Ограничения и противопоказания




В начало страницы

Программа не рассчитана на работу с детьми, при наличии у них следующих форм и состояний:

· дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;

· дети с психопатоподобным поведением;

· дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения) и психопатоподобным поведением.

Предполагаемый результат

В начало страницы

На выходе участники должны повысить уровень креативности и творческих способностей, осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

В начало страницы

Для оценки эффективности программы в начале и в конце занятий проводятся методики: тест П. Торренса «Закончи рисунок» (тест невербальной креативности), шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан. Кроме того, в конце курса проводится анкетирование родителей.

В течение нескольких занятий Арт-студии проводится диагностика эмоционального состояния ребенка на начало и конец занятия с помощью теста М. Люшера. Регулярное заполнение Арт-дневников также помогает отследить состояние участников на начало и конец занятия.

Достигнутые результаты

Результаты теста П. Торренса «Закончи рисунок» в начале и по завершению заняти й

В младшей группе показатели по креативности увеличились у 94% детей, остались на прежнем уровне у 6 %.

В старшей группе показатели по креативности увеличились у 91% детей, остались на прежнем уровне у 9 %.

Таким образом, занятия в арт-студии «Цветной мир» способствуют развитию уровня креативности участников.

Результаты теста самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан в начале и по завершению занятий

В младшей группе показатели уровня самооценки увеличились у 78% детей, у 22% самооценка не изменилась.

В старшей группе показатели уровня самооценки увеличились у 83% детей, у 17% самооценка осталась на прежнем уровне у 9 %.

Таким образом, занятия в арт-студии «Цветной мир» способствуют повышению уровня самооценки участников.

Результаты опросника «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS» А.М. Прихожан

Уровень тревожности в младшей группе снизился у 89% детей, у 11% остался неизменным.

Уровень тревожности в старшей группе снизился у 83% детей, у 17% остался неизменным.

Таким образом, занятия в арт-студии «Цветной мир» способствуют снижению уровня тревожности у детей и подростков.

Результаты теста М. Люшера, заполнения арт-дневников и наблюдений специалистов

Регулярное наблюдение специалистов, проведение цветового теста М.Люшера и заполнение арт-дневников в начале и в конце занятий позволило выявить следующие тенденции:

· У участников, имеющих плохое настроение на начало занятий, к концу общий эмоциональный фон улучшался.

· Дети, имеющие спокойное состояние, как правило, к концу занятий активизировались, становились радостными.

· Ребята, имеющие положительное эмоциональное состояние сохраняли его на протяжении всего занятия.

· 0% детей имели негативные впечатления от занятий, атмосфере в группе, о полученном творческом результате.

· У ребят, регулярно посещавших студию сформировались и совершенствовались навыки рефлексии собственного психологического состояния; улучшились творческие способности, повысилась уверенность в себе; дети научились мыслить не только творчески, но и символично и абстрактно, выражая через символы, цвет, ассоциации свое настроение.

Результаты анкетирования родителей

Результаты анкетирования родителей показали:

· 72% детей испытывали радостное, положительное эмоциональное состояние после занятий, а 28% детей — спокойное и ровное эмоциональное состояние.

· 100% детей и подростков делились с родителями своими впечатлениями от занятий в Арт-студии.

· Видимые изменения в поведении детей отметили 43% родителей; незначительные изменения — 43%; нет изменений — 14% родителей.

· Значительные изменения в общении детей со взрослыми отметили 43% родителей; незначительные изменения — 42%; нет изменений — 14%.

· 57% родителей считают, что их дети значительно улучшили свои взаимодействия с другими детьми; 29% — незначительно улучшили; нет изменений — 14%.

· 72% родителей отметили положительные изменения в эмоциональном состоянии детей; 14% — незначительные изменения; нет изменений – 14%.

· Все родители (100%) видят в занятиях положительный опыт для своих детей.

Анализ результатов анкетирования родителей показывает, что большинство респондентов видят положительные изменения в своих детях. Все родители отметили позитивный опыт занятий в арт-терапевтической студии для своих детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В начало страницы

№ занятия Тема Основная используемая техника арт-терапии Количество занятий
1. Волшебные краски Изотерапия  
2. Монотипия Изотерапия  
3. Рисунок в круге «Мандала» Мандалотерапия, изотерапия  
4. Индейские мандалы Мандалотерапия  
5. Парное рисование Изотерапия  
6. Кукла из фольги Куклотерапия, сказкотерапия  
7. Мое дерево Изотерапия  
8. Чудеса из теста Лепка из теста  
9. Сказочные фигуры Лепка из теста, изотерапия, сказкотерапия  
10. Маски Изотерапия  
11. Я в натуральную величину Изотерапия  
12. Игрушки из лыка Фолк-терапия, куклотерапия  
13. Тряпичные куклы Фолк-терапия, куклотерапия  
14. Рисуем музыку Изотерапия, музыкотерапия  
15. Коллаж «Какой Я» Изотерапия, аппликация, коллаж  
16. Мой портрет глазами группы Изотерапия  
17. Мой сосуд Изотерапия  
18. Наши ладошки Изотерапия  
19. Рисунок по мокрому листу Изотерапия  
20. Превратности жизни Оригами  
21. Портреты имен Изотерапия  
22. Сказочная страна Сказкотерапия, драматерапия  
23. Карта моего внутреннего мира Изотерапия  
24. Сон куклы Куклотерапия, сказкотерапия  
25. Линии конфликта Изотерапия, лепка из пластилина  
26. Отдарок на подарок Фолк-терапия  
27. Рисование на руках Изотерапия  
28. Герб моей семьи Изотерапия, аппликация, коллаж  
29. Цветной мир Изотерапия, аппликация, коллаж  
30. Фруктовая мандала Мандалотерапия  

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

В начало страницы

Занятие 1
Волшебные краски

Цель: знакомство участников, сплочение группы, настрой на совместную работу, развитие креативности и воображения.

Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, развитие гибкости, оригинальности мышления.

Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканчики, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, листы бумаги (плотные), клеенка, газеты, салфетки для вытирания рук, ватман, релаксационная музыка.

Ход занятия:

Упражнение «Имя-движение»: Первый участник называет свое имя и производит любое движение. Второй участник повторяет имя и движение предыдущего и называет свое имя, производя новое движение и т.д. по принципу «Снежный ком».

Ритуал приветствия: Участники предлагают ритуал приветствия, который будет использоваться на каждом занятии. Выбирается понравившийся всем ритуал.

Беседа с психологом

1. Рассказ психолога о студии.
2. Рассказ участников о себе: Что я люблю делать в свободное время? Зачем я пришел в студию?

Арт-терапевтическое упражнение «Волшебные краски»:

«Волшебная краска» изготавливается самими детьми.

Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана. Дети рассаживаются вокруг этих материалов.

Первый этап: ребята в стаканчики насыпают необходимое количество муки, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный — немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет разной интенсивности. Конечно хорошо, если цвета не будут повторяться.

Готовая краска выставляется в центр. Детям раздаются листы бумаги и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя свою полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.

После обсуждения полученных работ и ощущений от рисования, детям предлагается нарисовать совместный рисунок на ватмане.

Психолог в это время, отслеживает способы взаимодействия детей, их состояния и поведенческие реакции при изготовлении краски и рисовании.

Когда работы будут готовы, следует сделать выставку с последующими комментариями.

Обсуждение: Какие ощущения у вас были, когда вы рисовали волшебными красками? Понравилось или не понравилось рисовать? Что вы хотели изобразить? Что получилось? Что хотелось бы изменить? Дайте название своей работе.

Рефлексия. Обсуждение занятия.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания. Участники предлагают ритуал прощания, который будет использоваться на каждом занятии. Выбирается понравившийся всем ритуал. (Например, становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).

