Снесарев А.Е. и его работы




Содержание

 

Введение

Салтыков А.Д. и его работы

Снесарев А.Е. и его работы

Обряды рождения и детства

Обряды и традиции брака

Свадебные обряды

Обряды и традиции похорон

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Этнографические работы, основанные на личных впечатлениях от страны, народа, несут в себе особую ценность. Одни из таких в отечественной литературе об Индии - "Этнографическая Индия" А.Е. Снесарева и "Письма из Индии" князя А.Д. Салтыкова. И Снесарев, и Салтыков много путешествовали по Индии, собирали материал, который и лёг в основу их работ. В них авторы очень подробно и с искренним интересом освещают все стороны индийской жизни: этикет, обычаи, одежду, религии, касты и т.д. Главное различие между "Этнографической Индией" и "Письмами из Индии" состоит в том, первая работа имеет научный характер и содержит в себе множество ссылок на труды других учёных, таких как Эмиль Сенарт, Х. Рисли, Г. Ольденберг. Снесарев тщательно сопоставляет и анализирует факты, иллюстрирует научный материал живыми примерами. Совсем по другому принципу работал А.Д. Салтыков. В основе "Писем из Индии" - письма, которые путешественник и художник писал своим родным из далёкой и неизвестной азиатской страны. Салтыков не приводит мнения известных учёных - вместо них он часто цитирует местных англичан, которые, как выяснилось, не всегда предоставляли достоверную информацию. Однако у его работы есть большое достоинство. "Письма из Индии" ярко и непосредственно иллюстрируют жизнь в Индии в середине 19 века, а ценность подобного рода литературы подтверждается тем фактом, что "Письма…" Салтыкова стали одним из наиболее часто цитируемых трудом об Индии того времени.

Так как весь материал, который затрагивают А.Е. Снесарев и А.Д. Салтыков, довольно большой по объёму, в этой работе мы затронем только обряды, связанные с жизненными этапами человека, то есть обряды рождения, детства, брака и похорон.


Салтыков А.Д. и его работы

 

Князь Алексей Дмитриевич Салтыков родился в 1806 году в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Он был обеспеченным дворянином по тем временам, имел 3500 душ во Владимирской губернии. Вначале судьба Салтыкова складывалась так же, как и у предыдущих поколений его семьи. В восемнадцать лет он поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, через пять лет уехал за границу - сначала в Константинополь, потом в Афины, Лондон, Флоренцию, Рим, Тегеран, снова в Лондон.

Однако, во время путешествий по Персии, А.Д. Салтыков понял, что ему ближе жизнь путешественника и художника, а не дипломата. Поэтому в 34 года в чине надворного советника он вышел в отставку, поселился в Париже, серьезно занялся рисунком и начал путешествовать по Индии и Европе.

Стоит заметить, что очень нужно было обладать довольно большой смелостью, особенно для того времени, чтобы отправиться в такое далёкое и длительное путешествие: одна лишь дорога до Индии занимала несколько месяцев, не говоря уже о том, что в самой стране не было никаких современных средств передвижения. Кроме повозок, запряжённых ослами или буйволами, автор "Писем…" путешествовал также и в паланкине. Последний вид "транспорта" был доступен только ночью, когда спадала жара.

А. Салтыков совершил два путешествия в Индию - первое в 1841-1843 гг., второе - в 1845-1846 гг.

После второго путешествия он вернулся в Париж, где вёл уединённую жизнь, уклоняясь от светских приёмов, посвящая свое время живописи и чтению. Его дом напоминал музей индийских раритетов, а редких гостей он принимал в индийском костюме, из-за чего в среде знакомых он получил прозвище Индиец.

При жизни были изданы труды А. Салтыкова - "Путешествие в Персию" (язык оригинала - русский) и "Письма из Индии" (работа сама по себе представляет сборник отредактированных писем, написанных родным, язык оригинала - французский), оба произведения несколько раз переиздавались, вместе с повествованием печатались и рисунки автора. Впоследствии "Письма об Индии" стали одним из наиболее цитируемых в европейской литературе об Индии текстов.

Снесарев А.Е. и его работы

 

Снесарев Андрей Евгеньевич родился 13 декабря 1865 года в селе Старая Калитва в Воронежской губернии в семье священника Евгения Петровича и Екатерины Ивановны. Учиться Андрей начал в приходской школе, где преподавал его отец. В 1884 году, после окончания Новочеркасской гимназии с серебряной медалью и благодарностью за успехи в изучении древних языков, Снесарев А.Е. поступил на физико-математический факультет Московского университета. Через 4 года он защитил диссертацию "Исследование о бесконечно малых величинах" и получил звание "кандидата чистой математики". Первое высшее образование Евгения Андреевича заметно повлияло на его дальнейшую деятельность, проявившись в увлечении военной статистикой, в строго логичном, структурированном подходе к оценке событий. Кроме того, он был и способным лингвистом: к 23 годам Снесарев А.Е. изучил четыре языка (латынь, французский, немецкий, английский), а впоследствии овладел четырнадцатью языками, в том числе узбекским, афганским, хинди, урду и другими.

Так как выпускники университета были обязаны отбыть воинскую повинность, молодой математик поступил в Московское Пехотное юнкерское училище, планируя после его окончания заняться подготовкой магистерской диссертации. Однако после окончания училища (с занесением имени на мраморную доску), он предпочёл военное дело. Одновременно с получением высшего военного образования Андрей окончил курсы при консерватории. В 1899 году, после выпуска из Академии Генерального штаба, молодого штабс-капитана направили в Индию с целью разведать обстановку в Английской армии. Эта поездка определила круг его интересов как востоковеда. Впоследствии Снесарев стал известен своими трудами по Афганистану, Индии и соседними с ними странами.

После впечатляющего путешествия он остался служить в Туркестанском военном округе, где позже встретил свою будущую жену Евгению Зайцеву. В 1904 году после свадьбы семья переехала в Петроград. Евгения Зайцева стала верной и любящей женой, матерью шестерых детей. Стоит отметить, что в трудное время именно её родители спасли архив учёного.

В Петрограде Снесарев работал в разведывательном управлении, продолжал изучать восточные языки, преподавал в Практической Восточной Академии. В это время его избирают председателем Среднеазиатского отдела Общества Востоковедения; в 1908 году он делает доклады на немецком языке на международном Конгрессе Ориенталистов в Копенгагене.

В 1910 году Андрея Евгеньевича назначили начальником Штаба 2-й Казачьей Сводной дивизии, с которой он и вступает в Первую Мировую войну. За боевые заслуги Снесарев А.Е. был награждён четырьмя орденами, в том числе орденом св. Георгия 4 ст. (равнозначен современному ордену "Герой России"), которым он особенно дорожил. Вот что пишет о нём его боевой товарищ Николай Георгиевич Ильинский: "Всегда спокойный, ровный в обращении, горячо отзывчивый к нуждам подчиненных полковник Снесарев снискал глубокое уважение и любовь полка, а, главное, вселил в подчиненных то доверие к себе, которое так важно в военном деле". Эти слова объясняют, почему после февральской революции, когда военных командиров поднимали на штыки свои же подчинённые, Снесареву А.Е. сохранили не только жизнь, но и выбрали руководителем военного подразделения.

Революция была для Андрея Евгеньевича потрясением и испытанием, как и для всех его современников. Его дневниковые записи времен гражданской войны свидетельствуют о неоднозначном отношении к новой власти. Из них становится понятно, что, перейдя на сторону восставшего "пролетариата”, он надеялся использовать свой авторитет и влияние в целях прекращения братоубийственной войны и, в конечном счёте, для блага страны.

После назначения в мае 1918 г. Снесарева Военным руководителем Северокавказского военного округа, он столкнулся с Ворошиловым и Сталиным: их раздражало, что Снесарев вёл боевые действия только против немцев и не хотел воевать с казаками. В результате он был арестован и спасён от расстрела только благодаря вмешательству инспекции Высшего Военного Совета. В Москве деятельность Андрея Евгеньевича в Царицыне была оценена положительно, и он был назначен командующим XVI Западной армии, позже он становится начальником Академии Генерального штаба Красной Армии. Не смотря на все трудности послереволюционной жизни Снесарев, как всегда, много работал: преподавал в ряде высших военных и востоковедных заведений, писал научные труды, рецензии, работал членом Высшего Редакционного Совета военной литературы. Он также принимал участие в создании Института Востоковедения, военным руководителем которого он был позже назначен. В 1927 г. Снесарев становится профессором, в 1928 году ему среди первых присвоили звание Героя Труда.

-й год стал трагичным для семьи военного учёного. Поводом для сфабрикованного обвинения послужили два Георгиевских вечера, которые проводились в 1924 и 25 годах в день Святого Георгия на квартире у Снесарева. Его, дважды приговоренного к расстрелу, спасает вмешательство Сталина: расстрел бел заменён 10 годами лагерей. Андрей Евгеньевич скорее всего бы погиб в заключении, если бы не самопожертвование его дочери, Евгении Андреевны, которая, поставив "крест" на своей будущей карьере филолога, устроилась работать санитаркой в СЛОН. Во многом именно благодаря стараниям Евгении Снесаревой, её отца, Героя Труда, освободили досрочно в 1934 году.

Умер Снесарев А.Е. через три года 4 декабря 1937 года в больнице, когда его семья как "врага народа", выселенная из дома, ютилась у родственников и знакомых.

После реабилитация в 1958 году, стараниями его дочери, началось воскрешение его имени и наследия. В 1973 году в серии "Русские востоковеды и путешественники" вышла книга "Андрей Евгеньевич Снесарев”, в 1981 - впервые была издана подготовленная к печати еще накануне ареста "Этнографическая Индия”, где подробно освещаются разделы, посвящённые религиям и верованиям индийцев - индуизму, ведизму, брахманизму, современному индуизму, исламу, буддизму, анимизму, христианству, сикхизму, джайнизму, парсизму рационалистическим сектам; разделы, посвященные истории и теории касты, а также разделы, посвященные общему описанию деревни, семьи, положению женщины, похоронным обрядам, пословицам, одежде и суевериям. Переиздан "Афганистан”, выходит в свет солидное исследование "Афганские уроки: выводы для будущего в свете идейного наследия А.Е. Снесарева”. Готовятся к печати письма и дневники, которые смогут дать много неизвестного и любопытного материала для историков. Интерес к судьбе и трудам этого замечательного человека не угасает и в наше время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: