Критика младограмматизма и поиски новых путей




Общее языкознание

Практическое занятие № 1

 

Коллоквиум

Алпатов В.М. Что и как изучает языкознание //

Вопросы языкознания. 2015. № 3. С. 7-21.

 

1. В чём состоит сходство античных и современных книг о грамматике языка? В чём состоит основная задача этих трудов? Как вы понимаете суть этой задачи?

Перечислите прикладные задачи современной лингвистики.

Какие существуют лингвистические традиции помимо современной, базирующейся на античной традиции?

С чем связана непрерывность существующей в европейском (и русском) языкознании лингвистической традиции?

 

2. Как осуществляется «упорядочение хаоса» на разных уровнях языка?

В чём суть понятий синтаксического и семантического актанта и каково их отличие от понятия подлежащего?

 

3. На чём основан метафорический образ спирали, характеризующий развитие лингвистики?

Какова роль синхронного и диахронного подходов в изучении языка?

Каким образом разрешено противоречие между синхронией и диахронией в лингвистике?

В какой связи в европейском языкознании возникла идея сопоставления языков? Каковы основные достижения сопоставительных исследований?

Как изменялись отношения лингвистики с другими науками? Чем были обусловлены данные изменения?

Как изменялся научный интерес к разным уровням языка?

 

4. Каковы истоки и разграничения языка и речи? На каком основании осуществлялось данное разграничение?

В чём состоит различие взглядов на язык В. фон Гумбольдта и Ф. де Соссюра?

Какова разница компетенции и употребления языка, по Н. Хомскому? Какова задача лингвиста в теории Хомского? В чём В.А. Звегинцев усматривает недостаток теории Хомского?

Чем является язык – системой или деятельностью?

 

5. Как В.М. Алпатов формулирует три основных вопроса лингвистики? Какова степень проработанности каждого из них?


 

Общее языкознание

Практическое занятие № 2

Сравнительно-историческое языкознание

1. Идея родства языков.

2. Идея языкового развития.

3. Открытие сравнительно-исторического метода (работы Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма, А.Х. Востокова).

4. Ф. Бопп. Значение санскрита. Языки, родственные санскриту. Структура слова: корень и флексия. Теория агглютинации.

5. Р. Раск. Роль языка в истории народа. Лексика и грамматика в процессе сравнения языков. Роль корня. Первое передвижение согласных.

6. Я. Гримм. Язык и диалекты. Аблаут. Первое и второе передвижение согласных.

7. А.Х. Востоков. Понятие общеславянского языка. Периодизация общеславянского языка.

8. Концепция языка В. фон Гумбольдта. Язык в развитии человека. Соотношение языка и мышления. Язык и дух народа. Понятие внутренней формы языка. Классификация языков.

9. Сравнительное языкознание в России.

 

Рекомендуемая литература

Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 2005.

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рожденственский Ю.В. История языкознания. М., 2004.

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.

Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 1979.

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Ч. 1.

Звегинцев В.А. О научном наследии Вильгельма фон Гумбольдта // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 356-362.

Рамишвили Г.В. Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник теоретического языкознания // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 5-33.


 

Общее языкознание

Практическое занятие № 3

Второй период сравнительно-исторического языкознания

1. А. Шлейхер как компаративист. Родословное дерево языков.

2. Натуралистическая концепция А. Шлейхера. Понимание языка как организма. Типы языков.

3. Г. Штейнталь. Язык как психологический феномен. Аспекты языка. Понятие психологии народа.

4. В. Вундт. Социальный характер языка. Предложение как основная единица языка.

5. А.А. Потебня. Язык и психология. Понятие внутренней формы слова. Ближайшее и дальнейшее значение.

 

Рекомендуемая литература

Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 2005.

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рожденственский Ю.В. История языкознания. М., 2004.

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.

Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 1979.

Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Ч. 1.

Потебня А.А. Мысль и язык. М., 1999.


 

Общее языкознание

Практическое занятие № 4

Младограмматики.

Критика младограмматизма и поиски новых путей

1. Г. Остгоф и К. Бругман. Новые задачи языкознания. Причины звуковых изменений.

2. Г. Пауль. Индивидуальный характер языка. Понятие узуса. Понятие предложения.

3. Б. Дельбрюк. Фонетические законы. Аналогия.

4. Московская школа. Задачи языкознания. Формальные и материальные значения. Понятие словосочетания.

5. Казанская школа. Физические и психические аспекты языка. Научное исследование языка.

6. В.Д. Уитни. Его роль в становлении и «закате» младограмматизма. Понятие языка и его развития.

7. Теория волн И. Шмидта.

8. Г. Шухардт и его школа слов и вещей.

9. К. Фосслер о позитивизме и идеализме в языкознании. Язык как индивидуальное творчество.

10. Ареальная лингвистика (неолингвистика). Границы между языками. Смешение языков. Языковые союзы.

 

Рекомендуемая литература

Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 2005.

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рожденственский Ю.В. История языкознания. М., 2004.

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.

Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 1979.

Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963.

Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Ч. 1.

Кацнельсон С.Д. Вступительная статья // Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960. С. 5-20.

Лоя Я.В. История лингвистических учений (материалы к курсу лекций). М., 1968.

Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.

Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. М., 1956.


 

Общее языкознание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: