Отличие договоров оптовой купли-продажи и поставки




Отличие договоров оптовой купли-продажи и поставки проявляются, прежде всего, в определении предмета и в содержании этих договоров.

Предметом оптовой купли-продажи являются только вещи, которые:

- а) могут предлагаться к продаже в розничных торговых организациях;

- б) в конечном счете предназначенные для продажи в розничной сети. Если какой-то товар в принципе не может быть предложен для продажи в магазинах гражданам, на его продажу не может быть заключен договор оптовой купли-продажи. Если же товар может продаваться в магазине и, в конечном счете, попадет в розничную сеть, то договоры, заключаемые любым числом лиц по пути движения этого товара, должны быть договорами оптовой купли-продажи. В отличие от этого, предметом договора поставки могут быть любые вещи, не изъятые из оборота, не отнесенные к регулированию другими видами договора.

Связь оптовой торговли и розничной. Розничная предназначена продавать товары гражданам. Отношения торговых организаций с гражданами оформляются договорами розничной купли-продажи. Гражданину в магазине противостоит специальный субъект – торговый предприниматель. Отличительные признаки коммерсанта удачно выражены в ст.2-4 Единообразного ТК США. Согласно этой норме коммерсант – тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом продажи. Покупатель, конечно же, подобными специальными знаниями и опытом не обладает, в основной массе. Учитывая такое реально существующее неравенство закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне – покупателю. У нас этим целям служит Закон о защите прав потребителей и др. Этот закон регулярно пополняется, тенденцией его развития является усиление защиты прав граждан. Розничную торговлю регулирует ряд других правовых актов, имеющих важное значение. Так, Постановлением Правительства от 19 января 1998 г. № 55 утверждены правила продажи товаров. Правила предусматривают требования к розничной торговле и также направлены на обеспечение интересов потребителей. Эти правила, как и многие другие законы, они образуют то, что Шершеневич в «Курсе торгового права» называл «административным торговым правом». П.11 Правил, к примеру, обзывает продавца предоставлять информацию покупателю об изготовителе товара, его местонахождении и т. д. Продавец должен иметь и предъявить покупателю по его требованию подлинник либо копию сертификата соответствия. Товары должны иметь маркировку либо ярлыки с указание цены, размеры, правил обращения с изделием и др. сведений. Указанные требования адресуются магазину. Однако они могут быть выполнены лишь изготовителем или оптовой организацией. Например, срок годности может указать только тот, кто изготовил товар. Соответственно эти вопросы должны находить урегулирование в договоре оптовой купли-продажи, заключаемом между розничной организацией и изготовителем. Например, условие об обязанности изготовителя обеспечить наличие на каждом изделии маркировки, содержащих сведения, предусмотренные п.11 Правил продажи товаров и т. д. В договоре оптовой купли-продажи должна быть определена организация, которая по поручению изготовителя или посредника будет выполнять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание изделия, а изготовитель или посредник обязаны заключить с такой организацией соответствующий договор. Закон 2000 г. О качестве и безопасности пищевых продуктов устанавливает, что в розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов, на этикетках пищевых продуктов кроме информации, установленной Законом о защите прав потребителей, должны быть указаны следующие сведения на русском языке: о содержании и пищевой ценности, о назначении и условиях применения, об условиях хранения, приготовления, дате изготовления, дате упаковки, сроки годности и др. Все эти требования, адресованные розничных организациям, могут быть выполнены, лишь если они переадресованы изготовителям или посредникам, предусмотрены в заключаемых с ними договорах. Процесс розничной торговли в настоящее время предъявляет множество других требований, которые подлежат урегулированию в договорах с поставщиками, чтобы быть исполненными. Поэтому они и требуют разработки нового вида договора – оптовой купли-продажи.

Можно предложить следующее его Определение: по договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок передать в собственность покупателя товары, предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять товары и оплатить их стоимость. Такой договор объективно необходим для создания товарного рынка. Его отсутствие закрепляет примитивный, отсталый уровень нашей торговли, ведет к массовым нарушениям прав и законных интересов граждан покупателей.

В товарном обращении может применяться договор с условным названием «предпринимательской купли-продажи». По целям и предмету он кардинально отличается от оптовой купли-продажи, поскольку не требует проведения в нем интересов граждан (потребителей). Предметом таких договоров могут быть любые вещи, не предназначенные для реализации гражданам. От договора поставки такой договор отличается по субъектному составу. В силу ст.506 ГК поставщиком признается предприниматель, который реализует производимые или закупаемые им товары. Т. о., поставщиками могут выступать производители либо заготовители товара. Что касается изготовителя – с ним все ясно, а кто такой заготовитель? – Им, по терминологии 505 статьи, является тот, кто закупает сельхозпродукцию для переработки или продажи. А вот оптовые и иные посреднические организации по смыслу 506 статьи не могут выступать поставщиками, они не заготовители. Более того, договор предпринимательской купли-продажи призван регулировать преимущественно разовые отношения купли-продажи, в отличие от этого, договор поставки предназначен для регулирования продолжительных отношений.

ТЕОРИЯ:

 

1. Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. В результате один из наиболее значимых договоров рыночных отношений - оптовой купли-продажи - на практике регулируется набором норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже в разных нормативных актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания. Сохраняется дисгармония с зарубежным законодательством, основывающим торговое предпринимательство на модели договора продажи.

Для понимания особенностей применения реализационных договоров в торговой сфере необходимо рассмотреть два явления, радикальным образом воздействующие на обязательственные отношения в торговле. Это определение сущности оптовой торговли и учет требований защиты интересов потребителей. Явления эти имеют определенную связь между собой.

В советский период под оптовой торговлей понималась деятельность по перемещению товаров от изготовителей и оптовых посредников в организации розничной торговли. Что касается обеспечения необходимыми ресурсами производственных и иных организаций и учреждений, то оно составляло самостоятельный сектор товарообращения и именовалось материально-техническим снабжением. Для руководства ими в стране существовали две различные системы планового распределения, возглавлявшиеся Минторгом СССР и Госснабом СССР.

На Западе подобного разграничения не проводилось никогда, и продажа любых товаров, кроме реализуемых гражданам через розничную торговую сеть, всегда понималась как оптовая торговля.

В связи с ликвидацией в нашей стране системы административно-планового распределения ресурсов, а также под воздействием зарубежной практики произошли изменения в понимании оптовой торговли. Введенный с 01.01.2000 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" закрепил определение понятия оптовой торговли. Это торговля товарами с последующей перепродажей или профессиональным использованием.

Таким образом, оптовой торговлей стало признаваться все товарное обращение, за исключением торговли розничной. Исчезло прежнее разделение материального снабжения организаций ресурсами для производственных (хозяйственных) нужд и оптовой торговли, обеспечивающей товарами розничную торговую сеть.

Закрепленное стандартом определение выглядит более точным с экономической точки зрения, поскольку для экономистов не имеют значения направления движения товаропотоков. В современной экономической литературе оптовый товарооборот принято рассматривать как совокупный объем продаж товаров производственными и торговыми организациями, а также посредниками другим организациям для последующей реализации населению или для производственного (хозяйственного) потребления. Однако в социальном отношении такое определение является неприемлемым, поскольку препятствует решению важных для общества задач.

По известному методологическому правилу любые определения не могут претендовать на истинность и завершенность. Они всего лишь лексическое обозначение объекта. Поэтому среди различных определений, обозначающих объект, необходимо выбирать не кажущееся более точным, а наиболее полезное с учетом решаемых на его основе задач. По этим причинам "точные" естественные науки вообще не работают с определениями понятий.

Между тем при разработке ГОСТ Р 51303-99 не были учтены важные и масштабные изменения в регулировании продаж товаров населению. Такие изменения произошли на Западе примерно 40 лет назад, а в нашей стране начались лишь с ликвидацией административно-плановой системы управления экономикой. Если за рубежом уже оформилось новое научное направление по защите прав потребителей, то у нас эти проблемы пока еще не осознаны глубоко наукой, в том числе правовой.

Указанные изменения происходят в русле идеологии обеспечения прав граждан и выражаются в усилении законодательной защиты интересов граждан-потребителей. Этим целям служит Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", положения § 2 гл. 30 ГК РФ и ряд других федеральных законов. В данном отношении достаточно сравнить прежний и новый КоАП, в котором почти в 5 раз увеличилось число норм об административной ответственности за нарушения прав потребителей.

В результате изменений требований к розничной торговле в ее взаимоотношениях с потребителями претерпевает изменения и деятельность по продвижению товаров от изготовителей и оптовых организаций в розничную торговую сеть. Она приобретает существенные и устойчивые отличия от других секторов товарного обращения. Здесь принцип обеспечения прав и интересов граждан как потребителей должен превалировать над принципом свободы договора.

С учетом изложенных обстоятельств имеется необходимость выделить в товарном обращении участок оптовой торговли в специальном значении - для целей обеспечения интересов потребителей. Оптовой торговлей (в специальном значении) предлагается считать деятельность по продвижению товаров на возмездной основе от изготовителей и оптовых посредников в организации розничной торговли для последующей продажи населению. Выделение оптовой торговли в таком виде имеет принципиальное значение, оно необходимо в интересах всего населения. Целью такой оптовой торговли является содействие полному и своевременному поступлению в розничную сеть товаров, необходимых населению и отвечающих его запросам.

 

2. Выяснение сущности оптовой торговли дает основания для выделения в качестве самостоятельного вида реализационных договоров договора оптовой купли-продажи. Его первичными отличительными признаками будут: 1) определенная сфера применения - оптовая торговля; 2) специальный субъектный состав участников; 3) целевая предназначенность реализуемых товаров - поступление в розничную торговую сеть для последующей продажи населению.

Оптовая торговля представляет собой отрасль экономики и вид коммерческой деятельности. Она предшествует процессу розничной торговли как важный и обязательный этап.

Участниками оптовой торговли выступают, прежде всего, изготовители товара. Другие важные ее участники - оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по подготовке и продвижению товара. Конечными звеньями выступают организации розничной торговли или индивидуальные торговые предприниматели.

Принципиальные отличия имеются в требованиях к предмету договора оптовой купли-продажи по сравнению с другими реализационными договорами.

Предметом договора оптовой купли-продажи служат только вещи, которые: а) могут предлагаться к продаже в розничных торговых организациях и б) в конечном счете предназначены для продажи в розничной торговой сети. Если какой-то товар в принципе не может быть предложен для продажи в магазинах гражданам, то на его реализацию не могут заключаться договоры оптовой купли-продажи. Если же он может продаваться в розничной сети и в конечном счете попадет на прилавок магазина, то договоры, заключаемые любым числом лиц по пути движения этого товара, будут договорами оптовой купли-продажи.

Для определения требований к содержанию договора необходимо проанализировать связь оптовой торговли с розничной. Розничная торговля предназначена продавать товары гражданам. Отношения торговых организаций с покупателями оформляются договором розничной купли-продажи.

Гражданину в магазине противостоит специальный субъект - продавец, действующий как торговый предприниматель, коммерсант. Коммерсант - это тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки. Покупатель, конечно же, подобными специальными знаниями и опытом не обладает. Учитывая такое реально существующее неравенство, закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне - покупателю.

Ряд федеральных законов и иных правовых актов предусматривают различные правовые и организационные требования к розничным торговым организациям, направленные на защиту интересов населения. Такие требования адресуются розничным организациям, однако они предварительно должны быть выполнены изготовителями или оптовыми организациями, имеющими необходимое производственное оборудование и помещения. Собственными силами розничные торговые организации не в состоянии исполнить соответствующие требования. Поэтому обязанности их выполнения должны предусматриваться в договорах оптовой купли-продажи, заключаемых с изготовителями и оптовиками.

Необходимость учета и урегулирования множества вопросов, диктуемых требованиями розничной торговли, создает видовые особенности договора оптовой купли-продажи. Можно предложить следующее определение этого договора.

По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары), предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять вещи и оплатить их стоимость.

Требования к розничной торговле, подлежащие отражению в договорах оптовой купли-продажи, определяются различными федеральными законами и иными правовыми актами. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров. Правила предусматривают ряд важных положений.

Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателей информацию об изготовителе товара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации, обязанной принимать претензии от покупателя, осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъявить покупателю подлинник сертификата на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или органом сертификации.

Товары бытового назначения должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, размеров, роста и иных сведений. При обнаружении недоброкачественности товара покупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (п. 27 Правил). Информацию об организациях, выполняющих ремонтные и восстановительные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товара.

Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установил, что в розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов. На этикетках, ярлыках либо вкладышах пищевых продуктов кроме информации, установленной федеральным законом "О защите прав потребителей", должна быть указана следующая информация на русском языке: о пищевой ценности продуктов, о назначении и условиях применения, об условиях хранения и приготовления, дата изготовления и дата упаковки.

Как выглядят условия договоров оптовой купли-продажи, обеспечивающие выполнение указанных требований. Это могут быть пункты, предусматривающие обязанность продавца (изготовителя или оптовика) произвести поставку товаров в соответствующей упаковке и расфасовке, обеспечить наличие на каждой единице товара необходимой маркировки либо ярлыков со всеми требуемыми сведениями. Должно предусматриваться представление копий сертификатов соответствия, заверенных уполномоченным лицом.

Для выполнения обязанности незамедлительной замены возвращаемых потребителями вещей в договоре должно предусматриваться создание в магазине обменного фонда на период гарантийного срока (при отсутствии специализированной гарантийной организации) или установленных сроков замены товара. Расходы по созданию обменного фонда возлагаются на изготовителя или оптовую организацию, поставляющие товар.

В договоре оптовой купли-продажи должна быть определена организация, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание изделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие товары. Наименование и адрес этой организации доводятся магазином до сведения потребителей.

Можно назвать следующие задачи, решению которых предназначен договор оптовой купли-продажи. Это: 1) обеспечение ритмичного и бесперебойного поступления товаров в розничную торговую сеть; 2) обеспечение наличия ассортимента товаров, максимально удовлетворяющего интересы покупателей, постоянное обновление и улучшение ассортимента; 3) поступление в магазины товаров высокого качества, безопасных для жизни и здоровья граждан; 4) поступление товаров в упаковке и расфасовке, удобных для пользования и хранения; 5) обеспечение полноты информации для покупателей о характеристиках товара, порядке пользования и хранения, сроках годности и др.; 6) обеспечение для покупателей возможности замены товара, его гарантийного ремонта и сервисного обслуживания и иные.

Законодательство о розничной торговле в настоящее время предусматривает множество различных требований по обеспечению интересов населения, которые, чтобы быть исполненными, предполагают привлечение усилий изготовителей и оптовых организаций. Правовой основой для решения указанных задач служит договор оптовой купли-продажи, нуждающийся в закреплении его в законе.

Статья 421 ГК РФ позволяет сторонам самим составить договор оптовой купли-продажи или соответствующим образом дополнить договор поставки. Однако в обстановке слабой конкуренции розничные торговые организации практически лишены возможности добиться от продавцов включения в договоры необходимых условий, поскольку ни нормы о договоре поставки, ни глава 30 ГК РФ в целом не предусматривают соответствующих прав розничных торговых организаций во взаимоотношениях с продавцами (поставщиками). Проводившиеся обследования показывают, что сейчас лишь в трети договоров между поставщиками и розничными торговыми организациями содержатся все необходимые условия, обеспечивающие соответствие товара правилам продажи в розничной сети.

Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания отечественного товарного рынка. Просчетом ГК РФ является то, что, предусмотрев в § 2 гл. 30 о договоре розничной купли-продажи положения, направленные на защиту прав потребителей, кодекс не установил соответствующих обязанностей изготовителей и оптовых организаций, усилиями которых только и возможно обеспечить выполнение соответствующих требований относительно продаваемого товара. Отсутствие законодательно урегулированного договора оптовой купли-продажи закрепляет примитивный уровень нашей торговли, препятствует улучшению обслуживания населения, ведет к массовым нарушениям законных интересов граждан.

 

3. В тех случаях, когда приобретаемые товары не предназначены для продвижения в розничную торговую сеть, у сторон уже нет необходимости заключать договор оптовой купли-продажи. Свои отношения они могут оформить договором поставки или договором купли-продажи для предпринимательских (хозяйственных) целей.

В этой связи необходимо рассмотреть отличительные черты договоров поставки и купли-продажи, являющихся наряду с оптовой куплей-продажей основными договорами товарного обращения.

Договор поставки - это российское явление, продукт отечественной правовой и предпринимательской мысли. Разработан он был наряду с уже существовавшим договором купли-продажи и предназначался для решения таких задач, для которых модель купли-продажи была явно непригодной. Это были закупки ресурсов для государственных, прежде всего - военных, нужд. Поставки носили, как правило, крупномасштабный и долговременный характер, с регулярно повторяющимися операциями по передаче и оплате стоимости товара. Весьма наглядно эти признаки прослеживаются на ранних этапах существования договора поставки - в указах Петра I о казенных подрядах и поставках.

В последующие периоды видовые сущностные черты договора поставки то размывались и он сближался до неразличимости с куплей-продажей, то вновь под влиянием потребностей хозяйственной практики выходили на первый план, получая соответствующее закрепление в законодательстве.

Так это было в Положениях о поставках продукции и товаров 1969 и 1981 гг., которые даже в условиях подчинения договора системе планового распределения закрепили ряд значимых возможностей. Так, был определен порядок заключения долгосрочных договоров, установлен примерный круг вопросов, подлежащих урегулированию на ряд лет. Подобные перспективные условия должны были предусматривать, в частности, последовательное расширение и обновление ассортимента, улучшение качества товаров, совершенствование тары, упаковки, способов отгрузки товаров и др. Другой важный момент состоял в допущении возможности воздействия покупателей на основе договора на производственную деятельность поставщиков в целях более полного удовлетворения интересов потребителей. На эти значимые свойства договора поставки обращали внимание известные российские цивилисты С.С. Алексеев, З.Г. Крылова, Р.О. Халфина, Д.Н. Сафиуллин, В.А. Язев и др.

К сожалению, указанные особенности оказались утрачены в ГК РФ, что резко свернуло и принизило возможности договора поставки. Модель договора поставки в ее нынешнем виде стала малопродуктивной, она не имеет четкого функционального предназначения.

В настоящее время отличия договора поставки и купли-продажи определяются, прежде всего, составом лиц, способных выступать в качестве поставщиков (в договорах поставки) и продавцов (в договорах купли-продажи).

Согласно ст. 506 ГК РФ в качестве поставщика может выступать лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и производящее или закупающее реализуемые им товары. Закупки товаров для последующей их поставки могут производиться специализированными организациями, профессионально осуществляющими такую деятельность. Термин "закупка" применяется в ГК РФ лишь в отношении организаций, осуществляющих контрактацию сельскохозяйственной продукции (ст. 535).

Таким образом, формально не могут выступать в качестве поставщиков оптовые торговые организации, не являющиеся заготовителями соответствующих товаров. Не вправе заключать договоры на поставку созданных ими товаров непредпринимательские организации. Не могут быть поставщиками многие другие субъекты торгового оборота, не обладающие признаками, указанными в ст. 506 ГК РФ.

В отличие от поставки договор купли-продажи является универсальной правовой моделью, применяемой во всех сферах торговой деятельности, где законом не предписано использование других видов договоров. Договор купли-продажи может заключаться любыми субъектами торгового оборота, в том числе некоммерческими (непредпринимательскими) организациями.

В юридической литературе высказано мнение, что договор поставки "наиболее оптимален" для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий; между изготовителями товаров и оптовыми торговыми организациями, специализирующимися на реализации указанных товаров *(30). Однако считать договор поставки "наиболее оптимальным" для регулирования отношений между изготовителями и оптовыми торговыми организациями едва ли верно из-за полного игнорирования в законодательстве о поставках условий, необходимых для последующей продажи товаров населению.

Статья 454 ГК РФ предусматривает, что по договору купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь (товар). Более точной представляется формулировка ст. 237 ГК РСФСР 1964 г., согласно которой продавец обязывался передать покупателю имущество. Запись в законе о передаче вещи (товара) на практике не рассматривается как обязанность передать лишь материальный предмет. Товаром по договору купли-продажи может быть любое имущество, включая ценные бумаги, информацию, объекты интеллектуальной собственности и др.

Предметом договора поставки ст. 506 ГК РФ называет товары. Как отмечалось ранее, не все то, что признается товаром в праве гражданском, является объектом коммерческого права.

Договоры купли-продажи и поставки в одинаковой мере выполняют функцию организации актов обмена товара на деньги и денег на товар. В соответствии с принципами построения ГК РФ общие положения о купле-продаже, регулирующие договоры купли-продажи, сосредоточены в § 1 гл. 30 ГК РФ. Общие положения о купле-продаже применяются также к отношениям по поставкам, если иное не предусмотрено нормами кодекса о договоре поставки. Применительно к договору поставки специальные правила, регулирующие отношения по поставкам, имеют приоритет над указанными общими положениями.

При анализе закрепленных в законе особенностей договора поставки следует отметить их крайнюю скудость и, что более существенно, искусственный характер отнесения их исключительно к договору поставки. По своей природе эти "особенности" договора поставки носят общий характер для реализационных договоров, а нередко - для всех договоров коммерческого права.

В качестве особенности заключения договора поставки отмечается предусмотренный кодексом специальный порядок урегулирования разногласий, возникших между сторонами относительно отдельных условий договора. Сторона, получившая подтверждение о согласии заключить договор, но на иных условиях, должна в течение 30 дней принять меры к согласованию условий договора, по которым возникли разногласия.

Данное правило на практике не соблюдается, поскольку закон: а) не предусмотрел последствий несоблюдения указанного требования; б) не урегулировал хотя бы в основных моментах процедуру согласования разногласий. Кроме того, в обстановке развала договорно-хозяйственных связей государство обязано содействовать их налаживанию. Поэтому требование об урегулировании разногласий с указанием общего порядка преддоговорных контактов следовало бы установить для всех видов коммерческих договоров.

Условие договора поставки, предусматривающее поставку товаров отдельными партиями в частные сроки в течение всего времени действия договора, конечно же, носит не специальный, а общий характер для всех видов реализационных договоров. Поскольку в общих положениях о купле-продаже такое правило отсутствует, стороны могут по своей инициативе воспроизводить его в договоре купли-продажи и других видах торговых договоров.

Давно известный инструмент организации торговых отношений - отгрузочная разнарядка, выдаваемая покупателем продавцу при необходимости отгрузки товаров в адрес конкретных получателей, также не может считаться спецификой поставочных отношений. Условие о выдаче отгрузочной разнарядки при необходимости может предусматриваться во всех других реализационных договорах.

Совершенно неосновательно в качестве особенности договора поставки названа возможность поставки по согласованному сторонами графику: декадному, суточному, часовому. Временные графики выполнения договорных обязанностей - чрезвычайно важный инструмент упорядочения и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В развитых странах общей практикой является согласование в договорах графиков выполнения тех или иных условий. Поэтому место норме о согласовании графиков вовсе не в параграфе о договоре поставки, а в общих положениях о договоре.

В настоящее время сохраняется тенденция к применению договора поставки для регулирования отношений крупномасштабного и долговременного характера, отношений между отраслями хозяйства и регионами. Достаточно указать на группу законов о поставках для государственных нужд, на периодически издаваемые постановления Правительства РФ о поставках товаров в районы Крайнего Севера, поставках техники, горючего, химикатов для нужд сельского хозяйства и др.

В указанных актах отражается общая предназначенность поставки для налаживания фундаментальных отношений между отраслями хозяйства, а также отношений производственной кооперации, когда предприятия устойчиво сцеплены между собой процессами переработки сырья и материалов, обеспечения комплектующими узлами и деталями. Кооперационные связи головного производителя и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий - это всегда поставка, но не купля-продажа.

Таким образом, существует объективно проявляющаяся необходимость в договоре, организующем крупномасштабные, долговременные отношения по обеспечению сырьевыми и материальными ресурсами и реализации готовых товаров. Это предполагает существенную переработку норм ГК РФ о договоре поставки.

Договор поставки должен регулировать никак не упорядоченные сейчас отношения долгосрочного характера, обеспечивая длительное хозяйственное сотрудничество субъектов по реализации ресурсов, организацию иных крупномасштабных связей. В договоре поставки наряду с вопросами реализации товаров должны находить решение связанные с нею задачи производственного, технологического и организационного характера. Установление возможности воздействия покупателей на хозяйственную деятельность поставщиков призвано обеспечивать последовательное улучшение конструктивных характеристик, качественных показателей изделий на основе внедрения новых технологий и материалов в целях превращения наших товаров в конкурентоспособные на внешнем рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: