Класс. Дистанционное обучение.
Элективный курс «Журналистика»
ВОЛКОВА О.В.
ГУ ЛНР «ЛОУ СШ № 57 имени Г.С.Петрова»
Урок 11-12
Жанровая палитра современной журналистики.
Язык журналистских текстов.
Содержание урока.
I. Прочитайте текст и ознакомьтесь с содержанием таблицы (таблица доступна по ссылке https://studme.org/42573/zhurnalistika/zhanrovaya_palitra_sovremennyh_massmedia ).
Нередко приходится слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.
|
Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций - «жанром».
А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.
Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего - своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики.)
Информационные жанры | |
Информация | "Новость", "информационное сообщение", элемент "бегущей строки", "горячей линии"... Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления (объем обычно не более 5–30 строк) |
Заметка | По сути расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления (30–70 строк) |
Информационная корреспонденция | Корреспонденция отличается от заметки большими информативными возможностями за счет объема, повествовательноcnb и широты освещения (детализирование, прогнозирование) (30 100 строк) |
Репортаж | Изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик – непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги (от 100 строк) |
Информационное интервью | Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте |
Комментарий | Объяснение, "расшифровка" сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению (до 40 строк) |
Информационный отчет | Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов, съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая полученную фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц (50–300 строк) |
Опрос | Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам (обычно не более 150 строк) |
Вопрос-ответ |
|
Совет | Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом случае это узкоспециализированная информация: "советы садоводам", "наш домашний доктор" и т.д. (не более 80 строк) |
Пресс-релиз | "Закулисный жанр", ибо готовится, как правило, PR-журналистом для коллег из общественно-политических СМИ или специалистов. Фактологическая презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикации разного жанра (100–200 строк) |
Некролог | Не путать с извещением о кончине. Некролог – это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби (не более 150 строк) |
Аналитический отчет | Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие – в активном восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование (до 300 строк) |
Аналитическая корреспонденция | Элементы как минимум трех "чистых жанров" в корреспонденции присутствуют всегда: репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме (до 150 строк) |
Аналитическое интервью | "Поиск истины" в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как можно глубже раскрыли суть выбранной темы (до 300 строк) |
Беседа | Принципиальное отличие от интервью в активности журналиста до соотношения объема авторских слов 1:4. Ясно, что журналист, участвующий в беседе, должен быть неплохим специалистом в данной области (до 300 строк) |
Круглый стол | То же самое, что и беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенных решением одной или более проблем |
Комментарий | Призван не только разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению (до 150 строк) |
Анкета | Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме. Позволяет определить коллективное мнение по тем или иным проблемам и на основе анализа дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку (до 150 строк) |
Мониторинг | Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов (до 100 строк) |
Рейтинг | Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, топ-10 и т.д. (до 100 строк) |
Рецензия | Аргументированный критический отзыв, чаще всего о произведении литературы, искусства (до 250 строк) |
Статья | Часто употребляется как обобщающее определение любого журналистского произведения. Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей (от 200 строк) |
Журналистское расследование | Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факлы автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами (от 200 строк) |
Обозрение | Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ – спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания и т.д. (100–250 строк) |
Версия | Моделирование собственного суждения но поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами) |
Эксперимент | Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником и т.д.) |
Письмо | Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (отвеное действие) |
Исповедь | "Крик души". Такие публикации чаще всего рождаются из читательской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний |
Рекомендация | Почти то же самое, что и совет, но кроме ответов на вопросы "что?" и "как?", здесь даются ответы на вопросы "почему?" и "почему так, а не иначе?" Художественно-публицистические жанры |
Очерк | Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма. Условия – документальность, фактичность, объективность (от 350 до 600 строк) |
Фельетон | Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра "фельетон" как аналитической статьи. |
Памфлет | "Брат" фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи, эпитетами |
Пародия | Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии |
Сатирический комментарий | Сопровождение события и явления (чаще – слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости |
Житейская история | Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и мотивы их поступков, часто вычленяющее плохих и хороших персонажей. |
Легенда | Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах |
Эпитафия | Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный эмоциями, своего рода "пресс-реквием" |
Анекдот | Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история |
Шутка | Вымысел, служащий развлечению читателей. "Добрый обман", часто используемый журналистами, например 1 апреля |
Игра | Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно объявляются один или несколько победителей |
|
|
II. ЗАДАНИЕ.
Закончите высказывания, вставив определение жанра.
1. Жанр, который призван не только разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению, - это ________________________.
2. "Поиск истины" в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, - это ________________________________.
3. Сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование лежит в основе жанра __________________________________.
4. Рассказ о жизненном пути покойного, насыщенный эмоциями, своего рода "пресс-реквием" – это ___________________________.
5. Жанр, в основе которого ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей, - это ________________________.
6. Жанр, который позволяет определить коллективное мнение по тем или иным проблемам и на основе анализа дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку, - это ____________________________________.
7. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на детальном изучении событий, лежит в основе __________________________________.
8. Аргументированный критический отзыв, чаще всего о произведении литературы, искусства называется _________________________________________.
9. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам – это ________________________________.
10. Изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия", - _________________________________________.
11. Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации - ___________________________________________________.
12. Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов - _____________________________________________________.
13. Объяснение, "расшифровка" сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале, или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению – это _________________________________________.
14. "Закулисный жанр", который готовится, как правило, PR-журналистом для коллег из общественно-политических СМИ или специалистов. Фактологическая презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикации разного жанра, - это __________________________________________________.
15. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами, называется __________________________________________.