IV. Исполнительский анализ




Гармонический язык

 

 

7. Вид фактуры – полифонический.

Во 2-м предложении встречается гомофонно-гармонический вид фактуры.

 

 

 

 

III. Вокально-хоровой анализ

1. Произведение a’capella написано для смешанного четырёхголосного хора с разделением партий на С1, С2, А1, А2, Т1, Т2, В1, В2. Такое разделение называется divizi.

2. Диапазоны хоровых партий:

 

 

 

3. Тесситурные условия партий.

Тесситура – высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса.

С и T в 1-м предложении находятся на оной ноте g, которая звучит слабо. С позиции тесситурных условий, наоборот, исполнение ноты g1 очень удобное, т.к. тихая динамика. Во 2-м предложении есть и ноты среднего участка d2, c2, e2 (звучат с появлением сопранового тембра), и ноты высокого участка f2, g2 (звучат сильно, ярко, блестяще, серебристо). На кульминации (27 такт) нота a2 звучит трудно, опасно, редко хорошо звучащая. Использованы все три регистра:

Грудной c1 – f1.

Средний f1 – f2.

Головной g2 – c3.

В 1-м предложении ноту g могут ярко сильно озвучить С2.

 

А1 и А2 в 1-м предложении используют низкий и средний участок (g м.о. – f1), которые звучат сильно, густо, полно.

Б в 1-м и во 2-м предложении используют средние (hб.о. – fм.о.) и высокие (gм.о. – c1) ноты, которые звучат ярко, густо, наполнено, сильно, с тембром.

В произведении естественный динамический ансамбль, в кульминации (27 такт) искусственный динамический ансамбль, т.к. у С и Т высокие ноты.

Звукообразование

В произведении используется мягкая атака звука (связки смыкаются спокойно, берётся без толчка). На кульминации (27 такт) на ноте a2 используется твёрдая атака (плотное смыкание голосовых связок), т.к. нота a2 поётся на f.

 

Звуковедение

В произведении используется legato, т.к. мелодия плавная. При legato звук должен «переливаться» в другой без толчка, плавно. Смена согласных должна происходить быстро, гласные сцеплены между собой. Чтобы добиться legato в хоре, звук должен быть прикрытым, округлым.

 

6. Дыхание – основа вокально-хоровой техники. Дыхание – один из источников образования звука. Без правильного дыхания не может быть хорошего, правильного и музыкального звука. C и T используют цепное дыхание, т.к. в 1-й части они поют выдержанный звук g. У A и Б общехоровое дыхание, но А поют через цезуры, которые передают эмоциональное состояние произведения.

7. Дикция – от дикции хора зависит донесение до слушателя поэтического текста. От совершенства дикции зависит отчетливость в передаче текста исполняемого произведения. Если содержание текста не доходит до слушателя, то все достоинства исполнения обесцениваются, исполнение становится мертвым. Дирижер должен постоянно следить за дикцией. Произнесение слов в тексте во время пения должно быть четким, ясным, осмысленным. Хор должен понимать характер произведения и проникнуть в литературный текст. Гласные должны пропеваться как можно дольше, а согласные произносятся в последний момент. С целью обеспечения непрерывного движения музыкальной мысли, необходимо соблюдать следующие правила:

1) Согласные на конце слова присоединяются к последнему слову или слогу, тем самым обеспечивая респевание гласных: проходи т л ето

2) Согласные в конце слова произносятся быстро, одновременно с жестом дирижёра.

3) Все гласные в хоровом пении нужно округлять, т.е. петь прикрытым звуком.

4) Безударные гласные «о» произносится как «а» пр о ходит (а)

5) Гласная как можно дольше тянется.

6) Окончания слов на согласной должны произносится четко и внятно.

7) Окончание слов на гласной, рот не замыкает губы, т.к. в противном случае появляется призвук «м».

Слово делает согласная. Слово счастье (сочетание «сч» и «зч» уподобляется долгому «щ»).

Хоровое произношение отличается от речевого произношения и способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формировать звук в высокой позиции, достижению яркого близкого звучания концентрирует звук при экономном расходовании энергии.

8. Строй.

 

Горизонтальный строй (правильное интонирование интервалов)

Трудности:

1) Пение на одном звуке “g” в партии С и Т всю 1-ю часть является сложностью в интонировании, поэтому петь надо с тенденцией к повышению, как бы «подтягивая» звук. Повторяющиеся, выдержанные ноты надо петь со стремлением вперёд, необходима внутридолевая пульсация мелкими длительностями. Это помогает удержать интонацию, петь с повышением.

2) Сложность горизонтального строя в исполнении альтерированных звуков (А-Б). Их нужно петь осторожно, остро, близко к той ноте, которая стоит следом: . Петь нужно со стремлением вперед, к концу фраз, но не выкрикивать окончания, а петь их аккуратно.

3) Пение скачков – еще одна сложность горизонтального строя.

 

 

 

В скачках важно слышать верхний звук, нужно «пикировать» на него сверху. Петь нужно в высокой позиции. Нижнюю ноту нужно брать в положении верхней, т.е. не «садится» на этот звук.

4) В 1-й части партия Б поет по звукам гаммы вверх и вниз. 2-я ступень гаммы поется высоко, 7-я # высоко. Во 2-й части Б – это выдержанный органный пункт на D до кульминации нужно петь с тенденцией к повышению.

Вертикальный строй. Трудности:

1) Чтобы попасть в общехоровой унисон (31 такт) необходимо несколько раз пропеть аккорды, стоящие до унисона и сойтись в унисон. Как один из этапов работы, унисоны можно пропевать с более тихой динамикой, слушая фундамент партии Б. При разучивании произведения хор может занизить интонацию, поэтому на начальном этапе разучивания строй хора необходимо поддержать инструментом.

 

 

2) В 1-м предложении основную мелодию проводят альты. Необходимо выслушивать и выстраивать каждый аккорд, при этом слушая партию альтов.

 

 

9. Тембр.

 

Непосредственно и сильно воздействие тембра на слушателя. Для этого необходимо тембровое единство. В академическом пении звук должен быт прикрытый, округлый. Такой звук очень хорошо сливается в ансамбле. Окраска звука в данном произведении должна быть яркая, но в то же время мягкая, т.е. не «кричать», а «выпевать» каждую ноту.. Т. служит важным средством муз. выразительности, котор. необходимо и в хор. исполнительстве. Т. голоса связан с мимикой. Глубокое проникновение в содержание произв., выявление своего отношения к исполняемому отражается в мимике певцов, а отсюда и в окраске звука.

 

IV. Исполнительский анализ

1. Темп

Темп определяет в произведении характер, раскрывает образы, и несомненно, занимает одну из главных ролей. В 1-м предложении темп andantesostenuto (не спеша, умеренно, сдержанно) раскрывает характер 1-го предолжения: сокрушенный, безутешный. Во 2-м предложении темп piumosso (более оживленно) раскрывает характер 2-го предложения:

взволнованный, надломленный. 29 такт темп первый, 32 такт menomosso (менее быстро). 34 такт ritenutomolto (очень замедляя) показывает окончание жизни, безучастность, неизбежную смерть. В 1-м предложении чередование триольного ритма и ровного. Т. тесно связан с характером, стилем, жанром пьесы, со всеми элементами муз. формы; зависит также от индивидуальности артиста, его муз. опыта, традиций исполнения. Р. Вагнер считал главной задачей дирижера дать правильный темп, что вытекает из верного понимания «мелоса» и др. сторон произв. Однако даже у одного и того же артиста, при исп. пьесы в разное время, Т. в изв. пределах меняется; важно лишь, чтобы он каждый раз был убедительным. «Т. правилен, когда в одинаковой мере ясны и детали, и целое» (А. Швейцер).

2. Фразировка – прием, способствующий исполнению хорового сочинения с учетом строения музыкальной речи и делающий это исполнение более понятным и выразительным. Цезуры (разделительные грани между музыкальным построением) играют важную роль в исполнении. Не соблюдая цезур, нельзя спеть выразительно мелодию. Цезуры в 1-й части у партии А подчеркивают характер произведения и изображают всхлипывания человека. После кульминации во 2-й части (27 такт) в 28-м такте неожиданный обрыв после первой доли и пауза на фермате показывает и изображает неожиданное перехватывание дыхания, захлебывание, обреченность, скорый конец. В каждой части есть своя кульминация: 1-я часть – очи (такт 13), 2-я часть – льются (такт 27).

 

 

 

 

 

Заключение

1. При работе над произведением В.С.Калинникова «Проходит лето», хористы:

1) знакомятся с творчеством В.С.Калинникова;

2) Приобретают навыки пения a’capella;

3) Учатся исполнять контрастную динамику и разный темп;

4) Развивают свой гармонический и мелодический слух;

5) Учатся интонировать хроматические звуки.

2. Дирижер должен действовать в соответствии с характером произведения, с его музыкальным содержанием. Чтобы хор правильно и вовремя начал, дирижер должен показать ауфтакт (предупредительный жест) на p, т.к. начало произведения p. Дирижер должен выполнять следующие задачи:

1) Показать размер, в котором написано произведение. Во 2-й части есть трудность: переменный размер ¾ и 2/4. Нужно четко показать размер ¾ и сразу перейти в 2/4.

2) Показать начало пения (вступление).

3) Показать окончание пения (снятие).

4) Управлять темпом произведения: 1-я часть – умеренно, 2-я часть – немного оживленно, coda– первым темпом, 35, 36 такты – замедление.

5) Показать нюансы и характер звуковедения (legato).

6) Держать горизонтальный строй.

7) Слышать вертикальный строй, т.е. сочетание звуков в аккорде.

8) Держать интонацию в хоре, т.е. не занижать и не повышать интонацию.

9) Характер жеста в начале маленький, а при подходе к кульминации (27 такт) и на самой кульминации жест дирижера становится все больше и больше, и в 28 такте надо показать дробленое снятие и застыть на фермате. В 34 такте дирижер должен подхватит последнюю ноту на слог «у», иначе потеряется слово. Дирижерские трудности возникают при показе триоли и пунктирного ритма . Дирижер должен задержать 2-ю долю, когда руки дирижера наверху, хор поет восьмую. Дирижер должен предупреждать все снятия четким ауфтактом к снятию.

10) Показать все вступления партиям.

 

 

3. Список литературы:

1) В.Г.Соколов «Работа с хором» Москва музыка 1983г.

2) П.Г.Чесноков «Хор и управление им» Москва 1961г.

3) Т.Крутняева, Н.Молокова «Словарь иностранных музыкальных терминов» Москва музыка 2000г.

4) Лекции по хороведению (ГОУ СПО «ВПК №1»).

5) В.А.Самарин «Хороведение и хоровая аранжировка» Москва 2002г.

6) В.Л.Живов «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для ВУЗов. Москва Владос 2003г.

7) https:// www.horist.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: