В начало страницы
Цели программы студии «Цветной мир»: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и подростков и гармонизации их личности.
Программа направлена на решение следующих задач:
· развитие творческого мышления, воображения, креативности;
· создание условий для самопознания и самовыражения;
· развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
· снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
· развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
· развитие навыков рефлексии.
При реализации программы используются такие техники работы, как:
· изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);
· сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
· мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток);
· музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
· куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними);
· фолк-терапия (изготовление русских народных кукол: тряпичных и лыковых)
· драматрапия (проигрывание историй с использованием наручных кукол, фигурок, изготовленных самостоятельно);
· лепка из глины, соленого теста, пластилина;
· аппликация, макетирование, коллаж и пр.
Специфика программы заключается в форме проведения: открытая арт-студия. В условиях деятельности МБОУ «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» г. Калуги, такую форму считаем наиболее приемлемой и целесообразной, поскольку имеется ежедневный прием посетителей с разнообразной проблематикой. Данная форма организации встреч позволяют объединить детей с различными проблемами в одну группу, а так же подключиться каждому желающему к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих, т.е. на протяжении учебного года нет повторяющихся занятий. Таким образом, арт-студия позволяет осуществить охват практически всех желающих и нуждающихся в психологической помощи и поддержке детей сразу после обращения.
На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.
Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность участника. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам участник может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.
Занятия в арт-студии «Цветной мир» способствуют решению следующих проблем: агрессивность, демонстративность, накопление отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка, страхи, повышенная тревожность, заниженная самооценка, пассивность, апатичность, социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками и/или взрослыми, психосоматические заболевания и пр.
Программа основана на следующих принципах:
1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
3. Принцип добровольного участия. Студию посещают только те дети, которые изъявили на это собственное желание.
4. Принцип активности всех участников и творческой позиции.
5. Не следует бояться и избегать проб и ошибок, высказывать свое мнение, пробовать увидеть необычное в обычном.
6. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
7. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
8. Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
9. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в студии.
10. Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. На первых занятиях проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей. Обратная связь с родителями осуществляется с помощью анкетирования.
11. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиентов. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.
12. Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.