В начало страницы
Предлагаемый вариант программы рассчитан на 30 занятий продолжительностью 1,5 — 2 часа). Занятия проводятся один раз в неделю.
Желательно, чтобы занятия вели два специалиста (психолог и психолог; психолог и педагог), что позволяет осуществить более эффективную помощь детям: оказать внимание одновременно нескольким участникам, быстро организовать необходимое простанство для творчества (расставить, убрать нужные материалы), не упустить некоторые важные моменты и особенности поведения детей.
Оптимальное количество участников - 8 — 10 человек. Группы формируются в соответствии с возрастом детей: младшие школьники (8-11 лет), подростки (12-16 лет).
Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для упражнений.
Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:
· развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам. У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).
· выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);
· самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);
· социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).
Каждое занятие строится по единому принципу:
· Заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);
· Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
· Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
· Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
· Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
· Заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);
· Ритуал прощания.
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. При желании автора могут производиться исправления содержания материала, что случается обычно после получения «обратной связи» и собственных прозрений. Часто процесс занятий сопровождает катарсис -очищение от негативных переживаний: яркие проявления юмора и даже исцеляющие слезы. Сама атмосфера напоминает увлекательное путешествие-игру. При этом человек испытывает себя, знакомится с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учится решать проблемы по-другому, более эффективно, чем решал их раньше.
Важно то, что каждому участнику раздается Арт-дневник, который заполняется на каждом занятии. Участники фиксируют свое настроение на начало и конец занятия, впечатления от занятия и собственные достижения. Данная форма помогает самому ребенку, психологу и родителям отследить состояние участников студии, способствует развитию навыка рефлексии.
Для занятий необходимы бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь,, кисти; клей, цветная бумага, старые журналы, газеты, ножницы, лоскутки ткани, нитки для вязания, шпажки для шашлычков. Эти материалы имеются в нашем Центре, а так же их приносят сами дети. Кроме того, необходим небольшой мяч; ноутбук или магнитофон для музыкального сопровождения, релаксационная музыка.