Занятие 2
Монотипия

Цель: спонтанное самовыражение, снижение уровня тревожности, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления, воображения.

Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы, кисточка, клеенка, бумага, салфетки для вытирания рук, релаксационная музыка.

Ход занятия:

Заполнение арт-дневничков.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Если бы я был»: Участникам предлагается проассоциировать себя с каким-либо предметом, явлением и т.д.

Арт-терапевтическое упражнение «Монотипия»: Детям предлагается нарисовать что-либо на бумаге гуашью, затем отпечатать рисунок на другую бумагу. Следует обратить внимание детей на то, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее психолог предлагает детям дорисовать монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней.

Второй вариант техники: детям предлагается взять нитку, обмакнуть ее в гуашь (одного или нескольких цветов) и разложить на одной части листа бумаги, прикрыть другой частью листа, прижать и выдернуть нитку.

По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы хотели, чтобы у вас получилось? Что получилось в итоге? На что похоже изображение? Нравится ли вам результат? Что хотите исправить? Дайте название работе.

Далее психолог предлагает создать на ватмане групповую монотипию и затем совместно дорисовать ее до какого-либо образа.

Обсуждение: Получилось ли создать единую картину? Почему? Придумайте название изображению. Каково ваше участие в создании картины? Какие чувства вызывает картина?

Рефлексия. Обсуждение занятия.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 3
Рисунок в круге «Мандала»

Цель: спонтанное самовыражение, расслабление, развитие вариативности мышления, креативности.

Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности, гибкости, ассоциативности мышления, воображения.

Необходимые материалы: гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши, пластмассовые стаканчики, кисточки, клеенка, бумага А3, салфетки для вытирания рук, релаксационная музыка.

Ход занятия:

Заполнение арт-дневничков.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Путаница»: Участники, стоя в круге, запутываются, держась за руки друг с другом. Водящий должен их распутать так, чтобы получился круг.

Упражнение «Пальцы»: На счет «3» по сигналу ведущего участники должны выбросить одинаковое количество пальцев. Каждый раз психолог побуждает ребят подстроиться друг под друга, быть внимательнее к остальным.

Арт-терапевтическое упражнение «Мандала». Беседа о круге. Круг – символическая фигура, гармоничная, целостная.

- Что в жизни, в природе вам встречалось круглое?
— Какие ассоциации у вас вызывает «круг»?

Детям предлагается нарисовать что-либо в круге (какой-то узор либо конкретный образ), начиная с центра. Дать название своей работе, рассказать о ней.

По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы хотели, чтобы у вас получилось? Что получилось в итоге? На что похоже изображение? Дайте ему название. Что вы вкладываете в тот или иной цвет?Нравится ли вам результат? Что хотите хотите исправить?

Коллективная работа. Большой круг, размером с ватман, делится на секторы. Каждый ребенок рисует в своем секторе на тему «Радость».

Обсуждение: Придумайте название изображению. Расскажите о своем секторе. Каково ваше участие в создании картины? Какие чувства вызывает общая картина?

Рефлексия. Обсуждение занятия.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 4
Индейские мандалы

Цель: самовыражение, расслабление, создание установки на достижения и позитивные изменения, развитие креативности и ассоциативного мышления.

Задачи: развитие саморегуляции, актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности, гибкости мышления, актуализация возможностей для самоизменения, активизация внутренних ресурсов.

Необходимые материалы: нитки для вязания разноцветные, палочки для шашлычков (по 4 штуки на человека), ножницы, релаксационная музыка.

Ход занятия:

Заполнение дневничков.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Клубочек»: Участники разматывают клубочек, передавая его любому участнику и говоря адресату комплимент. При этом нить клубка они цепляют за собственный палец. Таким образом, образуется паутинка. Психологу необходимо проследить, чтобы комплимент получил каждый участник. Разматывается паутинка, говоря пожелания друг другу.

Арт-терапевтическое упражнение «Плетение индейской мандалы».

Предварительно проводится беседа о плетении мандалы.

«Сегодня каждый сплетет оберег для себя (амулет), который имеет общее название «Индейская мандала». Мандалы — это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. В древности индейцы закладывали в эти плетеные узоры целые рассказы и образы, и один индеец, взяв в руки работу другого своего соплеменника, мог буквально «прочитать» мандалу по цветам и орнаменту, воспроизвести заложенный в нее образпочти слово в слово.

Считается, что плетеные индейские мандалы родом из Центральной и Южной Америки. Такие мандалы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на части территории современной Мексики. Индейцам Уичоль пришлось трудно, когда испанцы начали теснить их с родных земель, когда европейцы стали осваивать Америку. Наступили нелегкие времена гонений и переселений индейских племен, в течении которых многие из ценнейших навыков в искусстве были подзабыты или утеряны, и сейчас о плетении мандал, а главное, о сокровенной его части, почти не помнят. Поэтому в свой амулет сегодня каждый вложит то, что пожелает.

Мандала — это санскритское слово.Сами индейцы называли свои изделия OjodeDio — «Божий Глаз», а на языке уичоль использовалось слово Sikuli — «Власть видеть сокрытое» или, другим словом- ясновидение. Самые простые мандалы умели плести и дети: их изделия часто вешали в видном месте, считая, что сделанная детскими руками мандала несет в дом благословение и что Бог следит за миром и оберегает семью через эти работы. Плетение же больших сложных мандал было настоящим искусством.

Если научиться делать качественные Ojos руками можно было достаточно быстро, то вот наука работы мыслями в этом процессе постигалась годами. В некоторые мандалы индейцы могли заложить целое повествование, выражая словаа и предложения цветами и узорами, их сочетаниями и переплетениями. Говорят даже, что один индеец, взяв в руки мандалу своего собрата, мог, читая мандалу от центра, практически дословно воспроизвести заложенный в нее образ. То есть считать с узоров то, о чем думал мастер в момент плетения. К таким умениям — верно закладывать и верно считывать — ш ли годами».

Детям предлагается написать, какие изменения они хотели бы совершить в себе, что они хотят заложить в свою мандалу – оберег. Далее ребята выбирают необходимые цвета и записывают, какое понимание они вносят в тот или иной цвет.

Вместе с психологом, под его руководством, дети создают свой волшебный оберег.

По завершению плетения необходимо дать название своей работе. По желанию можно рассказать о смысле своей мандалы.

По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы вкладывали в тот или иной цвет? Нравится ли вам результат? Что вы сделаете со своим оберегом дальше?

Рефлексия. Ребята делятся впечатлениями о занятии.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 5
Парное рисование

Цель: развитие навыков общения, воображения.

Задачи: развитие саморегуляции, умения работать по правилам, навыков коструктивного взаимодействия, умения понимать собеседника, совместно работать и договариваться для достижения единого результата, снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Необходимые материалы: бумага, фломастеры, цветные карандаши, релаксационная музыка.

Ход занятия:

Заполнение арт-дневничков.

Ритуал приветствия.

Упражнение «У нас с тобой общее…»: участникам предлагается кинуть мяч любому человеку из круга и назвать то, что их объединяет.

Упражнение «Я хотел бы с тобой вместе…»: каждому участнику предлагается кинуть мяч любому человеку из круга и назвать то, что он с ним вместе хотел бы сделать.

Арт-терапевтическое упражнение «Парное рисование». Группа делится по парам. Каждой паре раздается про листу бумаги, коробке красок или карандашей, фломастеров. Дается инструкция:

1 этап. Двое рисуют на листе на заданную тему (например, «Каникулы»). Разрешается разговаривать, обсуждать совместный рисунок.
После завершения работ проводится обсуждение: Что помогало вам в работе? Что мешало? Как происходил процесс рисования? Как вы договаривались? Кто был ведущим, кто ведомым?

2 этап. Двое рисуют на листе на заданную тему (например, «Творчество»). Разговаривать в процессе рисования нельзя.
После завершения работ проводится обсуждение: Как происходил процесс рисования на этот раз? Как вы договаривались? Кто был ведущим, кто ведомым? Как назовет картину каждый из ее создателей?

3 этап. Двое рисуют на листе на свободную тему. Разговаривать в процессе рисования нельзя.
После завершения работ проводится обсуждение: Какова была тактика рисования? Как вы понимали друг друга? Кто ведущий, кто ведомый? Дайте название картине. Довольны ли вы результатом?

Рефлексия. Обсуждение по итогам рисования: какой вид рисования был наиболее интересным? Что было важно в работе? Где может пригодиться умение чувствовать и понимать другого человека?

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 6
Кукла из фольги

Цель: развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, воображения.

Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности мышления..

Необходимые материалы: фольга пищевая, салфетки, листы бумаги, ручки, релаксационная музыка.

Ход занятия:

Заполнение арт-дневничков.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Море волнуется раз…»: участникам предлагается на счет «три» замереть в образе какого-либо сказочного героя. Ведущий должен попытаться отгадать, какого героя изобразили ребята.

Арт-терапевтическое упражнение «Кукла из фольги».
Каждому участнику предлагается сделать из фольги и салфеток куколку – себя. Фольга – очень гибкий и податливый материал. В качестве одежды можно использовать салфетки. После этого проводится обсуждение: Нравится ли вам получившаяся кукла? Какие ассоциации она у вас вызывает? Чем она похожа на вас?

Далее участникам предлагается сочинить сказку про куклу. После этого сказки зачитываются.

Рефлексия. Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 7
Мое дерево

Цель: развитие самосознания, самовыражение, повышение самооценки, формирование способности к эмпатии.

Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, полвышение уверенности в себе, развитие воображения, креативности, сплочение группы, создание доброжелательной атмосферы в группе.

Необходимые материалы: краски, бумага, ватман, клей-карандаш, релаксационная музыка.

Ход занятия:

Заполнение арт-дневников.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Подарок по кругу»: участники по кругу дарят друг другу один и тот же подарок (невербально). В итоге сравниваются тот подарок, который дарил первый участник с тем подарком, который получил последний участник (по принципу «Сломанный телефон»).

Упражнение «Подарок по кругу 2». Участники по кругу дарят соседям подарок, пытаясь передать его смысл без слов. Адресат старается угадать, что это за подарок.

Ведущий просит детей закрыть глаза и постараться увидеть лес, в котором каждый выступает в образе дерева. Можно показать движениями, как это дерево себя чувствует.

Дереву радостно, когда оно не одиноко. Ребятам предлагается подойти друг к другу как можно ближе, как они сами этого захотят.

Далее ребятам предлагается всем вместе создать образ сильного и могучего дерева, взявшись за руки, образовав огромный надежный ствол. Ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. Дерево ничего не страшится.

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать образ своего дерева, а потом придумать рисунку название и историю, которую дерево хотело бы рассказать от первого лица.

Обсуждение: Где бы твоему дереву хотелось бы расти? Есть ли у дерева друзья, враги? Боится ли оно чего-нибудь? Какое у него настроение? Что нужно этому дереву для радости?

После этого участникам предлагается отделить образ от фона (оторвать без использования ножниц) и создать лес из изображенных деревьев, расположив рисунки на большом листе бумаги (ватмане).

Каждый вправе сам решить, где ему поместить свой рисунок: в лесу, в рощице, в одиночестве. Далее каждому участнику предлагается дорисовать подарки рядом с деревьями других участников, чтобы им жилось лучше, украсить рисунок птицами, животными, другими деталями.

Рефлексия. Обсуждение занятия.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 8
Чудеса из теста

Цель: развитие самосознания, самовыражение, проработка страхов, развитие креативности.

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения, беглости, гибкости, ассоциативности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: мука, вода, соль пищевая, чашка для замешивания теста, клеенка, зубочистки, стеки.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Упражнение «Изделия из теста»: ребята по кругу называют изделия, которые изготовлены из теста, не повторяясь.

Упражнение «Пластилин и скульптор». Участники делятся на пары: скульптор + пластилин. Скульпторам предлагается слепить из пластилина какое-либо чувство: радость, грусть, злость, обида, любовь, восхищение и т.д. Остальные угадывают, что за чувство представлено.

Арт-терапевтическое упражнение «Страх из соленого теста».

Ребятам предлагается приготовить тесто по следующему рецепту: смешать стакан муки, стакан соли и воду (количество по необходимости).

Следующим этапом выступает «знакомство» с тестом, изучение его свойств, игра с ним.

Затем детям предлагается слепить предмет, сказочного героя или животное, с которым они себя ассоциируют.

Обсуждение: Что или кого ты слепил? Нравится ли тебе твоя работа?
Дай характеристики своему герою.

Далее детей просят слепить свой страх таким, каким они себе его представляют.

Обсуждение: Что ты слепил? Задай вопросы страху письменно и ответь на них от имени страха. Что хочется сделать со своим страхом?

Психолог просит трансформировать вылепленный страх таким образом, чтобы он стал не страшным, а смешным или добрым.

Обсуждение: Что получилось в результате работы? Удалось ли выполнить поставленную задачу?

Рефлексия. Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 9
Сказочные фигуры

Цель: развитие самосознания, самовыражение, проработка страхов.

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения, креативности, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: фигуры из теста, вылепленные на прошлом занятии, гуашь, кисти, баночка с водой.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Упражнение «Покажи цвет»: ребята должны изобразить цвет, который называет ведущий, мимикой и жестами.

Упражнение «Какого цвета настроение»: ребята по кругу называют цвет своего настроения.

Арт-терапевтическое упражнение «Сказочные фигуры»

Ребятам предлагается раскрасить фигурки (2), которые они слепили на прошлом занятии.

Проводится обсуждение: изменилось ли твое отношение к фигурам с прошлого занятия? Как именно?

Далее детям необходимо сочинить сказку, в которой присутствовали бы эти две фигуры (страх и фигура, отражающая ассоциацию с собой).

Сказки зачитываются.

Рефлексия. Обсуждение занятия.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 10
Маски

Цель: развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, креативности.

Задачи: развитие эмоциональной грамотности, развитие представления о социальных ролях, осознание многогранности своего Я и принятие различных его сторон, повышение самооценки, формирование личностной зрелости, развитие воображения, оригинальности, ассоциативности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, краски, кисти.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Упражнение «Ассоциации»: участникам предлагается подобрать ассоциации друг другу: цвет, погода, дерево, сказочный герой, время суток.

Арт-терапевтическое упражнение «Маски».

Ребятам предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Каким я хочу, чтобы меня видели», «Каким меня видят». Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта. Затем, используя краски, маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап — маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления. Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала маска, будучи одетой на партнере. «Хозяин» маски должен рассказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску на другом человеке и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.

Обсуждение: Какая маска понравилась? Почему?

Рефлексия. Обсуждение занятия.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 11
Я в натуральную величину

Цель: развитие самосознания, самовыражение, развитие креативности, снижение уровня тревожности.

Задачи: осознание границ своего тела, развитие самоинтереса, повышение самооценки, снижение эмоционального напряжения, формирование доверия к группе, развитие воображения, фантазии.

Необходимые материалы: простой карандаш, стирка, краски, кисти, ватман или обои.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Упражнение «Собираем чемодан»: участники друг для друга собирают чемодан качеств и характеристик, которые, по их мнению, пригодились бы ему в жизни.

Арт-терапевтическое упражнение «Я в натуральную величину»

Ребятам предлагается постелить куски обоев на пол и затем лечь на них так, чтобы другой ребенок мог обвести силуэт карандашом. Далее участникам предлагается изобразить себя таким, каким бы каждый хотел быть (свое идеальное Я).

После завершения работы проводится знакомство участников с каждой фигурой. Автор рассказывает о своем изображении: нравится ли получившаяся работа, какой он по характеру, его образ жизни. Можно придумать и рассказать о нем какую-либо историю. Дети могут задавать автору уточняющие вопросы.

После этого ребятам предлагается нарисовать каждой фигуре подарок или написать письмо с пожеланием.

Рефлексия. Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 12
Игрушки из лыка

Цель: развитие самосознания, снижение уровня тревожности, творческое самовыражение, развитие креативности.

Задачи: повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, оригинальности мышления, фантазии.

Необходимые материалы: пучок лыка, тесьма, ленты разноцветные, цветные нитки, ножницы, лоскутки ткани.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Упражнение «Пожелание по кругу»: Участникам предлагается пожелать что-то хорошее группе.

Арт-терапевтическое упражнение «Игрушки из лыка»

Психолог проводит с детьми беседу об игрушках, которые делали наши предки из лыка или соломы, и демонстрирует два варианта: Кукла-Коза и Лошадка. В древности считалось, что кукла-Коза веселит и поднимает настроение, а Коняшка – символ силы, солнца. Детям, под руководством психолога, предлагается изготовить из лыка куклу или коняшку (на выбор), украсив изделие тесьмой, цветными лентами.

После завершения работы проводится обсуждение: Нравится ли тебе твоя работа? Расскажи о своем герое (Какой он? Где живет? Что любит?).

Можно сочинить небольшую историю, которую кукла или коняшка может о себе рассказать.

Рефлексия. Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания.

Занятие 13
Тряпичные куклы

Цель: развитие самосознания, творческое самовыражение, развитие креативности, снижение уровня тревожности.

Задачи: повышение самооценки, снятие снижение эмоционального напряжения, развитие воображения, фантазии, формирование установки на саморазвитие.

Необходимые материалы: лоскутки ткани (светлый и темный), тесьма, ленты разноцветные, цветные нитки, ножницы.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Упражнение «Поменяйтесь местами»: ведущий называет какой-либо признак, участники, кто обладает данным признаком меняются местами. Задача ведущего - успеть занять чье-то место.

Упражнение «Положительные и отрицательные качества человека»: участники по кругу называют не повторяясь положительные качества человека, а затем отрицательные.

Арт-терапевтическое упражнение «Тряпичные куклы».

Психолог беседует с участниками о тряпичных куклах, которых в древности изготавливали наши предки по разным случаям, о традициях изготовления кукол (использование красных ниток, нечетное количество оборотов и узелков).

Детям, под руководством психолога, предлагается изготовить куклы «День-ночь». Рассказывается история этих кукол: они были предназначены для защиты дома от злых духов. Днем защищала светлая куколка, а ночью темная. Обе куклы связываются одной ниточкой.

По завершению работы психолог предлагает взглянуть на кукол с другой стороны: как на разные стороны личности (те, что нравятся и устраивают, и те, что не очень). Детям предлагается записать на листе бумаги собственные положительные качества (светлая сторона), и отрицательные качества (темная сторона).

После завершения работы проводится обсуждение: Нравится ли вам работа? Какие качества вы написали? С какими качествами вы можете справиться самостоятельно? Как негативное качество перевести в позитивное? Как вам кажется, почему куклы связаны одной ниточкой?

В качестве советчика, который подскажет как исправить негативные качества, может выступить игрушка «Зайчик на пальчик», которую ребята изготавливают под руководством психолога. В старину зайчика на пальчик родители делали детям, чтобы им не скучно было оставаться дома одним, чтобы рядом всегда находился советчик.

После завершения работы проводится обсуждение: Нравится ли вам работа? Как его зовут? Какими качествами он обладает? Какой совет он может дать?

Рефлексия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: