Концепция развития школьной библиотеки
Концепция (план) развития библиотеки
Концепция развития библиотеки является документом, который обосновывает необходимость ее развития и преобразования и включает цели, задачи, направления и механизмы развития библиотеки. Концепция поможет:
- - выявить слабые и сильные стороны библиотеки;
- - определить перспективу и стратегические направления развития;
- - определить приоритеты в выборе технологий;
- - организовать внедрение технологий в деятельность библиотеки;
- - поможет поставить внедрение технологий на твердую финансовую основу;
- - поможет в создании фандрайзингового плана;
- - позволит измерить и оценить прогресс в инновационной деятельности;
- - позволит узнать всем заинтересованным: администрации, педагогическому коллективу, школьникам, родителям о деятельности библиотеки.
Предлагаем примерную структуру концепции, которая может лечь в основу плана развития школьной библиотеки и некоторые рекомендации к ней. Введение В первую очередь включает анализ состояния внешней среды. Сюда можно включить тенденции развития библиотечного дела, задачи, стоящие перед библиотечной общественностью, потребности системы образования и/или школы в информационно-библиотечных услугах. I. Стратегический анализ и оценка внутренней среды Раздел включает: 1. Анализ внутренней деятельности. Краткое описание деятельности и ресурсов библиотеки, выявление ее сильных и слабых сторон. 2. Ключевые проблемы На основе анализа и даже небольшого исследования выявляются проблемы обслуживания и обрисовываются недостатки в обеспечении потребностей пользователей библиотеки. Например, одним из недостатков может быть ограниченное комплектование библиотеки, и как следствие - возрастающее число отказов на запросы читателей/пользователей. Здесь же перечисляются проблемы, которые мешают внедрить информационные технологии в деятельность библиотеки: маленькое помещение, отсутствие читального зала, недостаточное количество компьютеров, устаревшее программное обеспечение и т.д. II. Концептуальные основы функционирования Обоснование потребностей пользователей Обоснование потребностей можно вывести из анализа внешних факторов (например, переход к компетентностной парадигме образования, внедрение проектных форм обучения, увеличение доли исследовательской деятельности школьников, низкий уровень информационной грамотности школьников) и внутреннего анализа деятельности и проблем библиотеки, которые подтверждают необходимость поиска новых стратегий деятельности, создания новых моделей информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса, необходимость включения библиотеки в информационное пространство школы и/или необходимость преобразования библиотеки в информационный центр. Миссия Эта часть включает главную стратегическую цель деятельности библиотеки. В качестве примера можно привести миссию школьной библиотеки, которая предлагается Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА): «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами» (Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек. URL: https://www.ifla.org/vii/s11/pubs/school-guidelines.htm). Перспективы развития Эта часть очерчивает будущие направления деятельности, которые помогут и библиотекарю, и любому, кто читает концепцию, понять намерения. Например, преобразование библиотеки в информационно-образовательный центр путем внедрения информационных технологий во все сферы деятельности библиотеки и создание программы по формированию информационной грамотности школьников. Сюда же можно включить принципы, на которых будет основываться деятельность библиотеки с учетом развития. Цели Цели должны быть реалистичны:
- - совершенствование информационно-библиотечного обслуживания;
- - расширение информационного пространства;
- - активное включение библиотеки в формирование информационной компетентности учащихся;
- - увеличение ассортимента информационно-библиотечных услуг.
Задачи Задачи обычно более конкретны, чем цели и могут быть разбиты на несколько направлений:
- - материально-технические (приобрести 3 компьютера и т.п.);
- - организационные (создать автоматизированное рабочее место библиотекаря, начать работу над электронным каталогом и пр.);
- - учебно-методические (разработать и внедрить программу формирования грамотности школьников);
- - кадровые (разработать план повышения квалификации работников библиотеки).
III. Механизмы реализации стратегий и концептуальных положений Этапы реализации Критическая часть концепции, которая описывает, что должно быть сделано, когда, сколько это будет стоить, и кто за это будет отвечать. Эту часть можно построить в виде таблицы, которая наглядно показывает предполагаемый график деятельности по каждому пункту плана. (Например, см. Приложение 1). Оценка и оценивание Включает предполагаемые методы оценивания эффективности деятельности на основе внедренных технологий, которые можно разбить на три блока:
- - использование технологий (статистика использования);
- - влияние технологий на пользователей (на учение и обучение);
- - обслуживание с помощью технологий.
Сюда можно включить предполагаемые инструменты для оценивания деятельности, как количественные, так и качественные:
- - традиционная библиотечная статистика;
- - сравнительные характеристики посещения библиотеки;
- - нетрадиционная статистика – использование компьютеров, количественные показатели по посещаемости сайта, использование электронного каталога;
- - анкетирование школьников и учителей;
- - включенное наблюдение – замечания пользователей;
- - сравнение с другими библиотеками.
IY. Прогнозируемые результаты: Эта часть плана включает предполагаемые улучшения, которые будут сделаны с помощью внедрения новых технологий. Предполагаемые результаты должны соотносится с целями деятельности. Такими предположениями могут быть:
- - обеспечение оперативного доступа к библиографическим базам данных библиотеки, к интернет-ресурсам;
- - увеличение спектра информационных услуг;
- - расширение объема информационных ресурсов;
- - сформированность умений учащихся в области поиска, извлечения и обработки информации, которые необходимы для его учебной деятельности;
- - повышение учебных достижений школьников.
Приложения Заключительной частью являются приложенные материалы, которые предлагают дополнительную информацию по каждому пункту концепции. Приложения могут включать:
- - Список оборудования библиотеки.
- - Список программного обеспечения.
- - Отчет о работе библиотеки за определенный промежуток времени.
- - Таблица средств использованных и предполагаемых средств на приобретение материалов для библиотеки.
- - Количественные показатели посещений.
- - Таблица невыполненных запросов.
- - Аналитическая записка исследования потребностей читателей.
- - Результаты обработки анкет.
|
|
Поиск по сайту:
|