Вопросы для обсуждения:
1. Место и значение игры в экологическом воспитании детей.
2. Виды игровых обучающих ситуаций (ИОС), их характеристика и роль в развитии сюжета игры.
3. Тематика и содержание сюжетно-ролевых игр.
4. Методы и приемы, используемые воспитателем для развития сюжета игры.
5. Разнообразие игр с правилами экологического содержания в решении задач экологического воспитания, особенности использования в разных возрастных группах:
· предметные игры с природным материалом;
· словесные игры;
· подвижные игры, основанные на представлениях о природе;
· игры - драматизации;
· сюжетно – дидактические игры;
· настольно-печатные дидактические игры: их структура и принципы подбора.
Литература:
1. Дрязгунова В.А. Дидактические игры в ознакомлении детей с растениями // Дошкольное воспитание. –1970. –№ 7. – С. 17–21.
2. Газина О. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание.–1995.– № 7. – С. 14 – 17.
3. Горышева В. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 20.
4. Кирикэ Г. Ребенок и природа. // Дошкольное воспитание. –1993. –№ 7. – С. 3 – 7 (игры экологического содержания).
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 1999. – С. 99 – 112.
6. Рекомендации по планированию развития сюжетно-ролевых игр в старшей и подготовительной группе // Дошкольное воспитание. – 1995. –
7. № 8. – С. 37– 41.
8. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – 128 с.
Задания:
1. Написать игровые обучающие ситуации для развития сюжета игры.
2. К вопросу 5 подготовить таблицу.
Таблица
Дидактические игры экологического содержания
№ | Вид игры | Основной компонент | Задача игр | Название игр |
1. | Игры с предметами | Натуральные природные объекты: листья, фрукты и т.д. | - закрепление знаний о природных объектах | - Узнай по вкусу. - Найди по листу дерево и т.д. |
2. | Словесные | |||
3. | Сюжетно-дидактические | |||
4. | Настольно-печатные |
1. Продумать и сделать настольно-печатную игру экологического содержания для любого дошкольного возраста (задание выполняется в творческой подгруппе по 2 человека). Например:
- дидактические игры, показывающие разнообразие сред обитания («Кто живет в реке, а кто в море», «Кто живет на болоте», «Кто живет на деревьях» и т.д.)
- дидактические игры на уточнение знаний о различных климатических зонах, о животных и растениях, населяющих эти зоны («Жители пустыни», «Жители леса», «Кто как защищается от жары и холода?» и т.д.).
- дидактические игры, показывающие связь внешнего вида живого существа с особенностями среды обитания, способов питания («Отгадай, кто где живет по ногам», «Отгадай, кто чем питается по клюву», «Отгадай, какие растения живут в пустыне, какие в лесу по листьям» и др.)
- дидактические игры, выявляющие взаимосвязи животных между собой: «Скажи мне, кто твой друг», «Пищевые цепочки», «Хищник-добыча».
- дидактические игры, закрепляющие правила поведения человека в природе: «Экологический светофор», «Экологический альбом», «Собери грибы, ягоды» и др.
- Написать рекомендации использования данной игры.
2. Дать анализ предложенной игры по плану: цель, задачи, игровые действия, правила игры, ход игры.
Лабораторная работа 4
Тема: Решение педагогических задач по экологическому образованию дошкольников
Цель: учить студентов разрабатывать проекты, как одну из форм организации работы по экологическому образованию детей.
Вопросы для повторения:
1. Педагогическая задача, ее особенности и пути решения.
2. Методы и приемы экологического образования и воспитания детей.
Литература:
1. Виноградова Н.Ф. Куликова С.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.- 336 с.
3. Солнцева О.В. Педагогические задачи по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика» как средство формирования специальной профессиональной компетентности студентов // Герценовские чтения: Дошкольник и младший школьник в системе образования: Материалы международной научно-практической конференции, 7-8 апреля 2004 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С.440 – 443.
4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.
5. Поддъяков Н.Н. Исследовательская активность детей //Детский сад от А до Я.- 2004.- № 2.
6. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй дерево».//Дошкольное воспитание 2002 г. - № 3, 7, 10
Ход занятия: Разработать пути ее решения по следующему алгоритму:
1. Сформулировать обобщенную формулировку педагогической задачи экологического содержания;
2. выделить контексты решения задачи;
3. дать теоретическое обоснование задачи;
4. определить ключевое задание для решения задачи;
5. продумать пути решения педагогической задачи, которые включают в себя разнообразные формы и методы работы, среди них:
· рекомендации педагогу;
· целевая прогулка, экскурсия, эвристическая беседа, организация поисковой деятельности детей;
· наблюдения, сравнения, художественное слово, проблемные ситуации, дидактические игры и т.д.
6. оформить окончательный вариант решения задачи;
7. презентовать педагогическую задачу на занятии.
Примерные темы педагогических задач:
Формирование у детей представлений об экосистеме.
Развитие у детей представлений о сезоне.
Освоение детьми представлений о перелетных и зимующих птицах.
Развитие у детей представлений о домашних и диких животных.
Развитие эстетического восприятия природы у детей дошкольного возраста.
Формировать у детей представления о взаимосвязях животных и растений к условиям обитания в экосистеме – лес.
Формировать у детей представлений об экологических проблемах родного края.
Формировать обобщенные представления о животных у дошкольников.