Обосновано повышение качества продукции организации на основе формирования и реализации механизма академической мобильности, обеспечивающего достижение конкурентоспособности организации на национальном и международном уровнях.
Развитие глобального рынка и тенденции мировой экономической интеграции привели к тому, что на сегодняшний момент актуальным стал процесс интеграции России в мировое образовательное пространство. Международная деятельность лидирующих организаций страны определяется уровнем сотрудничества с зарубежными странами в области научной и образовательной деятельности, что в свою очередь приводит к вопросу признания качества Российского образования за рубежом. Одним из способов подтверждения качества функционирования организации является профессиональное признание путем международной аккредитации.
Повышение конкурентоспособности организации – стратегический вопрос. В настоящий момент успешной, конкурентоспособной будет та организация, в основе деятельности которой лежит концепция постоянного улучшения качества своей продукции.
Согласно стандартам ISO 9000, термин «продукт» может означать также и услугу.
Глобализации экономики присущи острая конкуренция как внутри национальных границ, так и со стороны зарубежных организаций. Глобальный рынок предопределяет следующие критерии конкурентоспособности: качество продукции (услуг), цена продукции (услуг), сроки поставки, стоимость эксплуатации, удобство обслуживания, имидж продукции. На глобальном рынке одновременно присутствует большое число конкурентов – производителей той или иной продукции. Для того чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, необходимо, как минимум, знать состояние дел по качеству и эффективности работы партнеров. Для достижения и поддержания уровня конкурентоспособности организации необходимы специальные механизмы, учитывающие особенности ее структуры, сферы функционирования, и отвечающие требованиям глобального рынка.
Психологическая помощь по скайпу Ваша жизнь поменяется... |
В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, тем самым определив пути интеграции в европейское образовательное пространство. Одним из ключевых направлений Болонского процесса является развитие академической мобильности. Следует отметить, что в число показателей государственной аккредитации российских организаций в последние годы уже были включены сведения, характеризующие масштабы академической мобильности.
В данных условиях возможно рассмотрение повышения качества продукции организации на основе механизма академической мобильности, учитывающего условия международных соглашений в области сотрудничества.
Разработана и представлена модель академической мобильности. Академическая мобильность – это одна из важнейших сторон процесса интеграции российских организаций и науки в международное образовательное пространство. Академическая мобильность – перемещение студента или сотрудника, имеющего отношение к образованию, на определенный период (до двух лет) в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего студент, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение2.
Академическая мобильность – это возможность самим формировать свою образовательную и научную деятельность по двум основным траекториям (рис. 1):
Рис. 1. Основные траектории академической мобильности
академическая мобильность внутри страны (национальная мобильность);
- международная академическая мобильность.
Предложена технология повышения качества продукции организации на основе механизма академической мобильности. Качество не может быть обеспечено только контролем готовой продукции. Качество продукции формируется с самого начала и должно контролироваться на всех стадиях – от исследования потребностей и до поставки готовой продукции потребителю.
Представлена технология повышения качества продукции, в основе которой заложена «петля качества» в соответствии с жизненным циклом продукции (рис. 2). Жизненный цикл продукции – это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукции. На основе петли качества определены виды деятельности в рамках механизма академической мобильности, влияющие на качество на разных стадиях жизненного цикла продукции.
Сформирован механизм академической мобильности в целях повышения качества продукции организации. Механизм академической мобильности представляет собой совокупность последовательных действий по реализации процессов академической мобильности.
Механизм академической мобильности представлен на рис. 3 и состоит из следующих этапов:
- Принятие решения о развитии академической мобильности.
- Разработка политики в области академической мобильности.
- Реализация проектов академической мобильности.
- Корректировка направлений развития академической мобильности.
Предложена методика оценки удовлетворенности качеством продукции в условиях реализации механизма академической мобильности. Методика оценки удовлетворенности качеством продукции в условиях реализации механизма академической мобильности разработана с целью определения пожеланий потребителей для формирования направлений развития академической мобильности.
Апробация методики проводилась в ФГБОУ ВПО «ТГТУ» среди студентов 1 – 5 курсов экономических и инженерных специальностей.
Методика определила следующую последовательность действий:
1. Разработан комплекс методического обеспечения, основанный на определении удовлетворенности студентов качеством организации меж-
Рис. 2. Технология повышения качества продукции организации на основе академической мобильности
Рис. 3. Схема формирования механизма академической мобильности в целях повышения качества продукции организации
Рис. 3. Продолжение
дународной академической мобильности. Комплекс методического обеспечения имеет следующую структуру: вопросы и варианты ответов.
2. Обработка результатов проводится на основе расчета удовлетворенности студентов качеством организации международной академической мобильности по формуле
Ус = S / ·100%,
где Ус – удовлетворенность студента; S – сумма баллов, определенная каждым студентом; – наибольшая возможная сумма баллов.
3. Произведен анализ результатов опроса.
В опросе приняли участие студенты 1 – 5 курсов инженерного и экономического направлений. В результате обработки ответов были получены следующие результаты.
Удовлетворенность студентов организацией международной академической мобильности в среднем составила 76,5%.
Удовлетворенность студентов инженерного направления в среднем составила 68%, удовлетворенность студентов экономического направления – 85% (рис. 4).
Среди пожеланий студентов в области организации международной академической мобильности можно выделить следующие (рис. 5):
- увеличить количество академических часов, отведенных на изучение иностранных языков (30% студентов);
- увеличить количество предметов на английском языке (25% студентов);
- прохождение стажировок за границей (50% студентов).
Некоторые студенты высказывали пожелания о дополнении преподавательского состава носителями языка, а также были внесены предложения по проведению видеоконференций с зарубежными партнерами и др.
Рис. 4. Удовлетворенность студентов ФГБОУ ВПО «ТГТУ» уровнем
организации международной академической мобильности
Рис. 5. Анализ пожеланий студентов в области организации
международной академической мобильности
Полученный результат говорит о том, что студенты имеют мотивацию к участию в программах международной академической мобильности и проявляют большую заинтересованность в этом вопросе.
4. В дополнение к определению степени удовлетворенности уровнем международной академической мобильности разработан комплекс методического обеспечения для определения направлений развития академической мобильности. Комплекс методического обеспечения также имеет структуру – вопросы и варианты ответов. Задача проведения опроса по данному комплексу – определение заинтересованности студентов в участии в проектах внутренней академической мобильности.
Анализ опроса показал, что 90% студентов желают пройти обучение в организации-партнере за рубежом и не заинтересованы в обучении в другой организации внутри страны (рис. 6).
На основе вышеперечисленного исследования формируются направления развития академической мобильности.