритм, текучесть; Склад – монодия (одноголосие).

Григорианский хорал – ветвь литургической практики и певческой традиции в западноевропейском средневековье на основе заимствований из Византии (система октоиха). Новый тип музыкальной формы, в котором установилась функциональная система музыкальных элементов, действующих в соответствии со строением текста. Музыкальные особенности: монодия, пение во славу Бога, принцип повторности, отсутствие направленности движения. Григорианский хорал составлял форму крупных церковных служб.

К 13 веку начинает развиваться многоголосие (полифония) и особые жанры: органум, гимель, дискант.

Формирование богослужебного жанра МЕССА; Основной инструмент - ОРГАН.

В эпоху средневековья зрелого, в пору, когда уже города становились средоточием новой жизни, с неожиданной силой заявило о себе рыцарское искусство - в светской лирике трубадуров, труверов, миннезингеров. Искусство трубадуров сложилось на юге Франции, в Провансе (в XI -первой- половине XII века). Это был богатый, цветущий край, еще охранявший традиции римской культуры, с интенсивной жизнью городов, развивающейся торговлей, наукой. Центрами нового светского искусства явились, однако, не города, а рыцарские замки. Его создатели - представители знати. Среди огромного списка блистательных имен -5арон Берран де Борн, Бернарт де Вентадорн, Гиймон IX, герцог Аквитании. Это искусство расцветало в атмосфере живого, пристрастного интереса, оно любовно культивировалось создателями и слушателями, умевшими оценить силу чувств и изящество рифмы, понять с полуслова намек и откликнуться на острую шутку. Трубадуры были поэтами и музыкантами, нередко - и исполнителями своих сочинений. Довольно часто вместе с тем их песни разносили по свету жонглеры, получая за это определенное вознаграждение.

— Музыка- форма самовыражение автора;

— Темы – лирика, природа, быт (охота, праздники);

Жанр ы – различные виды песен (стихи с музыкой) – канцона, альба, сирвента, пастурель, баллада.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ. Широкое общественно-политическое и культурное движение в Италии, Нидерландах, Франции, Испании, Германии. Периоды: Проторенессанс (рубеж13-14 вв.). Раннее (15 век). Высокое (конец 15 – 16 век).

Особенности:

— Возрождение интереса к античному наследию; «Золотой век» литературы и искусства,

— расцвет естествознания, географические открытия; разносторонние и оригинальные мыслители.

— Гуманизм. Поиски идеала бытия, жизнь человека – высший интерес.

Идеалы:

— Гармония и совершенство мира; Соразмерность; Духовность; Драматизм и напряженность.

Музыкальное искусство:

— светские гуманистические устремления;

— развитие инструментальной музыки (вариации, фантазии и др., пьесы для лютни, виолы, скрипки, клавесина, органа и т.д.);

— К концу 16 в. - возникновение самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органно-клавирной музыки и созданием новых музыкальных жанров - оперы, кантаты, оратории, сольной песни, с которыми связано утверждение гомофонии

— Церковная музыка – приоритет полифонии, система правил и расчетов, высочайшая техника контрапункта (строгий стиль)

Я. Окегем, Ж. де Пре, Орландо Лассо, Джозефо Царлино, Джованни Палестрина,

— Взаимодействие церковного и нецерковного.

 

Мадригал. Madrigale (лат.) - на родном языке. К 16 веку – лирический музыкальный жанр, представляющий свободу композитору (что невозможно в строгом стиле), 4-6 голосов. Форма – от 5 до 14 строк. Стремление «изобразить» слово, введение хроматических звуков, передающих различные чувства и смены их.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: