Проблема типологии религий и способы её решения.




Общее понятие и структура религии.

 

Религия – это индивидуальная и коллективная вера в запредельное эмпирическому познанию + культовая активность + вероучение.

Структура: вера в сверхъестественное + вероучение + культ + мораль + организация

 

Религиоведение сформировалось в 19ом веке. Оно не располагает определенным перечнем исследований и предмета. Не имеет определенного языка, на котором выражается религиоведение. Существует более 250 определений религии. В зависимости от того как той или иной религиовед или школа понимают слово «религия» так они это и изучают. Если какой-либо определенный религиовед понимает религию как некое психологическое явление, то он вынужден принимать психологические методы в изучении религии. Если же как социальный институт, то применяет социологические методы и методы именно той школы, к которой себя относит. Стоит сделать пометку, что религиоведение существует условно, не имеет границ. Оно может развиваться, определять себя, выяснять что оно хочет изучать, определяться с методологией. Эта научная дисциплина не закрыта и постоянно находится в кризисе.

Первая проблема, с которой мы встречаемся это определение религии.
Религия – связь с верой в сверхъестественное. Можем ли мы отождествить понятие религии и веры. Религия связана с убеждениями без доказательств. Религия – это вера в сверхъестественную силу и коммуникацию с ней. Коммуникация так же основана на вере.

Проблема типологии религий и способы её решения.

 

Реальные религии чрезвычайно разнообразны и по своим учения различны и часто занимают противоположные позиции. Из-за этого религиоведение встает перед еще 1 проблемой: упорядочивания множества явлений, связанных словом «Религия». Все многочисленные и различные религии нужно как то типологизировать. Часто в учебниках по религиоведению религии распределяются по регионам. Такая типология не отражает ни реального состояния дел, ни вносит порядка.
После 19го века была характерна типология, согласно которой все религии делились на 3 типа: 1) естественные (религии, в которых люди поклоняются силам природы), 2) этические (религии, в которых основным нравоучительным ядром являются моральные заповеди, этика), 3) откровения (религии, которые возводили свое начало к какому-то чудесному событию связанному с участием сверхъестественного).
В начале 20го века выяснились недостатки этой типологии. Например, выяснилось, что никакой естественной религии не существует и поэтому «религию дикарей» нельзя называть естественной. Постепенно религиоведы выяснили, что каждая религия как религия содержит моральные нормы и каждая чему-либо учит. Понятие откровения содержится так же почти в каждой религии.
Были новые попытки создать типологию религии и сейчас наиболее популярной является типология «по распространенности». По этому критерию религии так же делятся на 3 типа: 1) родоплеменные религии, 2) национальные религии, 3) мировые религии.
Но все же и эта типология не выдерживает критики. Например, Конфуцианство распространяется на несколько разных стран, но внести в мировые религии их нельзя т.к. дальше Дальнего Востока Конфуцианство не пойдет. Так же мировая религия может быть лишь 1, а не 3 т.к. возникают противоречия в определении религии. Такое число религий приводит к тому, что одна религия может исключать другую.
Для того, что бы создать более менее адекватную типологию религии нужно вложить некий общий критерий, который помог бы нам реально разделить религии на типы. Этот критерий может быть как предельно сложным, так и элементарным.
Степень сложности представления о сверхъестественном.
Тип 1: господствует самый простейшее понятие о сверхъестественном (духи). Духи это существа, которые очень близки к людям. Вера в духом – самое низшее представление о сверхъестественном.
Дюркгейм предложил такой термин таким религиям – элементарные формы религиозной жизни. Т.к. в них господствует самое элементарное представление о сверхъестественном. В образном смысле этот тип элементарной религии можно назвать типом родства т.к. духи этих религий очень близки к людям.
Тип 2: более сложное представление о сверхъестественным. Множество духов, над которыми находится множество Богов. Политеизм. Мир политеизма населяют и духи и Боги, но решающими являются Боги. Боги – существа, которые присутствуют везде и всенаблюдающие. Политеизм есть религия присутствия (Боги присутствуют везде). Для классического политеизма характерно представление о Богах расположенных вертикально. Решения принимаются Богами коллективно. Эти Боги захватывают на себя определенную сферу влияния. Чистый политеизм: религии Древней Месопотамии, Древнего Египта и Синто (национальная религия Японии).
Тип 3: характерно еще более сложное представление. Множество духов и Богов, но это множество организовано по иерархическому принципу. Есть темные и светлые существа, они равносильны. Светлую иерархию возглавляет Верховный светлый Бог (добрый), а темную Верховный темный Бог (злой). Такая религия считается дуализмом. Эти 2 половинки иерархии борются между собой и задача человека принять какую-либо одну сторону. Зороастризм (доисламская религия), манихейство (возникло как ересь зороастризма, позже откололось от него), различные квазихристианские секты о равенстве Бога и Дьявола (катары, альбигойцы, богомилы), сейчас существует 1 из таких секст Йезиды (исповедуют Курды).
Тип 4: Сверхъестественное это мир духов и Богов объединенное в 1 общую иерархию, в которой главный Верховный Бог. Супремотеизм. Религия гармонии.
Тип 5: Тип религии, в котором сверхъестественное не просто иерархия, но и ставится вопрос: откуда взялась эта иерархия. Боги выделились из исходного, изначального, вечного божества. Поскольку все выделяется из исходной божественности, то данный тип религии называют пантеизм.
Пантеизм можно поделить еще на 3 вида: 1) натуралистический пантеизм (исходное божество – закон природы). К ним относятся Конфуцианство и Даосизм, 2) спиритуалистический пантеизм (исходное божество понимается как некое сознание, психическая сфера, которая производит закон природы). К нему можно отнести Индуизм, 3) нигилистический пантеизм (исходное божество определяется через отрицание всего). К нему относится Буддизм, который утверждает, что в основе всего лежит ничто, пустота. Конец пути – нирвана – полная аннигиляция всего.
Тип 6: Сверхъестественное понимается как личный Бог-творец. Сам по себе не имеет форм, но являющейся личностью. Существом разумным и вменяемом. Бог происходит из ничего. Он творец в абсолютном смысле. Этот тип можно назвать Монотеизм (единобожие). К этому типу религии относят Иудаизм, Ислам, Христианство (по учебнику), но в строгом смысле слова Монотеизм к нему можно отнести лишь Ислам и Иудаизм. Согласно Христианству Бог трансцендентен и имманентен одновременно. Бог стал человеком, родился человеком, что является абсурдным.
В классическом монотеизме Бог понимается не просто как единый, но и единый самим собой. Абсолютное единство. Христианство же проповедует, что Бог как единство и как троичен (троица). Эта конструкция, противоречащая формальной логике, не принимается в монотеизме. Сама функция Бога это законодатель и суд. В христианстве же Бог воспринимается как любящий и милующий отец.
Тип 7: Теизм. Самое сложное представление о сверхъестественном. Дополнено сверх логическими дополнениями. Представления сверхъестественном в теизме есть как единый Бог-творец имеющий все способности человеческого выражения качеств сверхъестественного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: