Рынок — место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения.
Рынок, в отличие от бытового значения этого слова (место, где с большей или меньшей регулярностью встречаются продавцы и покупатели определенного товара), в науке определяется как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
В широком значении рынок—это такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:
1) когда, в каком количестве и какие товары производить;
2) как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологий);
3) для какого потребителя производить.
Рынок – совокупность экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.
Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:
1) свобода предпринимательской деятельности;
2) конкуренция (совершенная и несовершенная);
3) наличие различных форм собственности;
4) свободное ценообразование;
5) наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;
6) развитие инфраструктуры рынка;
7) стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.
Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели свободного рынка, признаками которого являются:
Первый признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него. Это означает, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это можно по-разному: открыть свое дело, принять непосредственно участие в труде, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость (землю, дом). Свободному рынку присущи любые формы собственности. Всякий человек имеет право купить нужные ему товары и услуги.
Второй признак. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Участник конкуренции вкладывает свои деньги, допустим, в акции не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если в результате перемещения его капитала производство расширяется, а объем продажи возрастает. Это происходит, когда привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные их комбинации, осваиваются передовые технологии.
Третий признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п. Без этого человек не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций (какой максимальный доход могут принести акции).
Четвертый признак. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие же торговой марки ставит продавца в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок.
Пятый признак. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Природу рынка и формирование на нем цен на товары и услуги рассмотрим на простейшей модели движения экономических благ. (Рис. Кругооборот ресурсов в народном хозяйстве.)
![]() |
Субъекты и объекты рынка:
Субъектами рыночной экономики являются: домашнее хозяйство, предприятие, банк, государство.
Домашнее хозяйство — экономическая единица, которая обеспечивает воспроизводство человеческого капитала; самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. (человек, семья)
Предприятие (фирма) — экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; стремится к максимизации прибыли; самостоятельно принимает решения.
Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.
Государство представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Объектами рыночного хозяйства являются товары и услуги, труд, земля, капитал, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, информация, технологии, социальные выплаты и т.д.
Классификация рынков.
Классифицировать рынки можно по различным критериям: объектам купли-продажи, масштабам, степени ограничения конкуренции, характеру продаж, отраслевому признаку, соответствию действующему законодательству (легальный и нелегальный рынок) и т.д. Каждый предприниматель должен знать, на каком рынке он действует, поскольку от этого будет зависеть его предпринимательская стратегия.
Выделяют различные виды рынков.
По экономическому назначению объектов купли-продажи рынки делятся на рынки товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, финансовый или денежный, ценных бумаг.
Географическое положение определяет деление на местный, региональный, национальный и мировой рынки.
По степени ограничения конкуренции различают монополистический, олигополистический, свободный и смешанный рынки.
Рынки делятся по отраслям, например автомобильный, компьютерный, нефтяной рынки и т.д.
По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.
Организационные формы рынков различны: базар, ярмарка, магазин, аукцион, биржа.
Функции рынка.
Регулирующая. Через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются основные вопросы экономики.
Что производить? — подсказывает соотношение спроса и предложения.
Как производить? — с помощью наиболее эффективных технологий, которые сокращают издержки и увеличивают прибыль.
Для кого производить? — производитель исследует поведение потребителя и предлагает соответствующий товар.
Кто будет производить? — товар будут производить наиболее сильные и конкурентоспособные фирмы.
Посредническая. Через рынок осуществляется связь производителя и потребителя. Каждый человек одновременно является и продавцом, продавая на рынке товары, услуги, имущество или свой труд, и покупателем, покупая продукты, необходимые ему для потребления или для производства своих товаров.
Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство, т.е. такие цены, по которым продавец согласен продать товары, а покупатель — их купить.
Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок, информацию о рыночных ожиданиях и инфляционных процессах.
Стимулирующая. Рынок заставляет производителей внедрять новые технологии и достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы, чтобы уменьшить издержки, увеличить прибыль и выдержать конкуренцию.
Учетная. Через рынок происходят учет затрат на производство продукции и соизмерение затрат с полученным результатом.
Санирующая. В процессе конкуренции через рынок осуществляется дифференциация товаропроизводителей, т.е. развиваются эффективные предприятия, затраты на производство у которых ниже рыночных цен, и разоряются неэффективные, у которых затраты выше рыночных цен.