Механизм навески служит для присоединения навесного орудия (плуга, культиватора, сеялки) к трактору. Он состоит из рычагов и тяг, соединенных между собой шарнирами по определенной схеме. Эта схема составляется с таким расчетом, чтобы поднимать и опускать орудия гидравлическим механизмом для регулирования, например, глубины пахоты плугом во время работы, а также регулировать положение навешенного орудия относительно трактора при настройке механизма перед выполнением агротехнической операции. Подъем ш опускание орудия осуществляются благодаря шарнирному соединению рычагов и тяг механизма навески. Настройка механизма навески большей частью состоит в изменении длины рабочих звеньев механизма.
В механизме навески имеются блокировочные цепи, шарниры свободного хода, которые используют для улучшения устойчивости и приспособляемости к рельефу поля некоторых видов навесных орудий во время их работы и транспорта. Существуют различные схемы навески:
1. задняя — орудие соединяется с остовом трактора задним механизмом навески;
2. передняя — орудие крепится к трактору между передней и задней осью;
3. боковая — орудие присоединяется с левой или с правой стороны трактора;
4. фронтальная — орудие располагается впереди трактора;
5. комбинированная или специальная, сочетающая несколько схем навешивания отдельных орудий или секций орудия.
Для каждой из схем есть механизм навески, позволяющий присоединять различные орудия к трактору и изменять его положение во время работы при помощи силового цилиндра. В передней, фронтальной и боковых схемах навески установка орудия в горизонтальной и вертикальной плоскостях проста и обеспечивается посадочными плоскостями или шарнирами. Устройство механизма задней навески и техника установки на него орудия сложней, поэтому указанные выше регулировки большей частью относятся именно к механизму задней навески.
|
Механизм навески тракторов выполняют по трех- и двухточечной схеме.
Трехточечная схема навески показана на рисунке 89, из которого видно, что передние точки крепления А и В1 обеих продольных тяг 1 и 8 разведены в сторону, образуя совместно с точкой Б крепления центральной тяги 4 навесной треугольник АБВ. Присоединительный треугольник для сельскохозяйственных машин обозначен буквами АБВ. Он образуется свободными концами тех же тяг. Для навески различных машин на трактор надо иметь одинаковые размеры присоединительного треугольника и соединительных деталей как на самой машине, так и в механизме навески.
На рисунке 89 обозначены и другие важные параметры механизма навески, приспосабливающие его к работе с машиной. Сюда относятся: ход г оси подвеса — перемещение по вертикали оси АВ, соответствующее полному ходу поршня цилиндра 9; высота а присоединительного треугольника АБВ; длина б основания оси подвеса; максимальная высота в оси подвеса от поверхности почвы; наименьшее расстояние д между центром шарнира продольных тяг и контуром ведущего колеса или гусеницы; величина свободного перемещения е шарниров продольных тяг; величина свободного перемещения ж шарниров продольных тяг в вертикально-поперечной плоскости за счет установки соединительных пальцев раскосов 2 и 7 в прорезях; угол а возможного перекоса оси подвеса в вертикально-поперечной плоскости.
|
Установленные параметры механизма нельзя нарушать при его настройке, так как это может сказаться на работе всей системы и агрегата в целом.
Двухточечная схема навески показана на рисунке 90. Передние точки крепления обеих продольных тяг 1 и 2 совмещены в одну точку О. Параметры механизма, указанные выше для трехточечной схемы, остаются теми же и в данном случае. Изменяется величина свободного перемещения а (рис. 89) шарниров продольных тяг в горизонтально-поперечном направлении. Это перемещение в градусах поворота тяг может быть до 25° в одну сторону (суммарный угол 50°), поэтому навешенная машина получает большую свободу, что улучшает ее приспособляемость к работе.
Двухточечная схема навески применяется, для агрегатирования трактора с навесным плугом, имеющим опорное колесо. Трехточечная схема используется для агрегатирования трактора с широкозахватными орудиями (сеялки, культиваторы и др.). Как правило, механизмы навески колесных тракторов соединены по двухточечной схеме.
Гусеничные тракторы ДТ-75, Т-74 и ДТ-54А оборудованы универсальным механизмом навески. Несложным переоборудованием механизм навески можно сделать как двух-, так и трехточечным, что расширяет производственные возможности трактора общего назначения. Переоборудование заключается в основном в переборке передних шарниров нижних тяг и закреплении их в определенном месте (против переднего шарнира центральной тяги или по сторонам) на нижней оси.
На рисунке 91 показан механизм навески, трактора ДТ-75 в двухточечном варианте. Такое же устройство механизма навески имеют тракторы Т-74 и ДТ-54А.
|
Для переоборудования механизма из трех- в двухточечную схему надо объединить две передние опоры продольных тяг 17 (рис. 91) и 18 в одну. Объединенный таким образом шарнир показан на рисунке 92.
