Классификация, меры безопасности




РАЗДЕЛ II

Движители маломерных судов, классификация меры безопасности.

Краткое устройство и основы управления гидроциклом. Меры безопасности.

Движители маломерных судов,

классификация, меры безопасности

Судовой движитель - это устройство для преобразования работы энергетической установки судна в тягу, обеспечивающую его поступательное движение. Тяга движителя образуется за счет реактивных сил, возникающих при отбрасывании рабочей среды в сторону, обратную направлению поступательного движения судна. По характеру рабочей среды движители в настоящее время условно делятся на гидравлические (рабочая среда - вода), воздушные (воз­дух) и газоводометные (водовоздушная смесь). В свою очередь гидравлические движители подразделяют­ся на лопастные (весло, гребной винт, плицы гребного колеса и т.п.) и нелопастные (газоводометные движители). Промежуточное место в этой классификации отдается во­дометному движителю. Гидравли­ческие движители широко приме­няются на всех судах водоизмещающего типа, воздушные движители - на быстроходных судах типа СВП и экранопланах. Из перечисленных движителей более подробно в посо­бии рассмотрены гребной винт (как основной из движителей, при­меняющихся на судах) и водомет­ный движитель.

В предыдущем параграфе мы сказали, что существует пять ос­новных типов силовой установки, при этом, каждый из них характеризуется своей схемой валопровода, т.е. механической сис­темой передачи вращения коленча­того вала двигателя к движителю. Рассмотрим по порядку {рис. 1):

На судне установлен обыч­ный стационарный конвертиро­ванный высокооборотный двига­тель,который размещен в центре кокпита, в районе мидель-шпан­гоута. Коленчатый вал соединен через редуктор (для уменьшения числа оборотов) прямым греб­ным валом с винтом (линейная схема валопровода). Установка удобна в обслуживании, эффек­тивна, проста, не требует дополнительных конструкторских ре­шений.
Тот же двигатель расположен в кормовой части судна. При такой компоновке теряется ряд преимуществ, появляются новые (место в кокпите, снижение шума в каюте). Крупный недостаток – постоянным дифферент на корму и необходимость применения углового редуктора (V- образная, или угловая схема валопровода).
Схема валопровода с поворотно-откидной колонкой (Z - образная передача) сочетая в себе преимущества стационарного двигателя и ПЛМ (большая мощность мотора, хорошая мореходность, откидывание колонки при наездах на препятствие, легкость работ с винтом и обслуживания колонки, выхлоп газов в воду и т.д.) обладает одним крупным недостатком - высокой стоимостью.
Применение водометного движителя облегчает судоводителю жизнь за счет отсутствия каких-либо деталей, выступающих ниже киля судна, но достаточно усложняет ее за счет изменения ходовых качеств судна и, прежде всего, ухудшения управляемости. Двигатель устанавливается несколько дальше от кормы, чем в предыдущих двух случаях, что уменьшает дифферент на корму, отпадает необходимость в сцепной и реверсивной муфте.
Валопровод подвесных лодочных моторов имеет Г-образную форму, при которой связь двигателя с движителем (винтом) осуществляется через редуктор с помощью промежуточного, т.н. торсионного, вала (рессоры). ПЛМ не занимает полезной площади кокпита, удобен в обслуживании и достаточно дешев.
Рис. 1. Пять основных типов силовой установки на судне.

Рис. 2 Два вида углового редуктора для стационарного двигателя:

а - с коротким промежуточным карданным валом;

б - закрепленный на двигателе.

В ряде рассматриваемых вариантов валопроводов применяемые редукторы позволяют одновременноосуществлять реверсирование движителей - изменение направления вращения на противоположное. В общем случае, реверсирование осуществляется тремя способами: реверсом главного двигателя, включениемреверсивной передачи и реверсом самого движителя. Реверс главного двигателя - изменение направления вращения коленчатого вала двигателя на обратное, и соответственно, изменение направления тяги винта. Такой реверс обеспечивается реверсивным устройством самого двигателя, основной частью которого является передвижной распределительный вал, обеспечивающий заданную последовательность подачи топлива в цилиндры, в результате чего коленчатый вал двигателя начинает вращаться в обратном направлении. Реверсивная передача - это передача, с помощью которой изменяется направление вращения гребно­го вала (гребным называют вал, на котором закреплен гребной винт) на противоположное при неизменном направлении вращении коленчатого вала двигателя. Реверсирование достигается за счет реверсивных зуб­чатых редукторов, гидравлической передачи или соединительно-разъединительных муфт, позволяющих отключать часть редуктора с одним направлением вращения и подключать - с другим. На катерах приме­няются реверс - редукторы (реверсивная муфта) - специальный механизм, обеспечивающий изменение на­правления вращения гребного вала судна при неизменном направлении вращения коленчатого вала судо­вого двигателя с включением в конструкцию редуктора для снижения или мультипликатора для повышения числа оборотов вала. Реверс-редуктор соединяется с коленчатым валом фланцевыми соединениями посредством промежуточного вала либо непосредственно (см. рис. 2), ведомый вал - с гребным валом, Полость редуктора заполняется маслом, для проверки наличия и уровня которого есть указатель уровня (мерная линейка). Реверс движителя - изменение направления упора, создаваемого гребным винтом, обеспечивается поворотом лопастей у винтов регулируемого шага (ВРШ).

Водо­метный движитель

Действие водометного движителя основано на известном законе Ньютона: масса воды, отброшенная движителем в корму, создает в виде реакции упорное давление, движущее судно вперед.

Водо­метный движитель (водомет) можно представить себе в виде мощного насоса, забирающего воду из-под днища и выбрасывающего ее за транцем из сопла над водой. От гребного винта водомет отлича­ется только тем, что винт (колесо насоса) установлен в трубе внутри судна. Управление судном идвижение задним ходом в этом случае осуществляется различными способами. Наиболее у нас при­менимый способ управления - поворотом струи в выпускном сопле с помощью двустворчатого реверсивно-рулевого устройства, состоя­щего из двух плоских пластин (рулей), соединенных между собой и шарнирно навешенных на реверсивную коробку. В этом случае на переднем ходу рули перекладываются па­раллельно друг другу, изменяя на­правление выбрасываемой струи в ту или другую сторону, на заднем ходу судно не управляется. Возможно применение поворотного сопла и реверсивной заслонки, а также, поворотного водомета (рис. 3), что значительно повышает маневренность судна. Водометы используют преимущественно на легких быстроходных катерах, где большая мощность сочетается с малым весом катера.

Воздушные винты находят очень редкое применение на маломерных судах из-за низкого КПД, больших размеров и большого количества других недостатков и проблем, с ко­торыми встречаются конструкторы, проектируя судно с таким движите­лем. Воздушные винты незаменимы при изготовлении судов-амфибий (рис. 115, 116), судов на воздушной подушке, т.е. таких судов, для кото­рых подстилающей поверхностью может быть болото, снег, лед, ров­ный песок и т.п. Чаще других при­меняются двухлопастные винты. Существуют формулы для расчета тяги винта, шири­ны лопасти, шага, диаметра и др. характеристик винта. Воздушные винты для катеров чаще всего выполняют деревянными, клееными из реек.

 

 

 

Рис. 3. Поворотный водомет с диагональным насосом,

установленный за транцем катера:

1- сопло реверса;

2 - сопло;

3 - спрямляющий аппарат;

4 - рабочее колесо; 5 - привод.

Подводя краткие итоги можно ут­верждать, что максимальную ско­рость, наибольшую экономичность и надежность, а также наибольшую тягу из существующих движителей создает гребной винт.

Наименьшие осадка и материальные потери для судоводителя при касании грунта достигаются при использовании во­дометных движителей, а упрощен­ный монтаж и удобство при обслуживании возможны при эксплуата­ции подвесных моторов и поворотно-откидных колонок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: