Характеристики малой группы




Проблема группы в социальной психологии

«Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». С. Л. Рубинштейн

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из большого количества больших и малых групп, внут­ри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.

Социальная психология не может не уделять внимания психологии лю­дей, которые живут и работают прежде всего в малых группах. Она тща­тельно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функ­ционирования и развития общественно-психологических явлений и процес­сов, протекающих в этих общностях людей.

Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономически­ми причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для се­бя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности — экономиче­ские и социальные, — на которых потом строятся и они сами в целом. С дру­гой — каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профес­сиональной деятельности, которой они занимаются, для самоутверждения).

Т. Когарбиньский говорил: «Даже чтобы бороться за права личности, необходимо создать коллектив». На высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллек­тив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и дея­тельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высоконравственный облик, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесто­ронне и творчески.

Классификация групп

Условные Реальные  
Возрастные Половые и др. Большие Малые  
Устойчивые (нации, классы, профессиональные гр.) Стихийные (толпа, демонстрация) Естественные Лабораторные  
    Слаборазвитые или диффузные Высокоразвитые или коллектив  
      Формальные Неформальные  
      Референтн. Гр. членства  
               

 

Общие характеристики: композиция группы (т. е. состав), структура группы (строение группы), групповые процессы (нормативное поведения; развитие; лидерство и руководство; принятие групповых решений); групповые нормы и ценности; групповые санкции.

В большей степени изучены малые группы; в больших группах — толпа.

 

Малые группы

 

Это группа людей соответствует следующим характеристикам:

· численность от 2 до 50 человек.

· Люди находятся в непосредственном взаимодействии.

· Объединены совместной деятельностью.

· Наделены общегрупповыми социальными характеристиками.

а - общая атмосфера

б - общее настроение и т. д.

Величина группы влияет на:

§ личный вклад в общую деятельность каждого отдельного члена группы. Этот феномен выявил Макс Рингельманн, в дальнейшем он был назван «социальной леностью» — тенденция людей работать менее усердно тогда, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, по сравнению с тем, когда они несут личную ответственность за свою работу.

§ на сплоченность, Количество членов группы обратно пропорционально её сплоченности.

§ на характер взаимодействия: чем больше группа — тем формальней характер.

Оптимальный размер группы напрямую зависит от целей, с которыми эта группа создается. Если группа творческая, оптимальная численность составляет 5 чел. (боль. кол-во рассыпятся на минигруппы); тренинговые гр. — 12 чел.

 

Характеристики малой группы

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп. Основ­ными критериями выделения таких типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень разви­тия и т.д. Типологии часто определяются по дихитомическому принципу. Так, по общественному статусу группы делятся на фор­мальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей - на реальные и номинальные, по значимости - на референтные и группы членства. Наиболее употребительные типологии выделяются: по количеству человек и по уровню развития. Эти два критерия значимы и для педагогической организаторской деятельности учителя.

По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя три или два человека (соответственно, триады и диады). Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определен­ными характеристиками социальной группы. В социальной пси­хологии они обычно рассматриваются через межличностные от­ношения неформальной структуры. Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело. Большие группы изучались продолжи­тельное время с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в тол­пе, массе, аудитории, публике. Толпа, масса, аудитория и пуб­лика—типы больших социальных групп (Г.М.Андреева, Г.Тард, Г.Лебон).

Самое пристальное внимание в психологии было уделено ма­лой группе, поскольку она является основной социальной микро­сферой жизни человека. Малая группа - это такая, участники ко­торой лично знают друг друга. Все сколько-нибудь существенные социальные группы в жизни человека - малые группы. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, выступает совместная деятельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияю­щей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценно­сти и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, референтная группа имеет две ос­новные социальные функции: нормативную и сравнительную.

Следует отметить, что референтная группа может реально и не существовать, она может выступать лишь как воображаемая общ­ность или условная общность. Но даже и воображаемая индивидом группа способна определять особенности его поведения и влиять на принятие решений. Некоторые социальные группы мо­гут обладать ситуативной референтностью, которая со временем проходит. Так, для подростка группа сверстников обладает обыч­но достаточно высокой референтностью, однако, взрослея, инди­вид постепенно перестает ориентироваться на ее нормы.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности: ассоциа­ции, диффузные группы, и группы высокого уровня развития - кол­лективы. В ассоциации отсутствует объединяющая совместная дея­тельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным об­щением индивидов. В диффузной группе отсутствует и сплочен­ность, и организация, и совместная деятельность. В состоянии диф­фузии (рассеивания) часто находятся группы в первый период сво­его существования, когда отсутствует согласованность действий и групповые нормы еще не выработаны. Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Группы также рассматривают с точки зрения отношения к со­циуму: позитивного - просоциальные, либо негативного - асоци­альные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу общест­ву. Хорошо организованная асоциальная группа называется кор­порацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, же­сткой централизацией и авторитарным управлением, противопос­тавлением своих узких интересов общественным (например, хо­рошо организованная группа преступников).

 

Практический блок

Создайте документ в формате word. В правом верхнем углу напишите свою ФИ. Скопируйте таблицу Типология малых групп. На основании текста статьи «Проблема группы в социальной психологии» заполните столбик «Определение». Документ выложите в папку https://drive.google.com/drive/folders/1qeHRNKoWF8MlAwG-pBQqih2JBXyG1jhD?usp=sharing

 

Типология малых групп

Критерий Виды Определение
1. по общественному статусу фор­мальные  
неформальные  
2. по непосредственности взаимосвязей реальные Естественные Лабораторные
номинальные или условные группы  
3. по значимости референтные (эталонные) группы  
группы членства  
4. По количеству человек выделяют большие группы  
малые группы  
микрогруппы  
5. По уровню развития Слаборазвитые, ассоциа­ции, диффузные группы  
Высокоразвитые груп­пы, кол­лективы  
6. С точки зрения отношения к со­циуму просоциалъные  
асоци­альные.  

 

Контролирующий блок

По образцу выложенному 17.11.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: