Иммобилизация - создание с помощью разнообразных средств неподвижности поврежденной части тела. Различают транспортную и лечебную иммобилизацию.
Транспортная иммобилизация проводится с целью предотвращения дальнейшего смещения костных отломков, уменьшения болевого синдрома и профилактики травматического шока, вторичных повреждений тканей, вторичных кровотечений, инфекционных осложнений ран, создания возможностей для транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение, где ему будет проведено полноценное лечение.
Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью мягких повязок, разнообразных шин заводского изготовления: деревянные, фанерные, проволочные, сетчатые, пластмассовые, пневматические (рис. 107).
Показания: массивное повреждение мягких тканей, ожоги, отморожения, синдром длительного сдавления, повреждения кровеносных сосудов, нервных стволов, костей, суставов.
Рис. 107. Виды стандартных транспортных шин: а - проволочная шина Крамера; б - металлическая сетчатая шина; в - пневматическая пластмассовая шина: 1 - внутренняя оболочка шины, 2 - наружная оболочка, 3 - трубка для нагнетания воздуха; г - транспортная шина Дитерихса: 1 - короткий костылек; 2 - длинный костылек; 3 - подошва
Наложение шины Крамера
Показания: перелом лопатки, плечевой кости, повреждение плечевого и локтевого суставов.
Длина лестничной шины - 1 м, ширина - 10 см. Прежде чем ее наложить, шина должна быть подготовлена: обхвачена с обеих сторон, обинтована, и на нее надет чехол из клеенки, полиэтиленовой пленки, что позволяет производить санитарную обработку бывших в употреблении шин. На чехле делается надпись (обменный фонд). Несколько шин заранее моделируют в виде заготовок для иммобилизации различных областей тела. Заготавливают также мягкие прокладки, ватно-марлевые подушечки. Это позволяет сэкономить значительное количество времени при их наложении.
|
А. При переломе плеча.
Последовательность действий:
• в целях создания покоя поврежденной конечности шина должна обеспечить фиксацию плечевого, локтевого и лучезапястного суставов поврежденной конечности;
• перед иммобилизацией проводят обезболивание;
• если шина не подготовлена, то перед наложением ее обматывают мягким материалом (ватой и бинтом), на костные выступы накладывают ватные прокладки для профилактики пролежней;
• во избежание дополнительной травматизации поврежденной конечности шину накладывают поверх одежды и обуви;
• оказывающий помощь на себе моделирует шину. К верхнему концу шины по углам привязывают две длинные тесьмы или узкие полосы бинта. Если при наложении выясняется, что шина неправильно смоделирована, необходимо снять ее, заново смоделировать и только после этого наложить снова;
• затем иммобилизируемой конечности придают среднефизиологическое положение: в подмышечную впадину вкладывают небольшой ватный валик для незначительного отведения плеча (до 20°); предплечье в локтевом суставе сгибают под углом 90° и придают положение среднее между супинацией и пронацией; кисть разгибают в лучезапястном суставе до угла 45°;
• укладывают предплечье и кисть от основания пальцев на один из концов шины и, захватив свободной рукой другой конец, направляют шину по задне-наружной поверхности конечности через надплечье и спину до надплечья здоровой стороны, где и фиксируют рукой;
|
Рис. 108. Иммобилизация перелома плеча шиной Крамера: а - подготовка шины; б - наложение шины; в - фиксация шины бинтом; г - подвешивание конечности на косынке
• затем, чтобы верхний конец шины не смещался, его фиксируют тесемками спереди и сзади здорового плечевого сустава, после чего тесемки связывают на конце шины в области кисти;
• шины на конечности закрепляют бинтовыми повязками (спиральной, «черепашьей» колосовидной);
• руку подвешивают к шее тесемками широкого бинта или при помощи косынки (рис. 108);
• транспортировку пострадавшего производят в ЛПУ в сидячем положении в сопровождении медицинского работника.
Б. При переломе голени.
Показания: повреждения голени, голеностопного сустава и стопы.
Последовательность действий:
• иммобилизацию производят лестничными шинами Крамера от кончиков пальцев до средней трети бедра;
• больному вводят наркотические анальгетики (омнопон, промедол, морфин);
• затем на костные выступы конечности накладывают ватно-марлевые подушечки, прокладки и т.д.
• одну шину моделируют для задней поверхности, изгибая ее соответственно профилю конечности. Ею достигается хорошая иммобилизация, стопу при этом устанавливают под прямым углом по отношению к голени;
• для лучшей фиксации переломов костей голени рекомендуется дополнительно наложить еще две шины по бокам голени так, чтобы они охватывали стопу в виде стремени (рис. 109);
• шины фиксируют марлевыми бинтами;
• пострадавшего транспортируют в ЛПУ лежа на спине.
Рис. 109. Транспортная иммобилизация при переломе костей голени
Наложение сетчатой шины
Иммобилизацию предплечья, стопы, кисти можно осуществить с помощью сетчатой шины, представляющей собой сетчатую металлическую ленту. Шину моделируют из нескольких слоев необходимой длины и формы. Фиксацию шины на поврежденной конечности осуществляют бинтовой повязкой.