Краткое устройство, обслуживание и основы техники безопаности и управления гидроциклом




Термин «гидроцикл» или «водный мотоцикл» означает любое малое судно, которое используя свои собственные механические средства движения, способно нести на своем борту одного или нескольких человек и которое построено или предназначено для скольжения по водной поверхности или выполнения спортивных фигур (например: водные санки, водные скутера, джетбайки, джетски и др. аналогичные суда).

Такое определение дано гидроциклу в ЕПСВВП (Европейских правилах судоходства по внутренним водным путям). У нас к числу гидроциклов отнесены любые бескорпусные (в понимании судостроителей) водные транспортные средства с механическим двигателем..

В общем случае, гидроциклы имеют длину от 2,5 до 3 метров, ширину чуть более метра, высоту над во­дой 0,6 -1,2 метра, сухой вес от 250 до 280 кг, могут нести от 1 до 3 человек (до 300 кг), имеют мощный дви­гатель (до 130 л.с.) и водометный движитель (одноступенчатый струйный насос). Управление осуществ­ляется посредством управляемого сопла и возможно только при работающем двигателе. Двигатель имеет водяную систему охлаждения, систему смазки (вспрыском после обкатки), систему зажигания (ключ, маг­нето, свечи) и электростартер. Электропитание осуществляется от АБ 12 В, емкостью 16 - 18 амперчасов. Имеется топливный бак емкостью 40-50 литров, масляный бачок - 3,3-4,0 литра. Применяемое топливо -бензин АИ-92 и выше.

Прежде чем сеть за руль гидроцикла водителю необходимо:

- научиться хорошо плавать;

- зарегистрировать приобретенный гидро­цикл в органах ГИМС,

- получить судовой билет,

- нанести регистрационные номера на аппарат в установленных местах, а при их отсутствии - по указанию инспектора ГИМС (рис. 126);

- самостоятельно или на курсах изучить пра­вила, обеспечивающие безопасность плава­ния на водоемах, устройство гидроцикла,

- овладеть практическими приемами управ ления, сдать экзамен в ГИМС и получить удостоверение на право управления;

- изучить «Руководство пользователя» приобретенным типом гидроцикла;

- приобрести и надеть рекомендуемую экипировку на себя и пассажиров:: гидрокостюм, спасательный жилет, очки (рекомендуется и защитная обувь);

- овладеть навыком возвращения гидроцикла в исходное положение при его перевороте (рис. 127).

126. Размещение регистрационных номеров. А - размещение регистрационных номеров; В - размещение информации о легальном разрешении данного класса судна ходить в данной местности. Рис. 127 Переворот гидроцикла

Основные предупреждения:

После транспортировки или заправки гидроцикла проконтролируйте концентрацию бензиновых паров в двигательном отсеке, чтобы избежать воспламенения или взрыва при пуске в жаркую погоду.

Не применяйте топливо и, особенно, масла, не рекомен­дованные фирмой - изготовителем.

Всегда переворачивайте гидроцикл только на левый борт (бок), иначе возможно попадание воды в двигатель.

Время работы стартера не должно превышать 5 сек, после чего обязателен перерыв в 15 сек.

Пуск двигателя следует осуществлять только в положении гидррцикла «на плаву», при глубине водо­ема под ним не менее 0,6 метра (возможен пуск и кратковременная работа двигателя на берегу при прове­рочных операциях - см. Руководство).

При управлении гидроциклом страховочный шнур выключения двигателя должен быть прикреплен к руке водителя, только он выключит двигатель при падении в воду.

Не уходите от берега на большее расстояние, чем сможете проплыть. Не исключено, что это будет един­ственный вариант возвращения на берег.

Не превышайте пределов пассажировместимости и грузоподъемности, определенных для данного ти­па гидроцикла и приводимых в Руководстве для пользователя - это чревато;

Гидроцикл - не буксир. Не используйте его для буксировки маломерных судов и воднолыжников.

Не используйте гидроцикл без огнетушителя на борту.

Каждый гидроцикл, как правило, имеет идентификационные номера двигателя и корпуса, исполь­зуемые при регистрации и являющиеся средством отличить ваш аппарат от других той же модели. Най­дите их и выпишите в свою записную книжку, как и номер ключа зажигания (можно восстановить в случае утери).

Расположение основных деталей, контрольно-измерительных приборов (индикаторов) и идентификационных номеров приводится на рисунках, при этом надо понимать, что набор контрольно-измерительных приборов, как и их расположение, на конкретной модели гидроцикла может отличаться от приведенной в примере. Рулевая колонка гидроцикла по внешнему виду и функ­циональной нагрузке почти идентична рулевой колонке дорожного мотоцикла или снегохода, но при этом необхо­димо твердо запомнить, что гидроцикл управляем только при работающем двигателе и нажатой педали газа (на инерции при заглушённом двигателе движется только по прямой).

На рулевой колонке располагаются (см. рис. 128-136): индикатор балансировки - показывает вертикальное положение сопла водомета; тахометр, спидо­метр, указатель наличия топлива в баке, индикатор темпе­ратуры охлаждающей жидкости и индикатор уровня масла. На ней же слева расположена красная кнопка с надписью «стоп» - останова двигателя. Нажатие на нее глушит двигатель, а зеленая кнопка с надписью на ней «старт», расположенная там же, запускает его. Переключа­тель балансировки служит для оптимальной установки ру­левого сопла при уравновешивании судна с учетом веса во­дителя. Ручка газа расположена справа, как и рукоятка воз­душной дроссельной заслонки, оттягивание которой, как и везде, обогащает горючую смесь. После пуска и прогрева двигателя ее необходимо вернуть в первоначальное состоя­ние. На многих моделях гидроциклов есть регулятор пода­чи топлива, имеющий три положения: «включено», «выклю­чено» и «резерв». Переключатель, установленный в положе­ние «резерв» позволяет водителю вернуться к берегу при от­сутствии контроля за наличием топлива в баке и его выра­ботке. Ключ зажигания, как правило, двухпозиционный, выполняет те же функции что и на всех машинах. После пу­ска двигателя его рекомендуется вынуть из гнезда и надеж­но спрятать, чтобы не утерять в процессе катания. В кормо­вой части гидроцикла имеется дренажное отверстие, ис­пользуемое для слива воды из двигательного отсека и за­крытое соответствующим винтом. Отвертывать винт следу­ет только на суше. Перед спуском аппарата на воду, во избе­жание его затопления, следует убедиться в закрытии дре­нажного отверстия.

После пуска двигателя водитель должен обязательно убедиться в работе системы охлаждения двигателя и циркуляции в ней воды. Контроль - выброс воды через слив­ное отверстие.

Отрабатывая навыки владения гидроциклом следует помнить, что:

- посадка на гидроцикл с причала осуществляется с соблюдением осторожности, постоянно сохраняя балансировку: поставив одну ногу на ступень, осто­рожно переносите вес тела и, поставив вторую ногу, устраиваетесь на сиденьи;

повороты гидроцикла осуществляются за счет отклонения кормы (а не носа) в ту или иную сторо­ны, поэтому при отходе от причала (пирса) обеспечьте свободное пространство для маневра кормой (предварительно оттолкнув носовую часть) или, двигаясь вдоль пирса, постепенно выводите его на свободную воду,

посадка на гидроцикл с мелководья (при глубине 0,6 метра) производится с любого борта либо с кормы при соблюдении условий, указанных в первом пункте;

посадку на гидроцикл с воды (при глубине более 1,5 м) следует производить с кормовой части, так­же последовательно и аккуратно поставив на подножки сначала колени, затем, сохраняя общую ба­лансировку, перенести вес тела на сиденье, удерживаясь при этом за поручни и ремни:

пассажир проделывает те же операции, при этом водитель обеспечивает балансировку и сохранение остойчивости гидроцикла;

большинство моделей гидроциклов не имеют «заднего хода» и «торможение» осуществляется за счет естественного сопротивления водной среды, поэтому водителю всегда рекомендуется оценить «тор­мозной путь» своего гидроцикла при различных режимах работы двигателя. Величина «тормозного пути» зависит от веса водителя, наличия и веса пассажиров, от умения водителя использовать тяговое усилие двигателя. В общем случае, при одном водителе среднего веса у большинства гидроцик­лов «тормозной путь» находится в пределах 70 - 90 метров.

При падении с гидроцикла следует немедленно принять меры для остановки двигателя с помощью стропы глушителя или кнопки экстренного останова. Если гидроцикл при падении перевернулся - при­мите меры к восстановлению остойчивости (рис. 127), займите рабочее положение (способом, описанным выше) и попытайтесь запустить двигатель. При удачной попытке - дальнейшее движение рекомендуется осуществлять с полностью открытым дросселем, что позволит системе осушения удалить воду из двига­тельного отсека Конечно, эти приемы желательно предварительно отработать на мелководье, при неболь­шом удалении от берега. После переворота гидроцикла всегда предполагайте возможность попадания во­ды в двигатель, в топливный и масляный баки, поэтому обязательно проделайте все операции, предусмо­тренные Руководством в таких случаях. Водителю, после каждого использования гидроцикла, рекомен­дуется снять сиденье, убедиться в отсутствии воды в двигательном отсеке, протереть отсек насухо и уста­новить сиденье на место. После эксплуатации аппарата в соленой воде необходимо систему охлаждения промыть пресной водой.

При проведении технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) гидроцикла в период эксплуатации необходимо:

контролировать состояние водомета, своевременно производить очистку входного отверстия и самого водомета, подтягивать болты крепления крышки;

регулярно производить слив воды из двигательного отсека, контролировать затяжку дренажного
винта;

систематически проверять состояние тяг и работу рулевого управления и дросселя;

регулярно (а после транспортировки и заправки - в обязательном порядке) вентилировать двига­тельный отсек;

постоянно проверять целостность топливного бака и масляного бачка, состояние трубопроводов системы питания, их соединений;

работу кнопки останова двигателя (с кратковременным, не более 10 сек, пуском двигателя);

надежность крепления сидений;

состояние всех крепежных деталей, соединений, узлов и зажимов.

Полный перечень обязательных регулировочных работ и порядок их проведения приводятся, как пра­вило, в Руководстве пользователя, прилагаемом к конкретному изделию. При постановке аппарата на дли­тельное хранение в число обязательных операций следует предусмотреть постоянную вентиляцию двига­тельного отсека. В целом, при подготовке аппарата к зимнему хранению следует провести все операции, предусмотренные Руководством пользователя.

 

Рис. 128.Рулевая колонка управления.   Рис. 129. Индикатор балансировки, тахометр, спидометр, индикатор уровня масла. А -индикатор; В - тахометр; С - спидометр; D - топливный измеритель; Е– индикатор температуры охлаждающей двигатель воды; F - индикатор уровня масла Рис. 130. Переключатель балансировки судна  

 

 

Рис. 131. А-Кнопка старт запуска двигателя; В-Страховочный конец пускателя - глушителя Рис. 132. А - Кнопка остановки двигателя; В - Страховочный конец пускателя - глушителя.   Рис. 133. Рукоятка ручки газа  
Рис. 134. Рукоятка регулятора воздушной дроссельной заслонки. Рис. 135. Дренажный винт   Рис. 136. Рулевое сопло

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: