Современное положение России в международной торговле явно диссонирует сложившимся направлениям и тенденциям участия в международном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производством, научным и кадровым потенциалов, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации. До 90% ее экспорта составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля в мировой торговле не превышает 15%. Высокие показатели российской экспортной квоты – 45% в 2000 г., в расчете по официальному обменному курсу Банка России, по сравнению с 7 –8% в советское время – прямой результат утраты почти половины потенциала экономики страны в 90-е годы, роста цен и обесценивания рубля после августа 1998 г. В то же время эта квота не является показателем диверсифицированной экономики, а, скорее всего, свидетельствует об излишней зависимости от спроса внешнего рынка, конъектура которого на эти товары в долгосрочном плане может резко меняться. Наибольшая экспортная зависимость имеется у добывающей промышленности и отраслей первичного передела: в производстве энергоресурсов – 46% по нефти, 33% по газу, а в металлургии, деревопереработке, базовой химии и производстве минеральных удобрений экспортная квота достигает 70 – 80%.
В последние годы именно сырьевой экспорт благодаря высоким ценам на мировом рынке, особенно на нефть, стал локомотивом развития всего народного хозяйства и его дальнейшей топливно-сырьевой направленности. В 1996-2000 гг. экспорт увеличился более чем на 22%, обеспечив 6,5% прироста ВВП и решающий вклад в преодоление последствий кризиса 1998 г. В кризисных условиях переходного периода России поступления от экспорта сыграли роль одного из немногих действенных инструментов стабилизации внутреннего финансового рынка, пополнения бюджета, поддержания курса рубля и накопления достаточно больших валютных резервов, столь необходимых для погашения высокого внешнего долга.
|
В 2003 г. товарооборот России впервые достиг отметки в 200 млрд. дол. С небывало крупным активом торгового баланса в 60 млрд. дол. В то же время в структуре этого оборота за последнее десятилетие каких-либо серьезных позитивных изменений не произошло. Главное место в экспорте с тенденцией к дальнейшему увеличению занимает продукция добывающих отраслей – 55% в 2002 г. против 45% в 1990 г., металлы (соответственно около 19 и 16%), продукция химической и лесоперерабатывающей промышленности (около 12 и 9%), машины, оборудование и средства транспорта (9,5 и 18%), продовольствие и сельхозсырье (2,6 и 2,1%). Российские поставки наукоемкой продукции на мировой рынок составляют 8 – 8,5 млрд. дол., или 7 – 8% общего российского экспорта товаров и услуг. Однако главная часть этих поставок (6 – 7 млрд. дол.) приходится на так называемую режимную продукцию – вооружение, товары и услуги атомной и ракетно-космической промышленности.
В импорте за эти годы основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта (соответственно 36 и 44%), продовольствие и сельхозсырье (22,5 и 22,7%), продукция химической промышленности (17 и 9%), текстиль и обувь (5 и (%), а также некоторые металлы (6 и 5%). Сохраняющаяся в последние годы относительно высокая прибыльность сырьевого экспорта и сложившаяся с учетом этого экономическая политика и интересы ведущих промышленно-финансовых групп дают мало надежд на масштабный перелив доходов в сектора обрабатывающей промышленности Российской Федерации. Более того. Крупные активы все еще продолжают уводиться за границу.
|
Как известно, топливно-сырьевая специализация бесперспективна, поскольку фактически означает поедание национального богатства, серьезно подрывает производственный и научно-технический потенциал развития нации и в конечном итоге ее международную конкурентоспособность. Изменение же экспортной ориентации возможно лишь при активном государственном вмешательстве, что представляется крайне непростым делом. Улучшение международной специализации России было бы возможно по следующим основным направлениям. Во-первых, это серьезная диверсификация существующего экспорта за счет повышения степени обработки выпускаемой продукции, расширения номенклатуры основных товарных групп экспорта, более активного вовлечения во внеэкономическую деятельность новых регионов страны. Это, пожалуй, наименее затратный путь.
Другим путем является всемирное расширение отечественного высокотехнологичного экспорта, в том числе продукции электротехники, электроники, научного приборостроения, спецтехники и вооружения, товаров и услуг атомной и авиаракетной отраслей. Потенциальные возможности выхода на внешний рынок для этих отраслей предоставляется бурно развивающаяся в мире технологическая и производственная кооперация. Трудностями на этом пути сегодня выступают сравнительно низкое качество отечественной продукции, отсутствие выхода на потребительский рынок многих видов специальной техники и услуг, нарушение ранее сложившихся связей между наукой и производством, его в основном устаревшая технологическая база. Возможности для финансового обеспечения этих направлений имеются у России в виде рекордно высокого золотовалютного резерва (порядка 100 млрд. дол. В середине 2004г.) и достаточно крупных средств, накопленных в “стабилизационном фонде”, главным образом благодаря крайне благоприятной конъектуре на мировом нефтяном рынке. Кроме того, реальный путь успешного выхода наших предприятий на остро конкурентные мировые рынки в сфере наиболее динамичного сектора мировой экономики и международной торговли – обрабатывающей промышленности лежит через широкую кооперацию с передовыми компаниями промышленно развитых стран.
|
Главной торгово-политической проблемой для России сегодня является нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО, которое открывает пути к равноправному участию нашей страны в международной торговле. В ходе переговоров со стороны наиболее влиятельных членов этой организации, так называемых квадро, т. е. США, ЕС, Японии и Канады, к России предъявляются требования, которые не обязательны для вступающих стран. В их числе полная отмена импортных пошлин на широкую гамму товаров, отказ от регулирования внутренних цен (тарифов) на энергоносители и их повышение до уровня мировых, масштабная либерализация сектора услуг, ограничение государственной поддержки сельского хозяйства и субсидий для экспортеров аграрной продукции. Эти требования говорят о стремлении принять Россию на условиях, отличных от “стандартных”, т. е. на условиях, которые ВТО обычно применяет к странам, имеющим слабые конкурентные позиции.
Следует учитывать, что степень либеризации российского импорта и так уже является довольно высокой. Так, среднеарифметический уровень пошлины в России в 2001 г. составил 11,8% против 7,8% в 1993 г. для ЕС этот показатель равен 3,9 и 3,7% соответственно, США – 4,0 и 5,6%. Вместе с тем известно, что более высокий уровень таможенной защиты по сравнению с российским уже имеют Индия, Китай, Вьетнам, Румыния, Болгария, Мексика, Бразилия и ряд других стран, относительно недавно ставших членами ВТО. Суть дискуссии в нашей стране по вопросу участия в ВТО сводится к тому, что оно не должно быть самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Главная выгода для страны, если она присоединится к ВТО, состоит в “добровольно-принудительном” формировании действительно рыночной, конкурентной среде, где все участники внешнеэкономической деятельности должны будут соблюдать установленные в мире правила игры. В результате постепенно, в течение заранее оговоренного переходного периода будет создана предсказуемая и надежная организационно-правовая основа для устойчивого и уверенного дальнейшего экономического роста России.