Язык журналистских текстов.




Класс. Дистанционное обучение.

Элективный курс «Журналистика»

 

ВОЛКОВА О.В.

ГУ ЛНР «ЛОУ СШ № 57 имени Г.С.Петрова»

Урок 11-12

Жанровая палитра современной журналистики.

Язык журналистских текстов.

 

Содержание урока.

I. Прочитайте текст и ознакомьтесь с содержанием таблицы (таблица доступна по ссылке https://studme.org/42573/zhurnalistika/zhanrovaya_palitra_sovremennyh_massmedia ).

Нередко приходится слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций - «жанром».

А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего - своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики.)

 

Информационные жанры
 
 
Информация "Новость", "информационное сообщение", элемент "бегущей строки", "горячей линии"... Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления (объем обычно не более 5–30 строк)
Заметка По сути расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления (30–70 строк)
Информационная корреспонденция Корреспонденция отличается от заметки большими информативными возможностями за счет объема, повествовательноcnb и широты освещения (детализирование, прогнозирование) (30 100 строк)
Репортаж Изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик – непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги (от 100 строк)
Информационное интервью Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте
Комментарий Объяснение, "расшифровка" сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению (до 40 строк)
Информационный отчет Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов, съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая полученную фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц (50–300 строк)
Опрос Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам (обычно не более 150 строк)
Вопрос-ответ
  • 1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей, например "прямая связь".
  • 2. "Пинг-понг" (короткие вопросы и ответы) – автономно при презентации персон или в рассказах об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью (до 20 строк)
Совет Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом случае это узкоспециализированная информация: "советы садоводам", "наш домашний доктор" и т.д. (не более 80 строк)
Пресс-релиз "Закулисный жанр", ибо готовится, как правило, PR-журналистом для коллег из общественно-политических СМИ или специалистов. Фактологическая презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикации разного жанра (100–200 строк)
Некролог Не путать с извещением о кончине. Некролог – это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби (не более 150 строк)
Аналитический отчет Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие – в активном восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование (до 300 строк)
Аналитическая корреспонденция Элементы как минимум трех "чистых жанров" в корреспонденции присутствуют всегда: репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме (до 150 строк)
Аналитическое интервью "Поиск истины" в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как можно глубже раскрыли суть выбранной темы (до 300 строк)
Беседа Принципиальное отличие от интервью в активности журналиста до соотношения объема авторских слов 1:4. Ясно, что журналист, участвующий в беседе, должен быть неплохим специалистом в данной области (до 300 строк)
Круглый стол То же самое, что и беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенных решением одной или более проблем
Комментарий Призван не только разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению (до 150 строк)
Анкета Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме. Позволяет определить коллективное мнение по тем или иным проблемам и на основе анализа дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку (до 150 строк)
Мониторинг Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов (до 100 строк)
Рейтинг Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, топ-10 и т.д. (до 100 строк)
Рецензия Аргументированный критический отзыв, чаще всего о произведении литературы, искусства (до 250 строк)
Статья Часто употребляется как обобщающее определение любого журналистского произведения.   Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей (от 200 строк)
Журналистское расследование Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факлы автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами (от 200 строк)
Обозрение Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ – спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания и т.д. (100–250 строк)
Версия Моделирование собственного суждения но поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами)
Эксперимент Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником и т.д.)
Письмо Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (отвеное действие)
Исповедь "Крик души". Такие публикации чаще всего рождаются из читательской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний
Рекомендация Почти то же самое, что и совет, но кроме ответов на вопросы "что?" и "как?", здесь даются ответы на вопросы "почему?" и "почему так, а не иначе?" Художественно-публицистические жанры
Очерк Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма. Условия – документальность, фактичность, объективность (от 350 до 600 строк)
Фельетон Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра "фельетон" как аналитической статьи.
Памфлет "Брат" фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи, эпитетами
Пародия Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии
Сатирический комментарий Сопровождение события и явления (чаще – слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости
Житейская история Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и мотивы их поступков, часто вычленяющее плохих и хороших персонажей.
Легенда Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах
Эпитафия Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный эмоциями, своего рода "пресс-реквием"
Анекдот Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история
Шутка Вымысел, служащий развлечению читателей. "Добрый обман", часто используемый журналистами, например 1 апреля
Игра Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно объявляются один или несколько победителей

 

II. ЗАДАНИЕ.

Закончите высказывания, вставив определение жанра.

1. Жанр, который призван не только разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению, - это ________________________.

2. "Поиск истины" в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, - это ________________________________.

3. Сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование лежит в основе жанра __________________________________.

4. Рассказ о жизненном пути покойного, насыщенный эмоциями, своего рода "пресс-реквием" – это ___________________________.

5. Жанр, в основе которого ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей, - это ________________________.

6. Жанр, который позволяет определить коллективное мнение по тем или иным проблемам и на основе анализа дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку, - это ____________________________________.

7. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на детальном изучении событий, лежит в основе __________________________________.

8. Аргументированный критический отзыв, чаще всего о произведении литературы, искусства называется _________________________________________.

9. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам – это ________________________________.

10. Изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия", - _________________________________________.

11. Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации - ___________________________________________________.

12. Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов - _____________________________________________________.

13. Объяснение, "расшифровка" сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале, или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению – это _________________________________________.

14. "Закулисный жанр", который готовится, как правило, PR-журналистом для коллег из общественно-политических СМИ или специалистов. Фактологическая презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикации разного жанра, - это __________________________________________________.

15. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами, называется __________________________________________.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: