Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше начата коррекция, тем лучше будет результат.
Попробуйте выполнить со своим ребенком – будущим первоклассником, следующие задания, и в случае их успешного выполнения вы можете спокойно ожидать 1 сентября. Но если ребенок хоть в чем-то затрудняется, то нужно сходить на консультацию к логопеду.
1) Повтори правильно за взрослым, после однократного прослушивания! та—то—ту ну—ны—на бо—ба—бы му—мы—ма да—ды—до па—пу—по ва—ву—во та—ка—па па—ка—та ка-на—па га—ба—да фа—ха—ка ка—фа—ха ба—да—га ва—ма – на па—ба—па та—да—та ва—фа—ва по—бо—по да—та—да фа—ва—фа пу—бу—пу ка—га—ка са—за—са ку – ко- ка га—ка—га па—пя – па по—пё - по пу—пю – пу пы—пи - пы ма—мя – ма ва—вя - ва ту—тю - ту бо—бё - бо ды—ди–ды фа—фя – фа пта—пто—пту—пты тма—тмо—тму—тмы кта—кто—кту—кты кна—кно—кну—кны фта—фто—фту—фты фка—фко—фку—фкы тпа—тпо—тпу—тпы пна—пно—пну—пны пта—тпа кта—тка фта—тфа пка—кпа фка—кфа хта—тха фпа—пфа гда—дга вба—бва винт – куст – зонт лист – бант – порт мост – салат - привет букет – пакет – халат – хвост автомат – томат – буфет – билет кот – кит – лифт – полёт – пилот канат – самолёт – март – бегемот салют – тыква – томат Толя – Таня – туман – табуретка топот – тополь – такси – туфли – тапки утка – батон – охота – куртка нитка – паста – плита - ворота - минута |
2) Повтори, не ошибись! жевать-зевать кожа-коза везу-вяжу Лиза-лыжа жалей-залей сок - цок лежать-лизать кошка - кочка сабля-цапля сели – щели шок- сок шутки-сутки уши-усы кашка-каска мишка-миска Машка-маска шашка - Сашка шины-сыны наш-нас башня-басня плач-плащ лук - люк рад – ряд ров – рёв рысь-рис были – били шипы – шипи сады - сади цветы – цвети маги-маки угол-укол манго-танго ворс – торс брус – трус ранец – танец ночка – дочка куча – туча лапки – тапки нолик – Толик банк – бант пол – пот Марк – март брат – брать мокнут – мокнуть ответ – ответь поход – доход круг – друг волк – долг |
3) Внимание!!! Звуки произносятся кратко [п] [т] [к], а не ПЭ, ТЭ, КЭ. 1) Назови первый звук в словах Ваза, снег, гром, топор, кабан; 2) Назови последний звук в словах Тигр, малина, карман, дети, лес; 3) Назови только гласные звуки в словах Лида, ландыш, грибы, совы, Эмма, дубы; 4) Придумай слово на звук г, ____________р, _____________м, ______________ б,____________л,_______________и,___________н,_____________ т, ________________к, ___________ в,__________у,____________ с,___________а,_____________з,____________ х___________________; 5) Назови по порядку все звуки в словах, посчитай их количество Пушка, дочка, майка, булка, банка; 6) Собери слова из звуков (звуки в быстром темпе произносит взрослый) Л,А,М,П,А, - лампа М,А,Р,К,А-марка А,И,С,Т-аист З,В,О, Н –звон Т,О,Р,Т – торт К,Р,А,Н - кран 7) Раздели слова на слоги (прохлопай), посчитай их количество Ков-шик, вер-ба, шар, ра-ма, двор, кар-тош-ка, бе-ге-мот; 8) Придумай слова на слоги РА, КО, МА, СО 9) Придумай слова из 3, 4, 5 звуков 10) Придумай слова из 1, 2, 3 слогов |
4) Работа над предложением
План
|
5) Лексико-грамматические игры
1) Я назову 1 предмет, а ты несколько.
стол – столы дом – дома крот - кроты
кольцо – кольца окно – окна лист – листья
дятел – дятлы воробей – воробьи колесо – колёса
2) Посчитай до 5 со словами: дом, конь, коза, змея, воробей
(один дом, два дома,…………………….пять домов)
3) Измени слова по вопросам. Отвечай одним словом.
4) Назови слова ласково книга – книжечкаковёр – коврик сапог – сапожок кольцо – колечко одеяло – одеяльце стул – стульчик кружка – кружечка гнездо – гнёздышко платье – платьице дерево – деревце 5) банка из стекла (какая?) - стеклянная снеговик из снега (какой?) - снежный книга из бумаги (какая?) - бумажная бочка из дерева (какая?) – деревянная 6) хвост у волка (чей?) - волчий голова у белки (чья?) - беличья ухо у лисы (чьё?) – лисье |
6) Нарисуй на листе бумаги большой квадрат……. В середине квадрата нарисуй цветок, на цветке бабочку, над цветком солнышко, под цветком машинку, справа от цветка домик, слева от цветка снежинку. В правом верхнем углу нарисуй круг, в левом нижнем углу треугольник, в правом нижнем углу крестик, в левом верхнем углу точку. |
|