Экологическое воспитание детей в играх




Вопросы для обсуждения:

1. Место и значение игры в экологическом воспитании детей.

2. Виды игровых обучающих ситуаций (ИОС), их характеристика и роль в развитии сюжета игры.

3. Тематика и содержание сюжетно-ролевых игр.

4. Методы и приемы, используемые воспитателем для развития сюжета игры.

5. Разнообразие игр с правилами экологического содержания в решении задач экологического воспитания, особенности использования в разных возрастных группах:

· предметные игры с природным материалом;

· словесные игры;

· подвижные игры, основанные на представлениях о природе;

· игры - драматизации;

· сюжетно – дидактические игры;

· настольно-печатные дидактические игры: их структура и принципы подбора.

Литература:

1. Дрязгунова В.А. Дидактические игры в ознакомлении детей с растениями // Дошкольное воспитание. –1970. –№ 7. – С. 17–21.

2. Газина О. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание.–1995.– № 7. – С. 14 – 17.

3. Горышева В. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 20.

4. Кирикэ Г. Ребенок и природа. // Дошкольное воспитание. –1993. –№ 7. – С. 3 – 7 (игры экологического содержания).

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 1999. – С. 99 – 112.

6. Рекомендации по планированию развития сюжетно-ролевых игр в старшей и подготовительной группе // Дошкольное воспитание. – 1995. –

7. № 8. – С. 37– 41.

8. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – 128 с.

Задания:

1. Написать игровые обучающие ситуации для развития сюжета игры.

2. К вопросу 5 подготовить таблицу.

Таблица

Дидактические игры экологического содержания

 

Вид игры Основной компонент Задача игр Название игр
1. Игры с предметами Натуральные природные объекты: листья, фрукты и т.д. - закрепление знаний о природных объектах - Узнай по вкусу. - Найди по листу дерево и т.д.
2. Словесные      
3. Сюжетно-дидактические      
4. Настольно-печатные      

 

1. Продумать и сделать настольно-печатную игру экологического содержания для любого дошкольного возраста (задание выполняется в творческой подгруппе по 2 человека). Например:

- дидактические игры, показывающие разнообразие сред обитания («Кто живет в реке, а кто в море», «Кто живет на болоте», «Кто живет на деревьях» и т.д.)

- дидактические игры на уточнение знаний о различных климатических зонах, о животных и растениях, населяющих эти зоны («Жители пустыни», «Жители леса», «Кто как защищается от жары и холода?» и т.д.).

- дидактические игры, показывающие связь внешнего вида живого существа с особенностями среды обитания, способов питания («Отгадай, кто где живет по ногам», «Отгадай, кто чем питается по клюву», «Отгадай, какие растения живут в пустыне, какие в лесу по листьям» и др.)

- дидактические игры, выявляющие взаимосвязи животных между собой: «Скажи мне, кто твой друг», «Пищевые цепочки», «Хищник-добыча».

- дидактические игры, закрепляющие правила поведения человека в природе: «Экологический светофор», «Экологический альбом», «Собери грибы, ягоды» и др.

- Написать рекомендации использования данной игры.

2. Дать анализ предложенной игры по плану: цель, задачи, игровые действия, правила игры, ход игры.

Лабораторная работа 4

Тема: Решение педагогических задач по экологическому образованию дошкольников

Цель: учить студентов разрабатывать проекты, как одну из форм организации работы по экологическому образованию детей.

Вопросы для повторения:

1. Педагогическая задача, ее особенности и пути решения.

2. Методы и приемы экологического образования и воспитания детей.

Литература:

1. Виноградова Н.Ф. Куликова С.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.- 336 с.

3. Солнцева О.В. Педагогические задачи по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика» как средство формирования специальной профессиональной компетентности студентов // Герценовские чтения: Дошкольник и младший школьник в системе образования: Материалы международной научно-практической конференции, 7-8 апреля 2004 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С.440 – 443.

4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.

5. Поддъяков Н.Н. Исследовательская активность детей //Детский сад от А до Я.- 2004.- № 2.

6. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй дерево».//Дошкольное воспитание 2002 г. - № 3, 7, 10

Ход занятия: Разработать пути ее решения по следующему алгоритму:

1. Сформулировать обобщенную формулировку педагогической задачи экологического содержания;

2. выделить контексты решения задачи;

3. дать теоретическое обоснование задачи;

4. определить ключевое задание для решения задачи;

5. продумать пути решения педагогической задачи, которые включают в себя разнообразные формы и методы работы, среди них:

· рекомендации педагогу;

· целевая прогулка, экскурсия, эвристическая беседа, организация поисковой деятельности детей;

· наблюдения, сравнения, художественное слово, проблемные ситуации, дидактические игры и т.д.

6. оформить окончательный вариант решения задачи;

7. презентовать педагогическую задачу на занятии.

Примерные темы педагогических задач:

Формирование у детей представлений об экосистеме.

Развитие у детей представлений о сезоне.

Освоение детьми представлений о перелетных и зимующих птицах.

Развитие у детей представлений о домашних и диких животных.

Развитие эстетического восприятия природы у детей дошкольного возраста.

Формировать у детей представления о взаимосвязях животных и растений к условиям обитания в экосистеме – лес.

Формировать у детей представлений об экологических проблемах родного края.

Формировать обобщенные представления о животных у дошкольников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: