Типы направлений | Основные цели туризма | Вид паспорта | Виза | |
I | Сянган и Аомынь (Гонконг и Макао) | Отдых. Посещение друзей и родственников | Разрешение на въезд | Туристическая |
II | Приграничные направления | Отдых. коммерческие | Обычный | Не требуется или деловая |
III | Официальные туристческие направления | Отдых. | Туристский | Туристическая |
IV | Все прочие | Официальные, коммерческие. Посещение друзей и родственников | Обычный Служебный | Служебная или деловая |
Первый тип - Сянган и Аомынь – старейшие и наиболее доступные направления, на них приходится 75% выездного потока. Основные цели - посещения друзей и родственников (не останавливаются в отелях более 70% туристов в Сянгане и 60% в Аомыне) и шопинг. Характерно снижение длительности пребывания, размеров групп, цены туров и удельных туристских расходов. Для Сянгана характерен рост доли транзитных путешественников и тех, кто прибывает менее чем на 24 часа. В целом Сянган и Аомынь являются традиционным выбором для тех, кто совершает зарубежную поездку впервые.
Приграничные поездки (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Россия, КНДР, Республика Корея, Монголия) сыграли существенную роль в становлении выездного туризма. Обмен осуществляется по рабочим визам или в рамках безвизового туристического обмена. Осуществляется в пределах административных районов имеющих выход к границе.
Следующий тип дестинаций – официальные туристические направления (ОТН). К ним относятся страны, получившие статус одобренных туристических направлений, который выдает китайское правительство для облегчения выезда китайских граждан в эти страны. Путешествия осуществляются в упрощенном режиме, согласно квотам, и только для них выдаются туристические паспорта и визы. В последние годы список стран официально рекомендованных стран расширяется. К 2003 г. 22 страны имели статус ОТН, к концу 2003 г. - 28, большинство из них расположены в Азии. В 2004 г. к ним присоединились 13 стран Европейского Союза, в 2005 г. еще 66 стран, в том числе 8 африканских. В марте 2006 г. число стран ОТН составило 118, из них в 76 уже осуществляются поездки. Ныне ОТН, а также Сянган и Аомынь принимают более 90% китайского выездного потока. Среди мировых лидеров въездного туризма статус ОТН не имеют только США.
|
Выезд по прочим направлениям также возможен, при условии получения необходимой, но не туристической визы. Китайские граждане, выезжающие в эти страны, осуществляют поездки на основе коммерческого, культурного или образовательного обмена. Большинство путешественников регистрируются как участники деловых поездок или как посещающие друзей и родственников.
Из выездного потока, прошедшего через турагентства в 2000 г., 1,78 млн. или 41,4% выезжали в Сянган, то есть относились к первой группе поездок, 30,8% или 1,32 млн. человек приходилось на приграничный туризм и 1,19 млн. чел. (27,8%) путешествовали в туристически разрешенные страны. Туристический поток в страны ОТН самый динамичный. Расширение его происходит за счет присуждения статуса ОТН странам, с которыми уже осуществлялся обмен в рамках приграничного туризма, и за счет включения новых стран. В странах этого типа наблюдаются самые высокие темпы роста прибытий из КНР. Так в 2004 г. в Малайзии рост прибытий китайских туристов составил 57%, в Сингапуре –55%, в Таиланде 21%. Важность статуса ОТН для принимающей страны отражает резкое увеличение числа прибытий из КНР после его присвоения. После придания дестинациям статуса ОТН темпы роста прибытий китайских граждан в Австралии в 1999-2000 гг. составили в среднем 50%, Германии в 2004 г. - 40%, Канаде - 40%. Россия получила статус ОТН в 2003 г., при этом, безвизовый обмен в рамках приграничного туризма также сохраняется.
|
Классификации выездных туристов по месту проживания. Большую часть выездного потока КНР обеспечивают жители крупнейших городов и экономически развитых провинций (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Шэньчжэнь, Чжухай, Цзянсу, Гуандун). В 2001 г. из 3,7 млн. организованных туристских групп более половины приходилось на Пекин и Шанхай, остальные поездки совершались из провинций Гуандун, Цзянсу и Чжэцзян. Провинция Гуандун обеспечивает наибольшую долю в выездном рынке Китая – 31,5%. Путешествия из приграничных провинций (Хэйлунцзян, Цзилинь, Юньнань, Гуанси) ориентированы на соседние страны - Россию, КНДР, Вьетнам, Мьянму, Таиланд.
Прослеживается изменения в предпочтениях и характере потребления туристских услуг китайскими туристами в зависимости от районов проживания. Так жители крупнейших городов страны (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу) имеют различные взгляды на выездной туризм. Жители Пекина делают акцент на развлекательный и познавательный туризм, не слишком ограничивают себя в тратах, шанхайцы более практичны. Жители Гуанчжоу большое внимание уделяют удовольствиям, таким как хорошая еда и развлечения. Когда открываются новые туристские направления, рынки Пекина и Гуанчжоу реагируют немедленно. В то время как жители Шанхая выжидают, прежде чем предпринять какие-либо действия. Путешественники из Гуанчжоу предпочитают Японию. Зимние туры, в частности в Республику Корея, лучше продаются на юге Китая.
|
Социальная и демографическая структура выездного потока. Самую многочисленную группу представляют туристы в возрасте 30-40 лет. В отличие от стран Запада и Японии, для которых характерна туристическая активность лиц «третьего» возраста, в китайском выездном потоке люди старше 50 лет почти отсутствуют. Это связано с рядом причин. Во-первых, пенсионный возраст в Китае гораздо ниже (55 лет), чем в Европе. Во-вторых, старшее поколение называют «потерянным», не получившим должного образования в ходе "культурной" революции 1960-70-х гг. В-третьих, люди пенсионного возраста более ориентированы на заботу о своих внуках, нежели на отдых. В результате в китайском выездном потоке преобладают молодые возрасты, представляющие новый, быстро развивающийся Китай. Среди китайских туристов в Таиланде, люди младше 25 лет составляют 10%, 25-34 лет – 27,2%, 35-44 лет – 28%, 45-54 лет – 19,3% и старше 55 лет – 15%. Аналогичные пропорции наблюдаются и в других странах, освоенных туристами КНР.
Сложным вопросом является классификация туристов по уровню дохода, из-за существования множества привилегий, эффект которых сложно оценить. Привилегии (бесплатные или субсидируемые апартаменты, служебный транспорт, бесплатные обеды) обеспечивают части населения более высокий уровень жизни, при низком заработке. В результате потребительская способность таких людей гораздо выше, чем их официальный доход, тем более что цены на большинство товаров в Китае низкие. В целом более высоким социальным статусом обладают китайские туристы, выезжающие за пределы Азии. Большинство из них составляют мужчины (58%), в возрасте 35-44 лет (62%), состоящие в браке (76%). Это наиболее образованная часть общества (61% закончили колледж или университет). Более трети (37%) из них являются специалистами или занимают управляющие должности, 69% представляют относительно обеспеченную часть населения (ежемесячный доход более 3 тыс. юаней). Таким образом, туризм по отдаленным направлениям остается элитным видом отдыха для большинства китайских путешественников. Среди мотивов, которыми руководствуются китайские туристы при выборе направлений можно выделить следующие: легкость получение визы, цена, привлекательность ландшафтов, безопасность и чистота, интересная культура, престижность, транспорт, еда, шоппинг, достопримечательности.
Расходы на туризм. Китай – развивающаяся страна. Но платежную способность китайских туристов, выезжающих за рубеж нельзя недооценивать. В период с 1990 по 2004 гг. туристические расходы страны выросли в 46 раз и составили 21,7 млрд. долл., а средние траты одного туриста – 700 долл. В январе 2001 г. Пекинское китайское турбюро организовало «Золотой тур» в Австралию для 400 пассажиров. Помимо стоимости тура, каждый участник в среднем потратил 2000 долл. То, что они оставили в стране 800 тыс. долл. США оказало большее влияние на рынок, чем размер группы. Растет и покупательская способность путешественников из Китая. Их расходы на покупки в 2005 г. выросли на 41% по сравнению с 2003 г. В Европе в 2005 г. основная доля расходов была произведена в Германии (около 60 млн. долл.), Италии, Великобритании, Австрии, Нидерландах, Дании, Швеции и Швейцарии. Лишь 30-50% затрачиваемых на поездку средств, приходится на оплату туристического пакета, большая часть оставшихся средств расходуется на покупки. Это отличает китайских туристов от западных путешественников, основная доля расходов которых приходится на размещение и услуги. Особенностью потребления является высокая доля расходов на дорогие товары всемирно известных торговых марок. В расходах на покупки лидируют затраты на одежду (30%), ювелирные изделия, часы, сувениры, кожаные изделия, парфюмерия и косметика. Высокие траты китайских туристов за рубежом имеют следующие причины. 1. Поездки являются первыми для большинства туристов. Поэтому во время неё они охотно тратят большое количество денег. 2. В Китае действует принцип: «дома экономить, но достаточно денег брать в дорогу». В настоящее время каждый турист может вывезти 2000 долл. США. Многие всю эту сумму тратят в поездке. В Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Сянгане и Аомыне китайская валюта находится в свободном обращении, поэтому китайские туристы не имеют ограничений в собственных расходах. 3. В то время как служебные поездки сокращаются, увеличивается число поощрительных туров и к деловым целям добавляется отдых. Деловые люди отличаются высокой платежеспособностью. 4. Туристы высоко ценят известные марки, специфические товары посещаемых стран (изделия из крокодиловой кожи в Таиланде, золото или серебро из Сянгана, шерстяные изделия из Австралии, одежда и сумочки из Европы). 5. Необходимость приобретения большого количества подарков друзьям и родственникам.
Основные тенденции выездного туристического рынка. 1. Получают все большее распространение повторные поездки за рубеж. 2. Большую долю в потоке составляют путешественники среднего возраста и образованная состоявшаяся молодежь. 3. Туризм перестает быть элитным, ведущей силой становятся семьи со средним достатком. 4. В будущем большинство туристов из КНР будут продолжать пользоваться услугами туркомпаний. 5. Осмотр достопримечательностей будет самым востребованным видом турактивности. 6. Самыми модными направлениями станут развитые страны и регионы, такие как США, Австралия и Европа.
Россия имеет ряд преимуществ перед другими странами. Среди них: географическая близость, транзитное положение между Европой и Азией, разнообразие рекреационных ресурсов, упрощённые формальности, исторические связи с Китаем, длительный опыт туристического обмена между двумя странами. Россия ближайший к Китаю носитель контрастной для него европейской культуры. Однако указанные преимущества используются слабо, и поток, принимаемый Россией из Китая, не соответствует её рекреационному потенциалу. В 2004 г. рост составил всего 19,7%, хотя Россия получила преимущества статуса ОТН. Эта цифра ниже темпов роста общего выездного потока Китая, поэтому доля России в выездном потоке Китая сокращается. Хотя в настоящее время Россия является одним из лидеров по приему туристов из КНР, но, учитывая, что количество стран, получивших статус ОТН ежегодно увеличивается на 20-30%, и многие из них ведут очень агрессивную политику по привлечению китайских туристов, доля России в китайском выездном потоке в будущем будет снижаться. Начал сокращаться и приграничный поток китайских туристов. Основная причина - правовое ограничение деятельности провинциальных российских фирм в целях лоббирования интересов московских туристских компаний. Так в Приморский край в 2005 г. въехало 117 тыс. туристов против 178 тыс. в 2004 г. (спад 34,2%).
Въездной туризм
В настоящее время КНР превращается в одну из мировых туристических держав.
Согласно последним статистическим данным, за 28 лет с 1978 г. по 2005 г. количество иностранных туристов и туристов из особых административных районов Сянган и Аомэнь, а также с Тайваня, посетивших континентальную часть Китая, в общей сложности достигло 1,24 млрд. человек, а инвалютная выручка от въездного туризма - 219,3 млрд. долл США.
В 1978 г, когда в Китае была принята политика реформ и открытости, годовой объем въездного туризма составлял 1, 81 млн. чел/раз, а в конце 2005 г. этот показатель превысил 120 млн чел/раз, общий объем въездного туризма за эти годы увеличился в 67 раз по сравнению с 1978 г. Если в 1978 г. выручка от международного туризма составила лишь 263 млн долл США, то в 2005 г. она достигла 29,3 млрд. долл США (рост в 112 раз). В настоящее время Китай превращается в одну из мировых туристических держав, выйдя соответственно на четвертое и шестое места в мире по числу въездных туристов, останавливавшихся на территории КНР не менее суток, и по инвалютным доходам от туризма.
По мнению заместителя начальника Государственного управления по делам туризма КНР Гу Чаосия, въездной туризм стал важным источником роста валютных поступлений Китая и способствует росту китайской экономики, отмечает "Синьхуа".
Согласно статистическим данным, опубликованным Государственным управлением по делам туризма Китая, в августе текущего года число посетивших Китай зарубежных туристов увеличилось на 10,06 процента по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
В минувшем месяце Китай принял более 8,9 млн. зарубежных туристов. В первые восемь месяцев общее количество прибывших в страну зарубежных туристов достигло 64,22 млн. человек. Последний показатель на 10,03 процента выше по сравнению с тем же периодом прошедшего года. Среди посетивших Китай зарубежных туристов, число туристов из России возросло на 8,81 процента по сравнению с тем же месяцем истекшего года.
По предварительным подсчетам, в августе этого года валютные поступления Китая от туризма составили свыше 1,85 млрд. долл. США, увеличившись на 11,57 процента по сравнению с августовским показателем прошлого года.
К 2020 г. объемы международного туризма во всем мире достигнут 1,6 млрд чел/раз, а Китай станет одним из мировых лидером по объему въездного туризма. Такой прогноз сделал глава координационного отдела Всемирной туристической организации Эухенио Юнис на Международном форуме "Туризм и всемирная гармония", который открылся в среду в г. Нанкин /пров. Цзянсу, Восточный Китай/.
По словам Юниса, за последние годы все большее количество людей выбирает путешествия за границей. В 2007 г. количество "заграничных туристов" составило 900 млн человек, что на 6 процентов больше по сравнению с показателем 2006 г.Благодаря быстрому развитию экономики Азии, в связи с проведением Олимпиады-2008 в Пекине и ЭКСПО-2010 в Шанхае Китай обязательно станет одним из мировых лидеров в сфере въездного туризма, подчеркнул представитель Всемирной туристической организации.
Согласно данным Пекинского статистического управления, в январе-феврале 2008 года объем въездного туризма в китайской столице составил 492 тыс чел/раз, увеличившись на 12,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Рост объема въездного туризма, главным образом, обеспечен за счет увеличения количества зарубежных туристов: в первые 2 месяца года Пекин принял 424 тыс зарубежных туристов с приростом показателя на 17,9 процента.
Республика Корея вышла на первое место по количеству посетивших Пекин въездных туристов. Число туристов из России, Индии и Австралии увеличилось соответственно на 50,8, 36,7 и 30,4 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.