6. Каракорум — забытая столица Монгольской Империи
Когда-то это был огромный город.Забытая столица Чингисхана. Древняя столица Монголии значима для России. Сюда за 7 тысяч вёрст отправлялись за ярлыками русские князья в том числе и Александр Невский. В XIII веке из Каракорумаконтролировались территории от Тихого океана до Балтики.
Почему-то на просторах Восточной Сибири популярна легенда о том, что Россия является правопреемницей гигантской империи Чингисхана. Местные сказители на Алтае или Байкале рассуждают об этом полунамёками, как-то вскользь, после прославления великих побед монголов в разных частях обширных степей. Такие же рассказы, словно цитаты из Льва Гумилёва, мы услышали и в самой Монголии во время Трансазиатской экспедиции под эгидой Русского географического общества в пустыню Гоби, к родине Чингисхана.
Город Каракорум является ключом к этой легенде. Он был основан в 1220 году,когда Чингисхан перенёс в верховья реки Орхон военную резиденцию.
После нашествия Батыя Каракорум на какое-то время стал и русской столицей тоже.
Здесь получали ярлыки русские князья, здесь же согласовывал политичес-
кие планы Александр Невский.
Ветер времён замёл столицу Чингисхана, но после долгого периода забвения Каракорум вышел из небытия. Открыл его российский путешественник, член Русского географического общества Николай Ядринцев. Его отряд в сопровождении казаков отправился к верховьям Орхона в 1886 году. В течение нескольких летних месяцев учёные искали развалины и обнаружили древний город неподалёку от знаменитого буддийского монастыря Эрдэни-Дзу. До 1891 года развернулись раскопки, и о древней столице Чингисхана узнал мир. Для местных народов это известие стало символичным и всколыхнуло память о временах, когда мощная империя объединяла большую часть Евразии.
Восточные сюрпризы
Путешествие по дорогам Монголии полно сюрпризов. Ровная как стеклышко двухполосная магистраль прерывается дорожными работами, не обозначенными никакими знаками. Ночные переезды крайне опасны. Никогда не знаешь, что попадётся под колёсами. Но автомагистралей в Монголии маловато, и многие путники летят напрямик, через степи. Неудивительно, что монголы предпочитают внедорожники. На первом месте «Лэнд-Крузеры» с правым рулём, подержанные «Тойоты» но самыми престижными считаются «Гелендвагены».
В городах засилье гибридных «Приусов», которые в Улан-Баторе снуют буквально
На каждом шагу. Они не требовательны к качеству бензина и сравнительно экономичны.
Плюс на них в Монголии распространяются налоговые льготы.
Улан-Батор похож на обычный российский или казахстанский город. Архитектура,
нормы и правила дорожной инфраструктуры заимствованы у северного соседа,
благодаря чему современная столица Монголии показалась намного краше городов
в Китае. Есть здесь размах и простор.
Правда, пробок побольше, чем в Москве. Массовая автомобилизация началась лет
20 назад и пошла такими темпами, что дорожники не поспевают за ростом числа
автомобилей. Нередко в семьях по 2-3 машины. В этом году введены правила, по
которым ездить на личном транспорте можно только через день. Если номерной знак оканчивается на чётную цифру, то за руль садись по чётным числам календаря.
Но эта мера подстегнула покупать ещё больше машин. Город стоит всегда. Лишь
дорожное строительство способно вывести его из коллапса.
Но если выехать из Улан-Батора, проблемы с пробками пропадают. Раскрывается
широкая ровная степь, где можно гнать на внедорожнике до горизонта под 100 км/ч.
Именно так многие и поступают, чтобы сократить расстояния. Так поступили и мы,
чтобы достичь древней столицы Монголии: Каракорума.
Volkswagen Amarok оказались хорошо приспособлены к скачкам по пересечённой
местности. Непробиваемая подвеска и длинная база помогали держать хороший
темп.
Дорога пролегала не где-нибудь, а через краешек знаменитой пустыни Гоби, одной
Из самых загадочных и красивейших на планете.
Прошлое и настоящее
Неизменным атрибутом полупустынь и степей являются юртовые посёлки. Они
сворачиваются и развёртываются за несколько часов и перемещаются с места на
место вслед за стадами скота. Монголы умудряются совмещать быт средних
веков с технологиями современных лет.
Рядом с юртами высятся мачты с солнечными батареями и спутниковыми тарелками.
Кое-где видны вышки сотовой связи. Во дворах стоят новенькие китайские
мотоциклы, суровые УАЗы для повседневной работы и щеголеватые японские
внедорожники для визитов в город. Однако юрты всё так же отапливаются кизяком,
разложенным сушиться на глиняных оградах.
«Юрта проста и удобна, — рассказывает наш сопровождающий по имени Евгений.
Её можно быстро разобрать и погрузить на старенький „ЗИЛ“, чтобы уже через
сутки водрузить где-то снова. Но посёлки могут стоять на одном месте по несколько
десятилетий. Юрты уже делают на каменных основаниях».
К слову, подобные юрты встречаются и во дворах крупных многоэтажек в городах,
и даже на окраинах Улан-Батора, словно наши сараи. Старики, получившие кварти-
ры, время от времени спускаются вниз и живут в юртах, чтобы не отрываться от
природы.
Монголы привыкли жить родами и кланами, поэтому до сих пор помнят мифы и
легенды, уходящие корнями в глубины тысячелетий. Старики при желании расска-
жут байки о том, как и кем их предки служили в войсках Чингисхана.
Старейшин узнать легко. За просаленной одеждой они носят табакерки с
нюхательным табаком ценой в несколько десятков тысяч долларов. Вытащить её
из-за пазухи и эффектно угостить товарища считается достойным. В крупных городах ювелиры делают неплохую кассу на этих атрибутах местной власти и статуса.
Священные реликвии
Наши Volkswagen Amarok колонной прошли по степи. По сторонам попадались
пасущиеся табуны. Конь в Монголии до сих пор священен, хотя некоторые пастухи
обленились и гоняют за табунами на китайских мопедах.
Каждый крупный скотовладелец участвует в скачках и хвастается реликвиями.
В этом ключе примечателен город Арвайхээр, названный в честь побед на скачках
двухсотлетней давности. В переводе это значит «быстрый конь», а на подъездах
к городу в степи выстроен целый мемориал в честь победителей прошлых
десятилетий. К слову, в качестве наездников выступают дети и подростки от 5 до
15 лет. Они мало весят, отчего конь на бегу устаёт меньше.
И вот он заветный Каракорум. Когда-то это был огромный город. Сюда свозились
оружейники, пленённые в окрестных странах. В городе выковывалось оружие для
кочующих армий. Жилые кварталы раскинулись до горизонта. Но во время упадка
монгольского государства китайцы разрушили Каракорум. Империя распалась на
мелкие части. Затем в XV веке сюда вернулись буддийские монахи и основали
монастырь Эрдэни-Дзу, существующий и поныне.Автор: Владимир Гаврилов
https://asiarussia.ru/news/
АЛТАРЬ — 1. место проведения священных действий.На мой взгляд слово «алтарь» происходит от слова «ал» - высший, «тарь» — тара, место хранения. Священный камень.
Профессиональные лингвисты утверждают. что гласные буквы не так важны,
поэтому очень даже возможно, что алатырь со временем превратился в слово
«алтарь, ведь именно символ камня алатыря устанавливали в середине капища или
на местах силы.А это самое священное место, куда приносились жертвы богам.
Никаких кровавых жертв наши предки никогда не делали.
До сих пор во всех религиях есть понятие «алтарь». Так или иначе оно означает
место, где совершаются богослужение, место концентрации силы. https://ladograd.net/
2. Слово «алтарь» происходит от латинского слова altare — стол подношений огню, место подношений — и вошло в обиход в VIII веке на стадии христианизации
германского севера (ahd. altri, altr(e), среднегерманское Altäre, altre соотносится с
английским altar). В наши дни мы в основном ассоциируем его с христианскими
церквями и языческими культовыми местами, и поэтому его использование может
вводить в заблуждение. В английском языке, когда говорят о буддийских алтарях,
часто используют термин shrine — место поклонения, святыня, — который более
точен, чем алтарь. Он происходит от латинского scinium — емкость для свитков и
других вещей. https://www.buddhism.ru/
3. м., русск.-цслав. алътарь (Остром.) наряду с олътарь. Очевидно, из лат. altāre, едва ли через ср.-греч. ἀλτάρι(ον), вопреки Фасмеру, ИОРЯС 12, 2, 220; Гр.-сл. эт. 29 и Превый, голодный"; ср. Траутман, BSW 6 и сл. (Ср. еще Хюттль-Ворт 80. – Т.)
обр. 1, стр. XXV. Лат. altāre – от altus "высокий", т. е. выше других частей церкви.
Вероятно, алта́рь получено из олътарь путем ассимиляции гласных (диал. русск. олтарь, волтарь). Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (онлайн версия)
4…(лат. altaria от alta ara — возвышенный жертвенник) — возвышение; термин для обозначения священного места принесения жертвы.У древних язычников распространено мнение, что у древних народов алтарь был местом, где они приносии жертву своим божествам. Это ошибка. Жертвы приносили на специальных жертвенниках, а алтарь был символом божества и местом, где располагались священные предметы. Случаев совмещения алтаря и жертвенника известно немного,в основном у античных греков и семитских народов. Обычно сооружался из природных материалов (камней, земли, глины и т. д.) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые или наиболее ярко произошло взаимо-Действие с божеством. В Древней Греции приобрёл вид храмов (см., например, известный Пергамский алтарь в Берлине). В христианской Церкви термин «алтарь» имеет два значени на Востоке Алтарь и престол в храме Спаса на Крови. На cла-вянском Востоке алтарём называют восточную часть храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священно-служителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В алтарной части храма находится престол в виде равностороннего прямоугольника, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.
В греческих Церквах святой алтарь называют греч. ἰερòν Βῆμα.
По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения. На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (алтарников); в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, монахини преклонного возраста (15 правило Никифора Исповедника). Бывают и другие исключения.
Таким образом, алтарь восточной церковной традиции наследует свойства Адитума языческих храмов.
В дореволюционной России в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по
благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважамых прихожан.
В алтаре в 2001 г. был и причащался президент В. В. Путин, в 2008 г. он же вместе Д. А. Медведевым был в алтаре.
Правом принимать Св. Тайны в алтаре обладают только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (канонические правила Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14).
На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием. Часто алтарем называется также алтарный образ или алтарная композиция - живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенная над престолом (напр., "Гентский алтарь" Яна ван Эйка). https://otvet.mail.ru/ask/%20/cid-1445
5. Созвездие на южном небе. (60)
6. У первых Хр. стол, где совершалась вечеря любви и распределялось причстие.
7. У православн. Вогсточное отд. Храма.
8. (жертвенник) строение для принесения жертв по по иудейскому закону. (51)
Алтарь - священный камень Алатырь, упоминаемый в Русских заговорах, сказках и легендах. Само слово Алатырь - смесь иврита и русского языка. Ала - душа, тырь –
брать, забирать, тырить. Алатырь в этом понимании - камень для кровавых жертвоприношений, забирающий души. Алатырь - чужеземное название. Так чужезем-цы своеобразно понимали обрядовость древних славян, измеряя её понятиями своей собственной обрядовости, не свойственной нашему народу.
В Русской Народной Вере никогда не было и нет жертвоприношений, тем более, кровавых. Это выдумки и наветы о нас чужеземцев в силу их невежественности в
нашей вере. Наши Священные камни называются Требниками. На них приносится треба зерном при поминовении Предков. Требу собирают птицы - вестники Ирия Небесного, наших Богов и Пращуров. Требой она именуется не потому, что мы что-то требуем от Предков и Богов, а потому, что нам самим потребно поминовение Предков, Славление Предков и Богов.
На разветвлении дороги, идущей к Старой Рязани от древней пристани на Оке стоит Требник. Дорога проходит между валами, состоящими из земляных пирамид.
В древности на этих валах были расположены защитные сооружения. Всякий, кто приплывал по Оке, с добром или со злом, проходил в древний город по этой дороге.
К Священному Камню не прерывается поток людской до наших дней - Старая Вера Жива! Люди приходят поклониться Предкам, Богам, вспомнить, откуда Русь пошла, где и как она зарождалась, подумать в Священном для Русского человека месте о
своём сокровенном, загадать желание, предопределить своё будущее.https://vk.com/rado_mir
АЛТЫН от татарского "алты" - шесть; старинная монета в шесть "денег"или трикопейки. До революции сохранялась еще память в "пятиалтынном" - 15 коп.
АЛУСТОН — византийская (позже — генуэзская) крепость в Крыму, памятник архитектуры, ныне находящийся в центре города Алушта. Руины крепости стали одной из главных достопримечательностей города.
Крепость Алустон была построена в VI веке по приказу византийского императора Юстиниана I. О ней упоминает византийский историк времен Юстиниана Прокопий Кесарийский в знаменитом трактате «О постройках». Как свидетельствует историк, в Алустоне разместились гарнизоны готов-федератов, состоявшие на службе у византийских монархов. Воины осуществляли контроль за каботажным плаванием морских судов и следили за порядком в окрестностях.
Крепость Алустон.Нижняя башня.Алустон располагался в 200 метрах от моря на вершине 44-метрового холма. Линия крепостных стен Алустона представляла собой четырехугольник неправильной формы. На стыках куртин были возведены 3 башни: Ашага-Куле («Нижняя башня»), сохранившаяся в центре города до наших дней, Орта-Куле («Средняя башня») и полностью разрушившаяся Чатал-Куле («Рогатая
башня»).
Хотя в византийское время крепость занимала всего 0,25 га, её считают одним из наиболее мощно укрепленных византийских сооружений в Северном Причерноморье. Толщина стен Алустона достигала 2-3 метра, а высота — 9,5 метров. Если внимательно приглядеться к каменной кладке, то в ней можно заметить пустоты. В них находились деревянные бревна. Они выполняли не только связующую функцию, но и служили своеобразным амортизатором во время землетрясений.
К концу VII века Алустон был оставлен византийцами. Эти тяжелые для Византии годы, бремя экономических и политических невзгод: эпидемии чумы, длительные войны с Ираном и арабами привели к истощению людских ресурсов империи. К тому же около середины VII века часть Восточного Крыма попадает под власть Хазарского каганата.
Начинается новый, «хазарский», этап в истории Алустона. Ко второй половине X века площадь укрепления увеличивается в два раза и составляет 0,5 га. Население Алустона было христианским, о чем свидетельствует наличие на территории цитадели христианского храма, построенного в VIII веке.
В X столетии, после падения Хазарского каганата, Алустон был разрушен, возможно, печенегами. Начался его упадок. Но с XII века, после стабилизации обстановки на полуострове, Алустон переживает новый расцвет. Общая площадь населенного пункта увеличилась до 3 га, двухэтажные домики создали тесную сеть городских кварталов.
В 1381—1382 годах генуэзцы купили у крымского хана участок побережья от Судака до Балаклавы, включая и Алустон (Лусту). В истории крепости начался новый этап. Алушта становится торговой факторией «Капитанства Готии», численность её населения возрастает до 1—1,5 тысяч человек. Во второй половине XV века вокруг Алустона возводится новая линия обороны с 3 башнями на северном и восточном флангах.
В июне 1475 года итальянские владения в Крыму были атакованы турецким флотом. Алустон также подвергся нападению. Археологические исследования показали, что город погиб от пожара, после которого крепость Алустон более не восстанавливалась. restinworld.ru