Для переоборудования надо разобрать вилку левой продольной тяги, установить ее на цапфу 4 правой продольной тяги 7 и собрать опору вместе с шарниром. Шарнир должен располагаться на тракторе на одной вертикальной линии с шарниром центральной тяги, пересекающейся с условной линией силы тяги трактора. Для такого совмещения объединенный шарнир и верхний шарнир центральной тяги смещают в поперечном направлении на раме механизма навески и передние концы тяг прикрепляют к маятниковому рычагу, расположенному посредине оси.
Предварительно стяжные и стопорные болты ограничительных муфт и упорных колец ослабляют, ‘а затем после установки опор в нужное положение затягивают. Кроме того, при двухточечной схеме раскос левой продольной тяги 17 (рис. 91) крепят к подъемному рычагу 20 с его внутренней стороны.
Длину блокировочных цепей при транспортном положении орудия регулируют при помощи стяжек, так как боковые раскачивания орудия не допускаются.
Качество работы навесной машины и мощность, затрачиваемая на выполнение сельскохозяйственных операций, в значительной мере зависят от правильности навески орудия на трактор. Весь объем работ, выполняемый при навешивании орудия на трактор, можно подразделить на три этапа:
1. наладка механизма навески для подсоединения к нему орудия;
2. соединение орудия с трактором при помощи механизма навески;
3. регулировка механизма навески.
В зависимости от типа орудия существуют следующие способы наладки: для работы с навесными плугами, для работы с широкозахватными орудиями и для работы с прицепными машинами без использования вала отбора мощности и с его использованием.
Наладка предусматривает переоборудование механизма на двух- или трехточечную схему навески (тракторы ДТ-54А, Т-74 и ДТ-75, Т-100М), подбор и установку дополнительного комплекта деталей (сменные шарниры тяг, прицепной скобы для работы с прицепными орудиями и др.) с учетом особенностей навески или сцепки данного орудия.
Соединение орудия с трактором заключается в прикреплении присоединительных кронштейнов, имеющихся на орудии, к шарнирам тяг механизма навески.
Регулировка механизма навески сводится к выравниванию положения навешенного орудия в вертикальной плоскости в продольном и поперечном направлениях. Например, чтобы все корпуса навесного плуга пахали на одинаковую глубину, надо выровнять его положение в вертикальной плоскости в продольном направлении трактора. Для того чтобы плуг не имел бокового наклона относительно корпуса трактора, его положение выравнивают в горизонтальной плоскости в поперечном направлении.
Во всех механизмах навески первая регулировка выполняется изменением длины верхней центральной тяги (рис. 91), а вторая регулировка — изменением длины одного из раскосов, соединяющих подъемные рычаги с продольными тягами. Для этой цели в центральной тяге и раскосах предусмотрены регулировочные устройства. У центральной тяги есть муфта или винт, в которые ввинчены и законтрены шарнирные наконечники. Вращая муфту за вороток при отпущенной контргайке по ходу часовой стрелки (если смотреть по ходу трактора), муфту навинчивают на передний и на задний наконечник, имеющий левую резьбу. Вследствие этого тяга укорачивается, присоединительный треугольник орудия смещается своей вершиной в сторону трактора, орудие выравнивает свое положение в продольном направлении.
Для навесного плуга укорочение тяги приведет к вы-глублеиию задних корпусов. Если требуется сместить орудие в обратном направлении, муфту вращают против хода часовой стрелки. У навесного плуга это увеличит заглубление задних корпусов по сравнению с передними.
Левый и правый раскосы по конструкции одинаковы, а регулировочное устройство для изменения длины аналогично устройству центральной тяги.
Для того чтобы правильно установить навесное орудие в поперечном направлении, достаточно изменить длину одного из раскосов. Тогда присоединительный треугольник вместе с орудием поворачивается своим основанием в вертикальной плоскости. При выполнении этой регулировки изменяют длину правого раскоса.
Длину левого раскоса оставляют всегда постоянной, чтобы сохранить заводскую установку нормальной длины раскоса. По окончании регулировок муфты или винты центральной тяги и раскоса закрепляют контргайками.
Первоначально регулировку проводят на агрегате, установленном на ровной горизонтальной площадке. Окончательно регулировку выполняют в поле при первом проходе агрегата. В этом случае правильность регулировки контролируют по качеству работы орудия, например по равномерности глубины пахоты плугом.
Глубину пахоты устанавливают опорным колесом плуга. При плавающем, положении золотника распределителя глубина пахоты соответствует положению опорного колеса в вертикальной плоскости.
Длину блокировочных цепей регулируют по месту при поднятом в транспортное положение орудии. Длина блокировочных цепей должна быть такой, чтобы орудие в транспортном положении имело возможность смещаться в сторону не более 20 мм. Туго натягивать цепи в транспортном, а особенно в опущенном положении нельзя, так как это может привести к их разрыву.
……………………………………………………………………………………….
Для примера рассмотрим порядок навески орудий и регулировки их положения на тракторе МТЗ-5. Навесной плуг ПН-3-36Р, устанавливаемый на трактор, снабжен опорным колесом.
Подготовка плуга и трактора. Присоединительный треугольник плуга закрепляют на первый и второй грядили. У трактора устанавливают ширину колеи 1400—1450 мм. Длина нерегулируемого левого раскоса механизма навески должна быть равна 515 мм. а вилки обоих раскосов должны быть соединены своими отверстиями (а не прорезями) со средним отверстием на каждой продольной тяге.
Навеска плуга на трактор. Рукоятку золотника распределителя устанавливают в плавающее положение. Надавливая на концы продольных тяг, опускают их до уровня присоединительных пальцев плуга. Рекомендуется соединять сначала левую тягу с пальцем оси подвеса плуга, затем правую и, наконец, верхнюю (центральную) тягу. Для этого шаровые шарниры тяг надевают их отверстиями на пальцы и в таком положении стопорят. Затем плуг поднимают в транспортное положение, при котором шток силового цилиндра полностью выведен, и регулируют длину блокировочных цепей. Цепи натягивают равномерно и на одинаковую величину, чтобы исключить боковое раскачивание орудия более чем на 20 мм (проверяют у задних шарниров продольных тяг).
Регулировка механизма навески проводится при опущенном орудии до касания носками лемехов площадки. Если рри таком положении плуга носки лемехов переднего и заднего корпуса располагаются не на одной высоте, регулируют положение плуга в продольном направлении. Центральную тягу укорачивают вращением ее регулировочного винта (если требуется поднять заднюю часть плуга) и удлиняют (если требуется опустить ее).
При боковом наклоне орудия его горизонтальное положение устанавливают изменением длины правого раскоса. Чтобы поднять правую сторону плуга, раскос укорачивают, и наоборот.
После прохода первой борозды те же регулировки корректируют. Глубину пахоты устанавливают изменением положения опорного колеса/ Если требуется увеличить глубину пахоты, вращением регулировочного винта поднимают колесо на соответствующую величину или опускают (если необходимо уменьшить глубину пахоты). Окончив регулировки, рукоятку винта стопорят во избежание произвольного проворачивания. При последующей припашке необходимо еще раз проверить равномерность глубины пахоты корпусами и, если требуется, уточнить регулировку плуга в продольном направлении при помощи центральной тяги.
В небольших пределах плуг может изменять ширину захвата за счет поворота задней части его относительно трактора в сторону вспаханного поля или обратно. Для этого в присоединительном устройстве есть регулировочные болты. Обычно эту регулировку контролируют в момент припашки по вмятию полевых досок в стенку борозды. Если полевая доска вминается в стенку, плуг разворачивают в сторону пашни, при этом ширина захвата уменьшится.
Положенно винтов подбирают так, чтобы плуг имел полную ширину захвата при наименьшем врезании полевых досок и стенку борозды.
Особенности, навески широкозахватных машин заключаются в следующем. Точно устанавливают ширину колеи трактора соответственно суммарной ширине нескольких рядков, располагающихся между его колесами (при работе в агрегате с культиваторами, сеялками и другими машинами). Вилки раскосов соединяют с продольными тягами через прорези, сделанные на концах вилок, чтобы придать способность самоустанавливаться орудию на неровном рельефе. В продольном и поперечном направлениях орудие устанавливают при помощи регулировок длины центральной тяги и правого раскоса.
В ряде операций, например при квадратно-гнездовом посеве, сплошной и междурядной культивации, орудие должно точно следовать за трактором без боковых смещений, чтобы избежать искривления рядков. Для этой цели блокировочные цепи туго натягивают при рабочем положении орудия, чтобы не было произвольного их смещения в стороны. Перед тем как поднять орудие в транспортное положение, цепи предварительно ослабляют и вновь подтягивают лишь после подъема в транспортное положение. Иначе цепи, как и другие соединительные детали, могут выйти из строя.
Агрегатирование трактора с сельскохозяйственными машинами и орудиями и выбор рабочей передачи выполняйте так, чтобы обеспечивались максимальные производительность и экономичность работы тракторного агрегата. Допустимое тяговое усилие из условий обеспечения длительной работоспособности трактора не должно превышать 3500 кгс.
При работе трактора с прицепными машинами прикрепите растяжки механизма навески к верхним плоскостям бугелей (для предотвращения задевания растяжек за прицепную скобу и их повреждения), поднимите нижние тяги механизма навески в крайнее верхнее положение, установите верхнюю тягу в транспортное положение й закрепите ее социальным устройством.
После этого присоедините прицепную скобу к бугелям нижней оси.